Электропривод механизма передвижения крана

 

ЭЛЕКТРОПРИВОД МЕХАНИЗМА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КРАНА, содержащий асинхронный электродвигатель, две фазы обмотки статора которого подключены через один коммутатор к зажимам для подключения к источнику питания, тиристорньй коммутатор, вход которого соединен с обмоткой ротора электродвигателя , а выход подключен к резистору , тиристоры, подключенные параллелЬно резистору, дополнительный резистор , подключенньй через выпрямитель к обмотке ротора, последовательно соединенные пороговый элемент и ключевой элемент, выход которого через распределитель импульсов соединен с управляющими электродами тиристоров коммутатора, а выход порогового элемента - с дополнительным резистором через контакты одних оелеййых элементов, другие контакты которьк подключены к управляют -™ электродам тиристоров, командоаппарат , выходами соединенный с одними релейными элементами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены другой коммутатор, реле времени, другой релейный элемент, датчик точного останова, элемент И и элемент ИЛИ, выход которого соединен с одним входом элемента И, связанного выходом через другой релейный элемент с управляющим входом другого коммутатора в цепи третьей фа.зы обмотки статора электродвигателя и с реле времени, замыкающий контакт которо (Л го подключен параллельно ключевому элементу, входы элемента ИЛИ соединены с входами одних релейных элементов , другой вход элемента И с входом одного коммутатора и через датчик точного останова - с выходом командоаппарата. 2. Электропривод по п. 1, отличающийся тем, что в него введены другой элемент ШШ и релей4 ный элемент, вход которого соединен О) с вьпсодом элемента ИЛИ, соединенного со входами с соответствующими выходами командоаппарата, замыкающий контакт релейного элемента подключен параллельно датчику точного останова.

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1104631

3 H 02 ? 5/28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<" «ДИ ЖкА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 35?642 1/24-07 (22) 08.04, 83 (46) 23.07.84. Бюл. К - 27 (72) В.С.Боев, П.М.Канарейкин и А.А.Витер (53) 621. 313.43 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Ф 860246, кл. Н 02 P 3/24> 1979 °

2. Авторское свидетельство СССР

У 936326, кл. Н 02 Р 5/28, 1980. (54)(57) ЭЛЕКТРОПРИВОД МЕХАНИЗМА

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КРАНА, содержащий асинхронный электродвигатель, две фазы обмотки статора которого подключены через один коммутатор к зажимам для подключения к источнику питания, тиристорный коммутатор, вход которого соединен с обмоткой ротора электродвигателя, а выход подключен к резистору, тиристоры, подключенные параллельно резистору, дополнительный резистор, подключенный через выпрямитель к обмотке ротора, последовательно соединенные пороговый элемент и ключевой элемент, выход которого через распределитель импульсов соединен с управляющими электродами тиристоров коммутатора, а выход порогового элемента — с дополнительным резистором через контакты одних келейных элементов, другие контакты которых подключены к управляющим электродам тиристоров, командоаппарат, выходами соединенный с одними релейными элементами, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены другой коммутатор, реле времени, другой релейный элемент, датчик точного останова, элемент И и элемент ИЛИ, выход которого соединен с одним входом элемента И, связанного выходом через другой репейный элемент с управляющим входом другого коммутатора в цепи третьей фазы обмотки статора электродвигателя и с реле времени, замыкающий контакт которого подключен параллельно ключевому элементу, входы элемента ИЛИ соединены с входами одних релейных элементов, другой вход элемента И— с входом одного коммутатора и через датчик точного останова — с выходом командоаппарата.

2. Электропривод по п. 1, о тл и ч а ю шийся тем, что в него

:введены другой элемент ИЛИ и релейный элемент, вход которого соединен с выходом элемента ИЛИ, соединенного входами с соответствующими выходами командоаппарата, замыкающий контакт релейного элемента подключен параллельно датчику точного останова.

1104631

Изобретение относится к электротехнике и может быть испопьзовано в электроприводах различных грузоподъемных механизмов.

Известен электропривод механизма передвижения крана, содержащий асинхронный электродвигатель, основной коммутатор в цепи обмотки статора, тиристорный коммутатор в цепи обмотки ротора, к выходу которого под- 10 ключен резистор, последовательно соединенные пороговый элемент и распределитель импульсов, выход которого соединен с управляющими электродами тиристоров коммутатора, вход порого. 15 вого элемента соединен с анодной группой тиристоров коммутатора, дополнительный коммутатор, соединенный с выходом тиристорного коммутатора и с двумя фазами обмотки стато- 20 ра, блок управления, соединенный с управляющими входами коммутаторов (1 ).

Недостатком этого устройства является низкая надежность работы из- 2s за того, что в области малых нагрузок электропривод теряет устойчивость при переходе из двигательного режима в режим торможения.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является электропривод механизма передвижения крана, содержащий асинхронный электродвигатель, две фазы обмотки статора которого подключены через один коммутатор к зажимам для подключения к источнику питания, тиристорный коммутатор„ вход которого соединен с обмоткой ротора электродвигателя, а выход подключен к резистору, тирис-( торы, подключенные параллельно резистору, дополнительный резистор, подключенный через выпрямитель к обмотке ротора, последовательно соединенные пороговый элемент и ключевой элемент, выход которого через распределитель импульсов соединен с управляющими электродами тиристоров коммутатора, а вход порогового элемента соединен с дополнительным резис50 тором через контакты одних релейных элементов, другие контакты которых подключены к управляющим электродам тиристоров, командоаппарат, выходами соединенный с одними релейными элементами (2 ).

Недостатком известного устройства является низкая производительность механизма в связи с тем„ что при уменьшении скорости тиристоры комму- татора закрываются, так как напряжение порогового элемента становится выше, чем напряжение управления (переключились контакты релейных элементов). Поэтому электродвигатель продолжает вращаться и уменьшает скорость вращения за счет статического момента сопротивления нагрузки.

Однако при таком низком уровне замедления значительно уменьшается точность остановки электропривода в заданной позиции, так как отключение электродвигателя необходимо производить на значительном расстоянии от места остановки. (Неточность останова механизма приводит к повторному включению электродвигателя для достижения заданной позиции, чем увеличивается время, затрачиваемое на доставку гру. зов, и соответственно уменьшается производительность работы механизма.

Другой недостаток состоит в низкой надежности работы устройства из-за того, что возможно нарушеиие коммутации тиристоров при их переключении в момент перехода на пони-. женную скорость с применением торможения, так как на повышенной скорос. ти из-за низкой частоты тока в об.мотке ротора тиристоры длительное время находятся во включенном состоянии при снятии управляющего сигнала.

Целью изобретения является повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что в электропривод механизма передвижения крана, содержащий асинхронный электродвигатель, две фазы обмотки статора которого подключены через один коммутатор к зажимам для подключения к источнику питания, тиристорный коммутатор, вход которого соединен с обмоткой ротора электродвигателя, а выход подключен к резистору, тиристоры, подключенные параллельно резистору, дополнительный резистор, подключенный через выпрямитель к обмотке ротора, послеповательно соепиненные пороговый элемент и ключевой элемент, выхоп которого через распределитель импульсов соединен с управляющими электродами тиристоров коммутатора, а вход порогового элемента — с дополнительным резистором через контакты одних релейных элементов, другие контакты

1 104631 которых подключены к управляющим электродам тиристоров, командоаппарат, выходами соединенный с одними релейными элементами, введены другой коммутатор, реле времени, другой релейный элемент, датчик точного останова, элемент И и элемент ИЛИ, выход которого соединен с одним входом элемента И, связанного выходом через другой релейный элемент с 10 управляющим входом другого коммутатора в цепи третьей фазы обмотки статора электродвигателя и с реле времени, замыкающий контакт которого подключен параллельно ключевому элементу, входы элемента ИЛИ соединены с входами одних релейных элементов, другой вход элемента И соединен с входом одного коммутатора и через датчик точного останова — с выходом командоаппарата.

Кроме того, в электропривод механизма передвижения крана могут быть введены другой элемент ИЛИ и релейный элемент, вход которого соединен с выходом элементй ИЛИ, соединенного входами с соответствующими выходами командоаппарата, замыкающий контакт релейного элемента подключен параллельно датчику точного останова.

На чертеже показана блок-схема устройства.

Электропривод механизма передви- жения крана содержит асинхронный

35 электродвигатель 1, две фазы обмотки статора которого подключены к источнику питания через один коммутатор 2, а третья фаза обмотки статора — через другой коммутатор 3, тиристорный коммутатор 4,вход которого соединен с обмоткой ротора электродвигатсля 1, а выход подключен к резистору 5, тиристоры 6 и 7, подключенные параллельно резистору 5, последовательно соединенные пороговый элемент 8 и ключевой элемент 9, выход которого через распределитель 10 импульсов соединен с управляющими выходами тиристоров коммутатора 4, 50 резистор 11, подключенный к обмотке ротора через выпрямитель 12 реле 13 времени, релейные элементы 14 — 17, причем вход порогового элемента 8 соединен с резистором 11 через контакты 18 и 19 релейных элементов 15 и 16, а контакты 20 — 22 соответственно релейных элементов 16 — 14 находятся в цепи управляющих электродов тиристоров 6 и 7, элемент ИЛИ ?3, входы которого соединены с выходами блоков 24 и 25 управления, а выход элемента ИЛИ 23 через блок 26 управления соединен с реле 13 времени, контакт 27 которого включен параллельно ключевому элементу 9 и контакту 28 релейного элемента 14, элемент И 29, выход которого через релейный элемент 30 соединен с управляющим входом коммутатора 3, а один его вход соединен с выходом элемента ИЛИ 23, другой вход — с выходом блока 31 управления, соединенного с управляющим входом коммутатора 2 и с командоаппаратом 32, выходы которого соединены с входами блоков 24 и 25 управления, релейным элементом 14 и со входами элемента ИЛИ 33, соединенного выходом с реленым элементом 14, контакт 34 которого включен параллельно датчику 35 точной остановки, блоки 24 и 25 содержат последовательно соединенные элементы HE 36 и 37, элементы 38 и 39 задержки и элементы И 40 и 41, соединенные другими входами с выходами командоаппарата 32.

Устройство работает следующим образом.

После замыкания контактов командоаппарата 32 сигнал подается через блок 31 управления на вход коммутатора 2, который включается, и на две фазы обмотки статора электродвигателя 2 подается напряжение от источника питания. Включается также один из релейных элементов, например 15, так как на входы элемента И 41 подаются один сигнал от командоаппарата 32 и другой сигнал от элемента HE 3? через элемент 39 задержки, входящие в блок 25 управления. Релейный элемент 15 замыкает контакты 18 и 21. Соответственно напряжение, снимаемое с резистора 11, подается через пороговый элемент 8 на вход ключевого элемента 9 ° Включаются тиристор 6 и клЬчевой элемент 9. Напряжение в виде управляющего импульса через распределитель 10 импульсов подается на управляющие электролы тиристоров коммутатора 4, которые включаются и замыкают обмотку ротора электродвигателя 11 на резистор 5.

Коммутатор 3 находится во включенном положении тока, так как на вход элемента ИЛИ 23 подается сигнал с выхода элемента И 41. Элемент И 291 также находится во включенном поло1104631 женин, так как на его входы подаются сигналы с выхода элемента ИЛИ 23 и cl выхода блока 3 1 управления. Реиейный элемент 30 замыкает контакты в цепи управляющего входа коммутатора 3.

Электродвигатель 1 приходит во вращепие и при достижении скорости, при которой сигнал напряжения обмотки ротора становится ниже порога срабатывания элемента 8, тиристоры коммутатора 4 закрыва|отся и электродвигатель 1 тормозится. При снижении скорости снова возрастает напряжение в цепи обмотки ротора электродвигателя, что приводит к отпиранию тирис- 15 торов коммутатора 4. Таким образом, скорость электродвигателя поддерживается на заданном уровне импульсным способом регулирования.

Переход на повышенную скорость 20 происходит после отключения релейного элемента 15 и включения релейного элемента 14, когда замыкаются контакты 28 и 22.

Перед остановкой механизма необхо-2S димо уменьшить скорость электродвигателя. Переключаются контакты командоаппарата 32. Отключается релейный элемент 14, однако релейный элемент 15 не включится, так как сигнал зо с элемента НЕ 37 на вход элемента И 41 поступает с временной задержкой. Поэтому элемент И 41 выключен. На выходе элемента ИЛИ 23 сигнал принимает нулевое значение. 35

Релейный элемент 30 отключается и коммутатор 3 находится в отключенном положении. Отключается ключевой элемент 9, тиристоры 6 и 7 и с задержкой на время окончания коммутации тиристоров замыкается. контакт 27 реле 13 времени. Тиристоры коммутатора 4 открываются и электродвигатель 1 питается от источника переменного тока по двум фазам. Так как в цепи обмотки ротора электродвигателя 1 включен резистор 5 с достаточно большим сопротивлением, то на валу электродвигателя возникает тормозной момент, что приводит к интенсивному уменьшению скорости. После завершения временной задержки на вход элемента И 41 подается управляющий сигнал.

Репейный элемент 15 включается и электродвигатель 1 переходит на пониженную скорость. Перед остановкой происходит переключение релейных элементов аналогично тому, как описано выше. Включен релейный элемент 16 и отключен релейный элемент 17, так как на выходы элемента ИЛИ 33 не поступают управляющие импульсы. Контакт 34 разомкнут и на управляющий вход коммутатора 2 поступает сигнал от командоаппарата 32 через датчик 35 точной остановки.

После достижения заданного положения датчик 35 размыкается и коммутатор 2 отключается. На обмотку статора электродвигателя 1 не подается напряжение и он останавливается.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает автоматический переход из двигательного режима в режим торможения и наборот при переключении скоростей электродвигателя, чем достигается высокая надежность его работы.

1104631

Составитель Е.Перемыслова . Редактор Н.Пушненкова Техред М.Кузьма Корректор В. Бутяга

Заказ 5318/41 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113031, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

Электропривод механизма передвижения крана Электропривод механизма передвижения крана Электропривод механизма передвижения крана Электропривод механизма передвижения крана Электропривод механизма передвижения крана 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для мощных синхронных и асинхронных трехфазных электрических машин, имеющих параллельные ветви обмотки статора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в установках, требующих плавного и автоматического регулирования скорости механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где применяются электроприводы переменного тока в бесконтактном исполнении

Изобретение относится к электротехнике, а именно к управлению электрическими машинами, и может быть использовано в электроприводе для ступенчатого регулирования скорости асинхронного электродвигателя в сторону ее уменьшения

Изобретение относится к электротехнике, в частности к асинхронным электроприводам с частотно-токовым управлением, и может быть использовано в промышленных, транспортных и приборных электромеханических системах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для пуска и останова центробежных вибраторов, применяемых для очистки от налипания на стенках бункеров сыпучих материалов при их переработке

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроприводу, и может быть использовано для ограничения крутящего момента на валу асинхронного электродвигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для плавного пуска и регулирования скорости асинхронных тиристорных электроприводов общепромышленного применения, а именно, в приводах вентиляторов, компрессоров, насосов, шлифовальных машин, транспортеров, механизмов горизонтального перемещения подъемно-транспортных машин и др

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при управлении системами «преобразователь частоты с автономным инвертором напряжения - асинхронный двигатель» (ПЧ-АД), работающими на механизмы с циклической знакопеременной нагрузкой (штанговые глубинные насосы, механизмы с кривошипно-шатунными приводами и т.п.)
Наверх