Устройство для автоматического переключения передач

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ, содержащее центробежный датчик, аналого-дискретный преобразователь, золотник которого связан с муфтой датчика посредством шарнирно закрепленного основного рычага с подпружиненным упором , взаимодействующим с дополнительным рычагом, шарнирно скрепленным с основньа-{, ограничитель хода допол-, нительного рычагаj задающий механизм, имеющий педаль, кинематически связанную пружиной со свободным концом дополнительного рычага, а также рычаг регулятора топливного насоса двигателя , имеющий ограничитель хода, отличающееся тем, что, с,целью повышения экономичности путем автоматизации настройки порога включения низших передач, оно снабжено реверсивным электродвигателем с редуктором и системой управления, вьЕсодной вал которого связан винтовой передачей с ограничителем хода дфполнительного рычага, а система управления электродвигателем включает в себя источник питания и два выключателя, представляющие собой i контакты, расположенные на рычаге (Л регулятора топливногонасоса двигателя и дополнительном рычаге устройства , а также на ограничителях их хода, изолированные от этих ограничителей и рычагов, и электромагнитное релевыключения электродвигателя, связанное с источником питания посредством электродов и двух контактов , расположенных на ограничителях хода и рычагах и изолированных от них ю

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ . РЕСПУБЛИК ав (и) А

З(59 В 60 К 41 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСНОМЪ СВИДЕТЕЛЬСВ Ву

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП ИЙ (21) 3589932/27-11 (22) 11.05.83 (46) 07.09.84. Бюл. Ф 33 (72) З,И. Бартошевич, В.В. Гуськов, В.Ф. Чабан и Н.В. Богдан (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 629,113.585.2(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М - 787201, кл. В 60 К 41/06, 1979.

2. Авторское свидетельство СССР

-797922, KSI, В 60 К 41/06, 1979 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ, содержащее центробежный датчик, аналого-дискретный преобразователь, золотник которого связан с муфтой датчика посредством шарнирно закрепленного основного рычага с подпружиненным упором, взаимодействующим с дополнительным рычагом, шарнирно скрепленным с основньм, ограничитель хода дополнительного рычага, задающий механизм, имеющий педаль, кинематически связанную пружиной со свободным концом дополнительного рычага, а также рычаг регулятора топливного насоса двигателя, имеющий ограничитель хода, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с. целью повышения экономичности путем автоматизации настройки порога включения низших передач, оно снабжено реверсивным электродвигателем с редуктором и системой управления, выходной вал которого связан винтовой передачей с ограничителем хода дополнительного рычага, а система управления электродвигателем включает в себя источник питания и два выключателя, представляющие собой контакты, расположенные на рычаге регулятора топливного насоса двигателя и дополнительном рычаге устройства, а также на ограничителях их хода, изолированные от этих ограничителей и рычагов, и электромагнитное реле выключения электродвигателя, связанное с источником питания посредством электродов и двух контактов, расположенных на ограничителях хода и рычагах и изолированных от них

> i> o

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам автоматического переключения передач ступенчатых трансмиссий транспортных средств, и может быть использовано в автомобиле- и тракторостроении.

Известно устройство автоматического переключения передач транспортно- го средства, содержащее задающий и исполнительный механизм, центробежный датчик, аналого-дискретный преобразователь, связанный с исполнительным механизмом, сигнальный клапан которого выполнен в виде корпуса с установленными в нем гильзами и подпружиненными золотниками, между которыми расположены захваты, выполненные на двух рычагах, соединенных при помощи гидромуфт с электромагнитной

20 системой управления с рычагом центро-бежного датчика (1g.

Недостатком устройства является неточность перемещения золотников, возникающая из-за пробуксовки фрик25 ционов гидромуфты. В результате этого пороги переключения переда . (в том числе и порог включения низших передач) перестают соответствовать установленным законом переключения, что приводит к ухудшению технико-эконоЗО мических показателей работы транспортного средства.

Наиболее близким к изобретению является устройство для автоматического переключения передач, содержащее центробежный датчик, аналого-дискретный преобразователь, золотник которого связан с муфтой датчика посредством шарнирно закрепленного рычага с подпружиненным упором. взаимодействующим с дополнительным рычагом, шарнирно закрепленным с упомянутым рычагом, и ограничитель хода рычага, задающий механизм, имеющий педаль, кинематически связанную посредством пружины со свободным концом дополнительного рычага, а также рычаг регулятора топливного насоса двигателя P2j.

Недостатком известного устройства 50 также является неточность срабатыва= ния золотника аналого-дискретного преобразователя, возникающая вследствие неправильной регулировки порога включения низших передач (регулиров- .«5 ки ограничителя хода дополнительного рычага), или из-за разрегулировки этого порога, появляющейся в процес-се эксплуатации, Следствием этого явпяется нарушение закона переключе- ния передач, что значительно ухудшает технико-экономические показатели работы транспортного средства.

Если, например,« основной рычаг регулятора топливного насоса при выходе работы двигателя на номинальный режим раньше касается ограничителя своего хода, чем дополнительный рычаг устройства автоматического переключения передач касается своего ограничителя, то при правильной регулировке всех остальных элементов это означает отставание хода золотника аналого-дискретного преобразователя от установленного законом переключения передач, и включение низших пере. дач исполнительным механизмом осушествляется при перегрузке двигателя больше требуемой. Это может привести к заглоханию двигателя или к постоянному перерасходу топлива. В противном случае включение низших передач осуществляется при перегрузке двигателя меньше требуемой, Это также отрицательно скажется на топливной экономичности, а сужение зоны переклю= чения передач, наступившее в результате этого, может привести к циклич.ности включения передач.

Целью изобретения является повы-шение экономичности транспортного средства путем автоматизации нас гройки порога включения низших передач.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для автоматического переключения передач, содержа-щее центробежный датчик., аналогодискретный преобразователь„. =-Олэт ик которого связан " муфтой дат-тика посредством шарнирно закрепленного ссновного рычага с подпружинен--ьг.« †. -о-ром, взаимодействующим с дополнигельным рычагом„ шарнирно скрепленным с основным,, ограничитель хода допол-= нительного рычага, задающий механизм, имеющий педаль, кинематически связанную пружиной со свободным концом дс- полнительного рычага R тBкхе пыча регулятора топливногo нI .асоса двига= теля, имеюш«й ограничитель хода, снабжено реверсивным электродвят ате-лем с редуктором и системой управле= выходной BB..r K opr. I 9 cH!I « IH винтовой переда и с о Гган1лчи " =. .и

ХОДа ДОПОЛНИтЕЛЬ ° i rI (j ««Ыяа1 а, " «rf ма управлен (H электрод и) ы гел -." .. з :. ю— 1 111901

4 чает в себя источник питания и два выключателя, представляющие собой контакты, расположенные на рычаге регулятора топливного насоса двига-. теля и дополнительном рычаге устрой-. ства, а также на ограничителях их хода, изолированные от этих ограничителей и рычагов, и электромагнитное реле выключения электродвигателя, связанное .с источником питания посред-10 ством электропроводов и двух контактов, расположенных на ограничителях хода и рычагах и изолированных от них.

На чертеже показана схема предлагаемого устройства.

Устройство автоматического переключения передач содержит исполнительный механизм 1, аналого -дискретный 20 преобразователь 2, который состоит из золотника 3, связанного тягой с рычагом 4, и корпуса, имеющего проточки 5 подвода масла от источника давления, проточки 6 подачи масла на

25 исполнительный механизм для включения низших передач и проточки 7 для включения вшсших передач, центробежный датчик 8 с грузами 9, связанный

М через толкатель 10 с рычагом 4, кото- 30 рый через подпружиненный упор 11 связан с дополнительным рычагом 12, имеющим с одного конца общее шарнирное закрепление с рычагом 4, а с другого — связь посредством пружины З5

13 и рычага 14 с тягой 15 управления подачей топлива, которая соединяет педаль 16 с рычагом 17 управления подачей топлива регулятора топливного насоса двигателя. 40

Регулятор топливного насоса содержит центробежный датчик 18 с грузами 19, который через толкатель 20 связан с промежуточным рычагом 21, соединенным посредством тяги с рей- 4g кой 22 топливного насоса. Рычаг 21 через корректор 23 подачи топлива (представляющий собой подпружиненный упор) связан с рычагом 24, имеющим общее с ним шарнирное закрепление, а посредством пружины 25 — с рычагом 17. Устройство содержит ограничитель хода 26 дополнительного рычага 12, представляющий собой полый стержень 27 с шляпкой 28, на наруж- 55 ной стороне стержня находятся шлицы, а внутри — винтовая резьба. Ограничитель хода 26 таким образом имеет возможность перемещаться по внутренним шлицам корпуса 29 устройства. Стержень навинчен на резьбу выходного вала редуктора 30, который крепится к корпусу 29. Реверсивный электродвигатель 31 соединен с входным валом редуктора 30. С внутренней стороны шляпки 28 изолированно от нее установлены токопроводящие пластинки

32-34, а с противоположной стороны на дополнительном рычаге 12 изолированно от него установлены токопроводящие пластинки 35-37.

Регулятор топливного насоса содержит ограничитель хода 38 основного рычага 24, который представляет собой регулировочный винт, на внутренней стороне шляпки которого изолироЪанно от нее установлены токопроводящие пластинки 39-41, а на дополнительном рычаге 24 — изолированно от него соответствующие им токопроводящие пластинки 42-44.

Реверсивный электродвигатель 31 связан с источником питания посредством электроцепи прямого хода двигателя, состоящей из проводов 45 и 46 с пластинками 39, 42 и проводов 47, 48 с пластинками 40, 43 (пластинки

39, 42, 40, 43 образуют включатель электроцепи прямого хода двигателя), а также электроцепи обратного хода двигателя, состоящей из проводов 49, 50 с пластинками 32, 35 и проводов

51, 52 с пластинками 33, 36 (эти пластинки являются включателями электроцепи обратного хода).

В электроцепи установлено также электромагнитное реле 53 выключения электродвигателя, связанное с источником питания посредством проводов

54 и 55, контакта, образованного пластинками 41 и 44, проводов 56, 57, и контакта, состоящего из пластинок 34 и 37.

Устройство работает следующим образом.

Предположим, что произошла разрегулировка порогов срабатывания устройства автоматического переключения передачи. Это означает, что при выходе работы двигателя на номинальный режим произойдет несинхронность касания дополнительного рычага 12 устройства автоматического переключения передач и основного рычага 24 регулятора топливного насоса соответствующих им ограничителей хода 26 и 38, Если основной рычаг 24 регулятора топливного насоса коснется своего

1111901 ограничителя позже, чем это сделает дополнительный рычаг 12 устройства, то золотник 3 аналого-дискретного преобразователя 2 соединит проточки

5 и 6 с опережением и включение низшей передачи исполнительным механизмом 1 осуществится при перегрузке двигателя меньше установленной. В противном случае золотник 3 будет двигаться с запаздыванием, что приведет 1в к переключению передач. на низшие при перегрузке больше установленной.

Пусть, например, при выходе работы двигателя на номинальный режим

Основной рычаг 24 топливного насоса 15 первым коснется ограничителя хода 38, Это приведет к замыканию пластинок

39 и 42, 40 и 43, 41 и 44 (пластинки дополнительного рычага и ограничителя хода устройства останутся разом- 2О кнутыми). Ток от положительной клеммы источника питания идет по проводу 47, пластинкам 40, 43, проводу 48 к одной клемме электродвигателя, а от другой клеммы — по проводу 46,плас- 25 тинкам 39, 43, проводу 45 — к отрицательной клемме, т.е. включается электроцепь прямого хода двигателя. Выходной вал редуктора 30 проворачивается при этом, например, по часовой стрел- ЗО ке и происходит навинчивание стержня

27 ограничителя хода 26 на s rqr вал., Тем самым ограничитель по шлицам перемещается в сторону электродвигателя. Если режим работы двигателя не изменится (останется строго номинальным), то несинхронность касания обоих дополнительных рычагов соответствующих им ограничителей хода полностью исчезает и электродвигатель выключается. Это происходит следующим образом. При дальнейшем вращении электродвигателя ограничитель хода 26 перемещается настолько, что происходит касание пластинок 32 и 35, 33 и 36

34 и 37. Пластинки 34 и 37, а также

41 и 44 являются контактами электромагнитного реле выключения электродвигателя и их замыкание приводит к его выключению. Эти пластинки устанавливаются так, чтобы их касание происходило несколько раньше касания остальных пластинок; тем самым будет предотвращено короткое замыкание источника питания.

В результате описанного при возникновении перегрузки золотник 3 аналого-дискретного преобразователя точно по установленному закону соединяет проточки 5 и 6 и включение низших передач осуществляется при требуемой перегрузке.

Если дополнительный рычаг 12 коснется своего ограничителя раньше,. чем это сделает основной рычаг 24,, то произойдет включение электроцепи обратного хода двигателя аналогично описанному. Ограничитель 26 удаляется от электродвигателя до момента устранения несинхронности касания рычагов 12 и 24 о свои ограничители.

Порог включения низших передач станет соответствовать установленному законом переключения, В реальных условиях эксплуатации ,цвигатель, как правило, работает нли с некоторой недогрузкой, или с перегрузкой, поэтому описываемый случай можно считать идеальным. На самом деле настройка порога включения низших передач происходит постепенно в моменты касания одного из рычагов о свой ограничитель при отсутствии такого касания у другого.

Выполненное таким образом утройство уменьшает расход топлива транспортного средства в средне> н..

2-5k.

2/11 ви нал ПНП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для автоматического переключения передач Устройство для автоматического переключения передач Устройство для автоматического переключения передач Устройство для автоматического переключения передач Устройство для автоматического переключения передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх