Устройство для термической деструкции масел

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕРМИЧЕСКОЙ ДЕСТРУКЦИИ МАСЕЛ, содержащее емкость для окисления масла в тонком слое с размещенными в ней с зазором испарителем и нагревателем, отличающееся тем, что, с целью расширения возможности исследования деструкции масел в условиях , приближенных к реальным, оно дополнительно снабжено торцовым нагревателем, а испаритель вьшолнен в виде неподвижно установленного поршня продольными пазами по образующей и кольцевыми канавками. (Л СП 00 ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧ ЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) 3(5D G 01 N 33 28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ay,„g (21) 3582154/23-26 (22) 21 .04 . 83 (46) 30.07.84. Бюл. 11 - 28 (72) Л.А. Ашкинази, А. C . .Куракин, А. Б. Порай-Кошиц, Н.А. Ряполова, Л.Д. Ряполов и В.А. Сомов (71) Северо-Западный заочный политехнический институт (53) 621.892.8:620.179.08 (088.8) (56) 1. Метод оценки антиокислительных свойств моторных масел.

ГОСТ 20457-75.

2. Авторское свидетельство СССР

В 744325, кл. С 01 N 33/28, 1980. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕРМИЧЕСКОЙ ДЕСТРУКЦИИ МАСЕЛ, содержащее емкость для окисления масла в тонком слое с размещенными в ней с зазором испарителем и нагревателем, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения воэможности исследования деструкции масел в условиях, приближенных к реальным, оно дополнительно снабжено торцовым нагревателем, а испаритель выполнен в виде неподвижно установленного поршня продольными пазами по образующей и кольцевыми канавками.

2, Устройство по п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что нагреватель выполнен из отдельных секций, 1105815 расположенных снаружи вдоль емкости, каждая из которых снабжена системой регулирования мощности.!

9

Изобретение относится к химической промышленности и может бьггь использовано в лабораториях при исследовании влияния различных присадок, в частности твердых ингибиторов старения, и пакетов присадок на термическую стабильность и антиокислительные свойства моторных масел и их работоспособность.

Для изучения термической деструк- 10 ции моторных масел может быть использована, например, известная установка ИКМ, применяемая в настоящее время промышленностью для оценки антиокислительных свойств 15 моторных масел. Установка ИКИ представляет собой двигатель внутреннего сгорания, имеющий цилиндр, вставленный в него поршень и нагреватели для предварительного разогрева масла,20

Для проведения испытания в картер двигателя заливают масло, нагревают его до 70 С, затем пускают двигатель и производят обкатку в течение 4 ч. После обкатки производят замену отработанного масла свежим, нагревают его до 70 С, прокручивают двигатель электромотором в течение

2 мин и пускают двигатель. Испьгтание проводят в течение 40 ч этапами по 30

10 ч при температуре головки цилиндра (под свечой) 250 С и температуре масла в картеле 120 С 1J.

Недостатком установки ИКИ явля- 35 ются ограниченные возможности эксперимента, что обусловлено невозможностью испытаний при повышенных температурных режимах. Это связано с тем, что черезмерное увеличение тем- 40 пературы может привести к черезмерным температурным деформациям деталей, заклиниванию поршня и выходу из строя двигателя. Следовательно, установка не может обеспечить проведение экс- 4 периментов при высоких температурах, имитирующих условия работы масла в двигателе внутреннего сгорания.

Известно устройство для оценки термоокислительной стабильности масел, которое может бьггь использовано для исследования деструкции моторных масел, Устройство содержит узел окисления масла в тонком слое, имеющий емкость, внутри которой размещен нагреватель с надевающимся на него стаканом. Масло нагревается до заданной температуры и попадает в кольцевую камеру, образованную стенками емкости и стакана, где омывает стенки, нагретые до высокой температуры (на

50-100 выше температуры масла в резервуаре) ) 2 ).

Недостаток устройства заключается в ограниченных возможностях исследования деструкции масел, так как оно не может обеспечить условий эксперимента, близких к условиям работы моторных масел в двигателях внутреннего сгорания. Так, устройство не может обеспечить нагрев поверхностей с заданным графиком температур, что важно для двигателей внутреннего сгорания, где температура изменяется от максимальной в камере сгорания до минимальной в районе картера.

Кроме того, поверхности емкости и стакана, образующие кольцевую камеру, являются гладкостенными,поэтому процесс деструкции проходит без существенных изменений условий только в тонком слое масла кольцевой камеры. В реальном двигателе процесс деструкции происходит как в кольцевом зазоре между поршнем и цилиндром, который в исправном и прогретом двигателе практически равен нулю, так и в кольцевых канавках поршневых колец.

Цель изобретения — расширение возможности исследования деструкции масел в условиях, приближенных к реальным.

Для достижения пос тавленной цели устройство для термической деструк1105815

55 ции масел, состоящее из емкости для окисления масла в тонком слое с размещенными в ней с зазором испарителем и нагревателем, дополнительно снабжено торцовым нагревателем,а испаритель выполнен в виде неподвижно установленного поршня с продольными пазами по образующей и кольцевыми канавками.

При этом нагреватель выполнен из отдельных секций, расположенных снаружи вдоль емкости, каждая из которых снабжена системой регулирования мощности.

На фиг.1 показано предлагаемое устройство для термической деструкции масел; на фиг.2 — разрез А-А на фиг. 1.

Устройство состоит иэ емкости 1, испарителя, выполненного в виде поршня 2, неподвижно установленного внутри емкости.

Для имитации различных типов двигателей зазор между внутренней поверхностью емкости и внешней поверхностью испарителя устройства выполнен соответствующим зазору между цилиндром и поршнем двига— теля, т.е. находится в пределах

0,02-0,4 мм.

С внешнеи стороны емкости 1 имеется нагреватель 3, состоящий из отдельных секций, расположенных снаружи вдоль емкость, и торцовый нагреватель 4..

Для нагнетания масла имеется трубопровод 5, а для слива масла— трубопровод 6 . Газовая среда подается внутрь устройства по трубопроводу 7.

На поверхности 8 по образующей испарителя 2 для слива избытка масла расположены продольные пазы 9 и для обеспечения промежуточного контакта разогретого масла с газовой средой выполнены кольцевые канавки 10.

Торцы емкости 1 герметично закрыты верхней 11 и нижней 12 торцовыми крышками. Верхняя торцовая крышка 11 имеет каналы для подвода газовой среды и испытуемого масла и обогревается торцовым нагревателем

4. Нижняя торцовая крышка 12 имеет каналы для отвода испытуемого масла и газовой среды.

В цилиндре двигателя внутреннего сгорания нагрев происходит нерав5

30 номерно. В момент вспышки больше нагреваются головка поршня и гильза цилиндра в районе камеры сгорания, где температура максимальна. По мере удаления от камеры сгорания температура стенки цилиндра уменьшается. Кроме того, масло между поверхностью маслосъемного кольца поршня и гильзой цилиндра образует пленку, толщина которой близка к нулю, так как поверхность маслосъемника кольца прижата к поверхности гильзы и скользит по ней.

При соприкосновении масляной пленки с раскаленной поверхностью гильзы цилиндра происходит деструкция масла с выделением лакообразных фракций и продуктов окисления.

С целью имитации температурного режима двигателя каждая секция нагревателя 3 и торцовый нагреватель 4 снабжены индивидуальной системой регулирования мощности.

В зависимости от необходимой степени автоматизации для регулирования мощности секций нагревателя 3 и торцового нагревателя 4 могут быть использованы различного типа терморегуляторы, лабораторные автотрансформаторы "ЛАТР", реостаты или автоматические системы регулирования мощности в зависимости от температуры.

Для контроля градиента температуры вдоль емкости 1 по периметру верхней торцовой крышки 11 и в стенке емкости имеются продольные отверстия 13 различной глубины, в которые устанавливаются термометры или термопары.

Устройство работает следующим образом.

Для имитации условий работы масла в двигателях внутреннего сгорания устройство через трубопровод 7 заполняется инертным газом, содержащим продукты сгорания фракций нефти, и разогревается до температуры в верхней части цилиндра, близкой к температуре самовоспламенения масла (500 С) а в нижней части цилиндра — до температуры вспышки (210 С) .

Для определения термоокислительной стабильности масел устройство через трубопровод 7 заполняется воздухом. Верхняя и нижняя части о емкости 1 разогреваются до 250 С

5 1 при испытании минеральных масел, до 350 С при испьггании синтетических

0 масел и до более высоких температур при испьггании селиконовых масел и жидкостей.

При Установлении стабильного температурного режима по трубопроводу 5 в емкость 1 подается масло, которое, стекая по поверхности испарителя 2, попадает в зазор между поверхностями емкости 1 и испарителя

2, где происходит деструкция и полимеризация масляной пленки с образованием лаков и отложений, которые оцениваются весовым методом. Толщина пленки измеряется на приборе

ВТ-ЗОН, масло анализируется с определением степени его окисления методами ИК-спектроскопии.

Масляная пленка в зазоре между поверхностями емкости 1 и испарителя 2 нагревается до температуры, близкой к температуре стенки емкости (250-500 С), и при контакте с воздухом окисляется, а при заполнении инертным газом — пиролизуется, при заполнении агрессивными газами (СО, SO SOp N О, NO ) происходит химическое превращенйе масла.

Наличие кольцевых канавок 10 на поверхности 8 испарителя 2 позволяет повторять процесс деструкции многократно. Масло в зазоре между поверхностями 8 емкости 1 нагревается, попадает в канавку 10, где при соприкосновении с газовой средой происходит процесс деструкции, затем опять попадает в следующий зазор между поверхностями, опять разогревается до температуры стенки емкости 1, попадает в следующую канавку 10, где опять происходит деструкция масла и т.д.

Многократное повторение процессов способствует увеличению продуктов деструкции масла, наличие и количество которых можно контролировать по интенсивности полос ИК-спектра.

Изменением потребляемой мощности секциями нагревателя 3 и торцовым нагревателем 4 в процессе эксперимента достигаются необходимые температурные условия деструкции с обеспечением заданных градиентов температур. Так, увеличение мощ— ности верхних секций нагревателя 3

105815

55 в сочетании в торцовым нагревателем

4 позволяет разогреть до большой температуры верхнюю часть емкости 1 и получить температурный режим с изменением температуры от максимальной до минимальной по направлению движения масла с постоянным или переменным градиентом.

Увеличение мощности нижних секций нагревателя 3 приводит к повышению температуры в нижней части емкости 1 и позволяет получить температурный режим с изменением температуры от минимальной до максимальной по направлению движения масла также с различными градиентами.

Предлагаемое устройство для термической деструкции масел выполнено проточным, что позволяет использовать его для проведения эксперимента в составе гидравлической системы, имитирующей систему смазки, отказаться от натурных испьгганий на двигателях и перейти к стендовым испытаниям с формированным температурным режимом, имитирующим температурный режим в двигателе внутреннего сгорания на разных режимах его работы.

Повышение температуры в процессе испытаний возможно без ограничения в пределах, определенных свойствами масел. Это расширяет возможности эксперимента и позволяет снизить себестоимость испытаний.

Как известно, повышение температуры масляной пленки на каждые

10 увеличивает выход продуктов деструкции в два раза. Следует ожидать, что повышение температуры масла на каждые 50 С приведет к увели— чению выхода продуктов деструкции в 2 = 32 раза, при этом продолжительность эксперимента, необходимая для получения одинакового количества продуктов деструкции, сократится тоже в 32 раза. Поэтому вполне реальным является сокращение продолжительности экспериментов на предлагаемой установке до 1 ч вместо

40 ч испытаний на установке ИКМ.

Наличие кольцевых канавок и продольных пазов обеспечивает многократный контакт горячего масла с газовой средой, что увеличивает этот эффект.

1105815

Заказ 5594/35

Тираж 823 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Составитель О. Чернуха

Редактор M. Циткина Техред О.Неце Корректор М. Шароши

Устройство для термической деструкции масел Устройство для термической деструкции масел Устройство для термической деструкции масел Устройство для термической деструкции масел Устройство для термической деструкции масел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической диагностике двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано при определении качества масла, работающего в двигателе внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к исследованиям эксплуатационных свойств нефтепродуктов, а именно к определению содержания ингибиторов окисления в трансформаторных маслах (ТМ) и может быть использовано для определения сроков замены или обновления масел

Изобретение относится к области аналитической химии и может найти применение для определения содержания примеси в различных специальных жидкостях, таких как масло, топливо и гидравлические жидкости, в различных отраслях промышленности, где эти жидкости применяются

Изобретение относится к области контроля прочности бетона

Изобретение относится к способу определения стабильности водно-углеводородной эмульсии

Изобретение относится к устройствам для окисления масел при оценке эксплуатационных свойств

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел
Наверх