Устройство для оценки зазоров в кривошипно-шатунном механизме поршневой машины

 

1. УСТРОЙСТЮ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗАЗОРОВ В КРИВОШИПНО-ШАТУННОМ МЕХА-НИЗМЕ ПОРШНЕВОЙ МАШНЫ, содержащее датчик перемещения поршня, усилитель, формирователь, блок управления, интегратор , блок регистрации и индикатор , связанные последовательно,причем блок управления связан с блоком регистрации , отличающееся тем, что, с целью уменьшения погрешности оценки зазоров по значениям дифференциальных и интегральных показателей величин перемещения поршня в зоне верхней мертвой точки, оно дополнительно содержит датчики угловой скорости коленчатого вала и фазы рабочего процесса и преобразователь частоты в напряжение, причем датчик угловой скорости через преобразователь частоты в напряжение соединен параллельно с интегратором и датчиком перемещения поршня. 2.Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что блок регистрации выполнен в виде цепочки, включающей последовательно соединенные преобразователь напряжения в частоту и реверсивный счетчик. 3.Устройство по пп.1 и 2, от л ичающееся тем, что связь блоков упргшления и регистрации выполнена в виде соединения блока управпе 00 00 00 СП ния параллельно с преобразователем напряжения в частоту и реверсивным счетчиком.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИК ИЗОЬЕ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И (ЛНРЦТИЙ (21) 346б183/25-06 (22) 07.07.82 (46) 15.10.84. Бюл. Ф 38 (72) Ю.К.Бобков, А.В.Колчин и А.В.Дунаев (71) Малоярославский филиал Государственного всесоюзного ордена Трудовос го Красного Знамени научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машиннотракторного парка и Центрального опытно-конструкторского технологического бюро и Государственный всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (53) 621.43.001.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 718748, кл. G 01 М 15/ОО, 1981. (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ

ЗАЗОРОВ В КРИВОШИПНО-ШАТУННОМ МЕХА-

НИЗМЕ ПОРШНЕВОЙ NAI|HHbl содержащее датчик перемещения поршня, усилитель, формирователь, блок управления, интегратор, блок регистрации и индикатор, связанные последовательно, причем,SU„„1118885 А

i блок управления связан с блоком регистрации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что,. с целью уменьшения погрешности оценки зазоров по значениям

: дифференциальных и интегральных показателей величин перемещения поршня в зоне верхней мертвой точки, оно дополнительно содержит датчики угловой скорости коленчатого вала и фазы рабочего процесса и преобразователь частоты в напряжение, причем датчик угловой скорости через преобразова« тель частоты в напряжение соединен параллельно с интегратором и датчиком перемещения поршня.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а- В ю щ е е с я тем, что блок регистрации выполнен в виде цепочки, включающей последовательно соединенные преобразователь напряжения в частоту и реверсивный счетчик.

3. Устройство по пп. 1 и 2, о т л ич а ю щ е е с я тем что связь блоЭ шиит ков управления и регистрации выполнена в виде соединения блока управления параллельно с преобразователем CO напряжения в частоту и реверсивным 00 счетчиком. 00

1118885

Изобретение относится к машиностроению, в частности к диагностированию двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано при оценке зазоров в кривошипно-шатунном механизме.

Известно устройство для оценки зазоров в кривошипно-шатунном меха--: низме поршневой машины, содержащее датчик перемещения поршня, усилитель, 10 формирователь, блок управления, интегратор, блок регистрации и индикатор, связанные последовательно, причем блок управления связан с блоком регистрации f1) .

t5

Недостатком известного устройства является значительная погрешность измерения углов поворота и .соответствующих величин перемещения поршня, вызываемая неравномерностью вращения щ коленчатого вала при прохождении поршнем тактов сжатия и выпуска. Например, длительность, а также площадь диаграммы перемещения поршня в зоне верхней мертвой точки BMT на такте 25 выпуска меньше, чем на такте сжатия (в случае отсутствия значительных зазоров з сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма).

Цель изобретения — уменьшение по,грешности оценки зазоров по значениям дифференциальных и интегральных показателей величин перемещения поршня в BMT.

Поставленная цель достигается тем,35 что устройство для оценки зазоров в кривошипно-шатунном механизме поршневой машины, содержащее датчик перемещения поршня, усилитель, формирователь, блок управления, интегратор, 40 блок регистрации и индикатор, связанные последовательно, причем блок управления связан с блоком регистрации, дополнительно содержит датчики угло-, вой скорости коленчатого вала и фазы 45 рабочего процесса и преобразователь частоты в напряжение, причем датчик угловой скорости через преобразователь частоты в напряжение соединен параллельно с интегратором и датчи- 5р ком перемещения поршня.

Кроме того, блок регистрации может быть выполнен в виде цепочки, включающей последовательно соединенные преобразователь напряжения в 55 частоту н реверсивный счетчик.

Причем связь блоков управления и

- регистрации выполнена в виде соединения блока управления параллельно с преобразователем напряжения в час" тоту и реверсивным счетчиком.

На фнг. 1 изображена блок-схема предлагаемого устройства, на фиг.2— диаграмма перемещения поршня в зоне

BMT и фазовые соотношения участков диаграммы для нового (левые графики) и изношенного (правые графики) двигателей при контроле перемещения поршня контактным и индуктивным датчиками, наиболее четко поясняющие работу устройства.

Устройство содержит датчик 1 угловой скорости коленчатого вала, преобразователь 2 частоты в напряжение, интегратор 3, преобразователь 4 напряжения в частоту, датчик 5 перемешения поршняь усилитель 6, формирователь 7, блок 8 управления, реверсивный счетчик 9, индикатор 1О, переключатель 11 и кнопку 12.

Датчик 1 генераторного типа служит для регистрации угловой скорости коленчатого вада. В качестве датчика 1 можно использовать бортовой генератор или тахогенератор испытуемого двигателя, частота импульсов которых прямо пропорциональна угловой скорости коленчатого вала.

Датчик 1 соединен с входом преобразователя 2, служащего для преобразования импульсов датчика 1 угловой скорости в постоянное напряжение, величина которого пропорциональна частоте следования импульсов.

Выход преобразователя 2 соединен с входной цепью питания датчика 5 перемещения поршня, а также через переключатель 1 1 с входом интегратора 3.

Выход датчика 5 (фиг. 1) соединен с входом усилителя 6, а выход усилителя 6 соединен через переключатель

11 с входом интегратора 3 и входом формирователя 7, выход которого соединен с входом блока 8 управления.

Интегратор 3 служит для интегрирования импульса, вырабатываемого датчиком 5, и преобразования его в величину напряжения, пропорциональную площади диаграммы перемещения поршня. Кроме того, интегратор преобразует временный интервал импульса, датчика 5 в напряжение, пропорциональное величине угла поворота коленчатого вала.

Выход интегратора соединен с преобразователем 4, служащим для преоб.1118885 разования напряжения интегратора 3 в импульсы напряжения, число которых пропорционально величине напряжения на выходе интегратора.

Выбор преобразователя 4 соединен с входами реверсивного счетчика 9, который служит для подсчета импульсов, поступающих с преобразователя 4 в первом такте измерения сигналов датчика 5 и вычитания их при измере- 1О нии сигналов с датчика 5 при втором такте измерения. Выход счетчика 9 соединен с входом индикатора 10, который служит для индикации разности дифференциальных или интегральных 15 величин перемещения поршня, измеренных в тактах выпуска и сжатия.

К входу блока 8 управления через кнопку 12 подключен сигнал с датчика фазы рабочего процесса, служащий 20 для подачи командного сигнала начала измерений раздельно на тактах сжатия-расширения и на выпуске-всасывании. Выходы блока 8 управления соединены с управляющими входами ин- 25 тегратора 3, преобразователя 4 и счетчика 9.

Так как величина напряжения с преобоазователя 2 изменяется от изменения угловой скорости коленчатого вала двигателя, то амплитуда выходного напряжения с датчика 5, имеющего характеристику выходного сигнала без начального смещения, также будет изменяться. С увеличением угловой скорости коленчатого вала амплитуда возрастает, а при уменьшении — снижается. Вследствие этого площадь диаграммы перемещения поршня, регистрируемая датчиком 5, при неизменном 40 угле поворота коленчатого вала будет оставаться постоянной при вариации его угловой скорости.

В случае, если в кривошипно-шатунном механизме (КШМ) проверенного ци- 45 линдра двигателя отсутствует зазор, то в соответствии с диаграммой 1, движения поршня к BMT (фиг.2, h, ) на участке dh yrол (j3 поворота коленчатого вала (ПКВ) для подхода поршня к 50

ВМТ равен углу g для отхода поршня из BMT на ту же величину 111 т,е ° Qg =g =О) 5ф °, При появлении в КШМ какого-либо цилиндра зазора (фиг.2, h2), для той 55 же величины д11, соотношение аналогичных углов ПКВ изменится р >ц

Ю2 > Ц11 при (p>- М4 =g5 °

При этом (p - p„= q -q =д(, где dg соответствует выявленному зазору в

KIIIM.

Появление приращения д Ч обусловлено следующим.

При подводе поршня к ВМТ вес поршня и силы трения между гильзой цилиндра и поршневыми кольцами прижимают поршень вниз, а зазоры д в сопряжениях верхней и нижней головках шатуна выбираются в сторону, уменьшения расстояния от поршня до коленчатого вала. При отводе поршня от ВМТ силы трения между кольцами и гильзой направлены вверх и происходит выборка тех же д5 зазоров в противоположном направлении увеличения расстояния от коленчатого вала до поршня при условно неподвижном поршне. Поэтому для отвода поршня от ВМТ на ту же величину д11 требуется угол ПКВ < 5 и угол dg для выборки зазоров в КШМ при неподвижном поршне, т.е. общий угол Ць . Для тракторных дизелей допускаемым значениям зазоров в KIIIM

19=0,45-0,55 мм соответствует угол

Я=2,5-3,5, ПКВ, а предельным зазорам д"з =0,85-0,95 мм соответствует д =5-6 .

На фиг.2 II2 показано также, что от появления зазора д.1 в сопряжении нижняя головка шатуна-кривошип площадь диаграммы перемещения поршня увеличилась на величину 11, а от появления зазора d q в сопряжении верхняя головка шатуна-поршневой палец — на величину

В связи с этим аналогично измерению фазовых параметров перемещения поршня можно измерять полную площадь и составные части диаграммы перемещения поршня, сравнивать их с эталонными или по их измеренным величинам определять суммарный д и составляющие Ь,, Ag зазоров B КШМ IIo соотноmeHIIIIN д» f> К Ь2= 2 K) (2 K, =(F2 F

где К вЂ” постояйный коэффициент.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

Перед измерением на двигателе в форсуночное или свечное отверстие устанавливают датчик 5 перемещения поршня тензометрического, индуктивного или контактного типа., В приводе " коленчатого вала устанавливают датчик

2 угловой скорости.

В качестве датчика 1 угловой скорости можно испольэовать индуктивный

t 1 Т8885 датчик, устанавливаемый в резьбовое отверстие напротив зубьев венца маховика, или бортовой тахогенератор, генератор переменного тока испытываемой машины. Далее на двигатель ус- 5 танавливают также датчики фазы рабочего процес а двигателя, например датчики впрыска топлива форсунками или датчики искры зажигания в соответствии с требуемыми тактами изме» рения. При готовности измерений прокручивают коленчатый вал двигателя пусковым устройством. При этом в по". ложении переключателя 11 осуществляется измерение разности углов 15 поворота)коленчатого вала при заданном перемещении поршня в зоне верхней мертвой точки на тактах впуска и выпуска, когда сигнал с датчиковвпрыска или искры в цилиндрах посылает командный сигнал в блок 8 управления. Импульс с датчика 5 перемещения поршня (в начале на такте выпуска) усиливается усилителем 6 и формируется,формирователем 7. Импульсы начала и конца контролируемого перемещения поршня поступают в блок 8 управления. С приходом первого импульса блок 8 посылает управляющий сигнап на управляемый вход интегратор 3 и ЗО устанавливает в исходное состояние счетчик 9 ° Интегратор открывается и начинает интегрировать напряжение 0, поступающее с преобразователя 2 через переключатель 11. Напряжение 0 пре-д5 образователя 2 линейно связано с частотой импульсов, вырабатываемых датчиком 1 угловой скорости коленчатого вала. (я(Ц = Кц Я(Ц где Кц - постоянный коэффициент.

В момент прихода импульса конца контролируемого перемещения поршня выходной сигнал блока 8 закрывает вход блока интегратора и посылает управляющий сигнал в преобразователь

4. В этот момент напряжение 03 на выходе блока 3 интегрирования достигнет величины

50 откуда 31"и "чту где К - постоянный коэффициент пе- .

И редачи интегратора;.

< — угол поворота коленчатого вала иа заданном такте измерения хода поршня.

Коэффициенты К,„ и К „ выбирают такими, чтобы преобразователь 4 преобразовывал напряжение 03 на выходе интегратора 3 в число импульсов, равное количеству градусов поворота коленчатого вала контролируемого хода поршня.

После первого такта измерения импульсы с преобразователя 4 поступают на вход шины суммирования счетчика 9 и запоминаются, а интегратор устанавливается в исходное состояние» Далее во втором такте измерения на такте хода сжатия поршня процесс интегрирования и преобразования повторяется.

При этом блок 8 соединяет выход преобразователя 4 с шиной вычитания счетчика 9. В результате на выходе счетчика 9 индикатор 10 измерит разность фазовой продолжительности импульса перемещения поршня на тактах выпуска и сжатия, которая пропорциональна суммарной величине зазоров в кривошипно-шатунном механизме.

Аналогичным образом в положении переключателя 11 осуществляется измерение разности площадей диаграмм перемещения поршня на тактах впуска и сжатия. При этом импульс перемещения поршня с датчика 5 после усилителя б через переключатель 11 поступает на вход блока 3 интегрирования, а также через формирователь 7 в блок

8 управления. В этом случае величина напряжения на выходе блока 3 после ,интегрирования будет прямо пропорциокалька площади диаграммы перемещения поршня. Индикатор 10 при этом регистФ рирует величину разности интегральных значений двух импульсов с датчика 5, измеренных на тактах выпуска и сжатия, которая также пропорциональна суммарному зазору в кривошипно-шатунном механизме.

Предлагаемое устройство обеспечивает измерение угла поворота коленчатого вала и площади диаграммы перемещения поршня в зоне верхней мертвой точки, при этом исключается погрешность, вызываемая неравномерностью вращения коленчатого вала двигателя.

Щ в

ВНИИБИ Захае 7443/30 Тиран 822 Подлисное

Фнлнал ППП Ч?атант", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Устройство для оценки зазоров в кривошипно-шатунном механизме поршневой машины Устройство для оценки зазоров в кривошипно-шатунном механизме поршневой машины Устройство для оценки зазоров в кривошипно-шатунном механизме поршневой машины Устройство для оценки зазоров в кривошипно-шатунном механизме поршневой машины Устройство для оценки зазоров в кривошипно-шатунном механизме поршневой машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх