Устройство управления тренажером операторов грузоподъемных машин

 

УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНАЖЕРОМ ОПЕРАТОРОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН, содержащее блок регистрации количества включений привода подъема, включающий узел контактов и связанный с узлом индикации первый узел счетчиков, блок, регистрации времени цикла, включающий генератор сигналов и второй узел счетчиков, и блок регистрации расхода энергии, включающий узел преобразования сигналов и счетчик импульсов, подключенный к узлу индикации расхода электроэнергии , отличающееся тем, что, с целью повыщения эффективности управления тренажером , оно имеет логические схемы И, узел одновибраторов, узел задержки сигнала , блок логических переключений и блок регистрации правил технической эксплуатации грузоподъемных машин, включающий узел задания режимов работы, узел пороговых элементов, узел логических элементов И, узел триггеров и узел дополнительных индикаторов, при этом выходы блока логических переключений соединены с соответствующими первы.ми входами узла триггеров , логических схе.м И, первого и второго узлов счетчиков и счетчика импульсов, вторые входы которых соединены с соответствующими выходами логических схем И, выходы узла контактов через узел одновибраторов подсоединены к вторым входам первых схем И, второй вход второй схемы И связан с выходом генератора сигналов, выход узла преобразования сигналов подключен к второму входу третьей схемы И, выходы узла задания режимов работы связаS ны с входами узла задержки сигнала, пер (Л выми входами узла логических элементов И и через узел пороговых элементов - с вторыми входами узла логических элементов И, вы.ходы которого связаны с вторыми входами узла триггеров, подключенных выходами к входам узла дополнительных индикаторов , а выходы узла задержки сигнала подключены к третьим входам узла логических элементов И.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 151 A

3(5D G 09 В 9 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3590590/18-12 (22) 06.05.83 (46) 07.08.84. Бюл. № 29 (72) Л. Л. Ветров, В. А. Жилин, И; Д. Колодный, И. Д. Шарыбин и В. С. Евтушенко (71) Пермский политехнический институт (53) 681.136.51 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 268764, кл. G 09 В 9/04, 1968. (54) (57) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ

ТРЕНАЖЕРОМ ОПЕРАТОРОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН, содержащее блок регистрации количества включений привода подъема, включающий узел контактов и связанный с узлом индикации первый узел счетчиков, блок. регистрации времени цикла, включающий генератор сигналов и второй узел счетчиков, и блок регистрации расхода энергии, включающий узел преобразования сигналов и счетчик импульсов, подключенный к узлу индикации расхода электроэнергии, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности управления тренажером, оно имеет логические схемы И, узел одновибраторов, узел задержки сигнала, блок логических переключений и блок регистрации правил технической эксплуатации грузоподъемных машин, включающий узел задания режимов работы, узел пороговых элементов, узел логических элементов И, узел триггеров и узел дополнительных индикаторов, при этом выходы блока логических переключений соединены с соответствующими первыми входами узла триггеров, логических схем И, первого и второго узлов счетчиков и счетчика импульсов, вторые входы которых соединены с соответствующими выходами логических схем И, выходы узла контактов через узел одновибраторов подсоединены к вторым входам первых схем И, второй вход второй схемы И связан с выходом генератора сигналов, выход узла преобразования сигналов подключен к второму входу третьей схемы И, выходы узла задания режимов работы связаны с входами узла задержки сигнала, первыми входами узла логических элементов

И и через узел пороговых элементов — с вторыми входами узла логических элементов И, выходы которого связаны с вторыми входами узла триггеров, подключенных выходами к входам узла дополнительных индикаторов, а выходы узла задержки сигнала подключены к третьим входам узла логических элементов И.

1107151

Изобретение относится к тренажерам операторов грузоподъемных машин, Известно устройство управления тренажером операторов грузоподъемных машин, содержащее блок регистрации количества вклк>чений привода подъема, включающий узел контактов и связанный с узлом индикации первый узел счетчиков, блок регистрации времени цикла, включающий генератор сигналов и второй узел счетчиков, и блок регистрации расхода энергии, включающий узел преобразования сигналов и счетчик импульсов, подключенный к узлу индикации расхода электроэнергии (1).

Недостатком извест ного устройства является невысокая эффективность управления тренажером.

Целью изобретения является повышение эффективности управления тренажером.

Поставленная цель достигается тем, что устройство управления тренажером операторов грузоподъемных машин, содержащее блок регистрации количества включений привода под ьема, включающий узел контактов и связанный с узлом индикации первый узел счетчиков, блок регистрации времени цикла, включающий генератор сигналов и второй узел счетчиков, и блок регистрации расхода энергии, включаюший узел преобразования сигналов и счетчик импульсов, подключенный к узлу индикации расхода электроэнергии, имеет логические схемы И, узел одновибраторов, узел задержки сигнала, блок логических переключений и блок регистрации правил технической эксплуатации грузоподъемных машин, включающий узел задания ре>кимов работы, узел пороговых элементов, узел логических элементов И, узел триггеров и узел дополнительных индикаторов, при этом выходы блока логических переключений соединены с соответствующими первыми входами узла триггеров, логических схем И, первого и второго узлов счетчиков и счетчика импульсов. вторые в оды которы соединены с соответствующими выходами логических схем

И, выходы узла контактов через узел одновибраторов подсоединены к вторым входам первы схем И, второй вход второй схемы

И связан с выходом генератора сигналов, выход узла преобразования сигналов подключен к второму входу третьей с.семы И, выходы узла задания ре>кимов работы связаны с входами узла задержки сигнала, первыми входами узла логических элементов И и через узел пороговых элементов— с вторыми входами узла логических элементов И, выходы которого связаны с вторыми в.содами узла триггеров, подключенных выходами к входам узла дополнительных индикаторов, а выходы узла задержки сигнала подключены к третьим входам узла логических элементов И.

На чертеже приведена структурная схема устройства.

4S

Устройство содержит четыре цепи 1 регистрации количества включений приводов подъема, поворота вылета стрелы и тормоза поворота, каждая из которых содержит последовательно соединенные нормально открытые блок-контакты 2-5, одновибраторы 6-9, логические схемы И 10 — 13, счетчики 14 — 17 импульсов, дешифраторы 18 — 21 и индикаторы 22 — 25, и причем в первых трех цепях блок-контакт принадлежит соответствующему линейному контактору, а в четвертой цепи — концевому выключателю тормоза поворота, пятую цепь регистрации времени цикла, содержащую генератор 26 сигналов, логическую схему И 27, счетчик 28 времени, дешифратор 29 и индикатор 30, соединенные последовательно, шестую цепь регистрации расхода электроэнергии, содержагцую трансформатор 31 тока, первичная обмотка которого включена в цепь питания крана, выпрямитель 32, узел 33 преобразования сигналов напряжение — частота, логическую схему И 34, счетчик 35 импульсов, дешифратор 36 и индикатор 37, соединенные последовательно, пять цепей 38 регистрации нарушений правил технической эксплуатации и техники безопасности, в том числе седьмую цепь — отрыв груза от земли с недопустимой скоростью.

Кроме того устройство содержит восьмую цепь — пропуск контрольного останова, девятую — установка груза на землк> с недопустимой скоростью, десятую — черезмерное отклонение канатов от вертикали и одиннадцатую — поточная установка груза, каждая из которых содержит последовательно соединенные пороговый элемент 39 — 42, логический элемент И 43 — 47, триггер 48 — 52 с установленным входом, и индикатор 53 — 57, причем одиннадцатая цепь не содержит порогового элемента. Причем в устройство введены концевой выключатель 58 отрыва груза от земли, смонтированный на нижней плоскости груза, соединенный прямо с вторым входом логического элемента И 46 десятой цепи, а также через одновибратор

59 отрыва груза от земли — с вторым входом логического элемента И 43 седьмой цепи и через линию 60 задержки — с вторым входом логического элемента И 44 восьмой цепи, через одновибратор 61 установки груза на землю — с вторыми входами логичес ки х элементов И 45 и 47 соответственно девятой и одиннадцатой цепей, тахогенератор 62, своим валом присоединенный к валу двигателя подъема, соединенный выходом с входами пороговых элементов 39—

41 соответственно седьмой, восьмой и девятой цепей, датчик 63 угла отклонения канатов от вертикали, соединенный своим выходом с входом порогового элемента 42 десятой цепи, концевой выключатель 64 установки груза на землю, смонтированный на площадке установки груза, соединенный с входом логического элемента И 47 один1107151

30 надцатой цепи, и, наконец, блок 65 логических переключений, т.е. двенадцатая цепь — запуск устройства и тринадцатая— сброс показателей, каждая из которых содержит переключатель 66 и 67 и триггер

68 и 69 с установочным входом, причем переключатель 66 двенадцатой цепи соединен с вторым входом триггера, 69 тринадцатой цепи и с первым входом триггера 68 двенадцатой цепи, выход которого соединен с вторыми входами логических элементов И IO—

13, 27, 34 первой и шестой цепей, переключатель 67 тринадцатой цепи соединен с вторым входом триггера 68 двенадцатой цепи и с первым входом триггера 69 тринадцатой цепи, выход которого соединен с установочными входами счетчиков 14 — 17, 28 и 35 импульсов, первой и шестой цепей и с вторыми входами триггеров.

Узел контактов содержит блок-контакты 2 — 5. Узел индикации имеет дешифраторы 18 — 21 и индикаторы 22 — 25. Счетчик

28 времени образует второй узел счетчиков.

Узел одновибраторов включает одновибраторы 6 — 9. Узел задержки сигнала состоит из одновибратора 59, линии 60 задержки и одновибратора 61. Узел задания режимов работы имеет концевой выключатель 58, тахогенератор 62, датчик 63 угла отклонения и концевой выключатель 64. Узел пороговых элементов имеет пороговые элементы

39 — 42. Узел логических элементов И состоит из логических элементов И 43-47. Узел триггеров имеет триггеры 48 — 52, узел дополнительных индикаторов — индикаторы 53 — 57.

Блок логических переключений содержит переключатели 66 и 67 и триггеры 68 и 69, при этом выходы блока логических переключений соединены с соответствуюшими первыми входа ми узла три ггеров, логических схем И, первого и второго узлов счетчиков и счетчика импульсов, вторые входы которых соединены с соответствующими выходами логических схем И, выходы узла контактов через узел одновибраторов подсоединены к вторым входам первых схем И, второй вход второй схемы И связан с выходом генератора сигналов, выход узла преобразования сигналов подключен к второму входу третьей схемы И, выходы узла задания режимов работы связан с входами узла задржки сигнала, первыми входами узла логических элементов И и через узел пороговых элементов соединены с вторыми входами узла логических элементов И, выходы которого связаны с вторыми входами узла триггеров, подключенных выходами к входам узла дополнительных индикаторов, а выходы узла задержки сигнала подключены к третьим входам узла логических элементов И.

Устройство работает следующим образомм.

Кран устанавливают в зоне учебной площадки. Груз устанавливают на одну из двух

55 рабочих плошадок . Переключатель 67 сброса блока 65 переводит триггер 68 в состояние «О», а триггер 69 — в состояние «1», обнуляются все счетчики 14 — 17, 28 и 35, а триггеры 48 — 52 переводятся в состояние

«О». Нажатием кнопки «Пуск», триггер 68 переводится в состояние «1», а триггер 69— в состояние «О». Появляются разрешающие сигналы на логических схемах И 10 — 13, 27 и 34 и запускается счетчик 28 времени, вход которого подключен к генератору 26 сигналов, а выход через дешифратор 29 соединен с индикатором 30, Крановщик начинает управление, цель которого — перенос груза с одной рабочей площадки на другую по произвольной траектории. При выполнении задания срабатывают блок-контакты 2 — 5, принадлежащие соответствую)цим линейным контакторам приводов подъема, поворота, вылета стрелы, и тормоза поворота, сигналы через одновибраторы 6 — 9 и логические элементы И 10 — 13 поступают на счетчики 14-17 импульсов, с выходом которых через дешифраторы 18 — 21 поступают на индикаторы 22 — 25. В процессе работы крана работает счетчик расхода электроэнергии, состоящий из трансформатора 3! тока, выпрямителя 32, преобразователя 33 напряжение — частота, логического элемента И 34, счетчика 35 импульсов, дешифратора 36 и ее нидикатора 37. При подъеме или опускании груза сигнал с тахогенератора 62 поступает на пороговые элементы 39—

41 соответственно скорости подъема груза, пропуска контрольного останова н скорости опускания груза. Если сигналы с пороговых элементов 39 — 41 совпадают по времени с сигналами, снимаемыми с выходов одновибраторов 59 и 61 соответственно отрыва груза от земли и установки груза на землю и с выхода линии 60 задержки, то через логические элементы И 43 — 45 они поступают на установочные входы триггеров 48 — 50, переводя их в состояния «1», и с выходов этих трип еров на индикаторы 53 — 55 ошибок. В момент отрыва груза от земли замыкается концевой выкл)очатель

58 установки груза на землю 58, сигнал с которого поступает на второй вход логического элемента И 46. Первый вход логического элемента И 46 соединен с выходом порогового элемента 42 (черезмерно отклонение канатов от вертикали), на вход которого поступает сигнал с датчика 63 угла отклонения канатов от вертикали . При черезмерном отклонении ка натов срабатывает пороговый элемент 42 и через логический элемент

И 46 поступает на вход триггера 51 а с его выхода — на индикатор 56 ошибки. При правильной установке груза на грузовую площадку концевой выключатель 64 отрыва груза от земли замыкается, а концевой выключатель 58 установки груза на землю размыкается. Если груз установлен неточно, концевой выключатель 58 установки

1107151

Составитель С. Алекса нов

Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Тираж 447 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор А. Шишкина

Заказ 5254/36 груза на землю остается замкнут, и сигнал через одновибратор 61 поступает на второй вход логического элемента И 47. Выход логического элемента И 47 соединен с входом триггера 52, выход коорого соединен с индикатором 57 ошибки («неточная установка груза») .

В процессе переноса груза автоматически подсчитывается количество включений приводов подъема, поворота, вылета стрелы и тормоза поворота, учитывается время выполнения задания и расход электроэнергии за время цикла, а также автоматически фиксируются нарушения правил технической эксплуатации и техники безопасности. На основании этих показателей инструктор может объективно оценить качество навыков крановщика портального крана.

Показатели, характеризующие управляющую деятельность крановщика, пред5 ставлены ему и инструктору на индикаторах.

После завершения управления инструктор может записать показания индикаторов и сравнить их с полученными ранее, указать крановщику на его ошибки.

Применение изобретения позволяет объективно оценить квалификацию крановщиков за счет обеспечения инструктора и крановщика объективными количественными и качественными показателями. Использование изобретения повышает эффективность управления тренажером.

Устройство управления тренажером операторов грузоподъемных машин Устройство управления тренажером операторов грузоподъемных машин Устройство управления тренажером операторов грузоподъемных машин Устройство управления тренажером операторов грузоподъемных машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх