Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

 

ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидродинамический элемент с фрикционной муфтой его блокировки, двухступенчатый редуктор с фрикционными муфтами переключения его ступеней, коробку передач с ручным управлением и систему управления, имеющую клапан ручного управления фрикционными муфтами включения высшей и низшей ступеней редуктора, вход которого связан с источником давления рабочей жидкости, а выходы - со сливом и с входами клапана с торцовыми управляющими камерами автоматического переключения передач редуктора,управляющие полости которого связаны с датчиками нагрузки двигателя и скорости транспортного средства, выходы клапана автоматического переключения передач редуктора связаны со сливом, полостями фрикционных муфт включения ступеней редуктора и через параллельно установленные дроссели и обратные клапаны - с клапаном задержки блокировки гидродинамиче ского элемента, снабженным реле времени., выходы которого связаны с полостями фрикционных муфт включения ступеней редуктора , клапан-блокировки гидродинамического элемента с управляющей полостью, вход которого связан с источником давления рабочей жидкости, а выход - с полостью фрикционной муфты блокировки гидродинамического элемента и со сливом, клапан принудительной разблокировки гидродинамического элемента, сообщенный с одной стороны с управляющей полостью клапана блокировки , а с другой стороны - с выходом клапана задержки блокировки и с гидробаком , при этом орган управления клапана принудительной разблокировки кинематически связан с элементами управления включением низших ступеней коробки передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, система управ 2 @ ления снабжена фильтрующим устройством , имеющим дополнительное реле време (Л ни, регулируемые дроссели и обратные K.;i;iпаны , клапаном включения реле времени с торцовыми управляющими полостя.ми, при этом клапан принудительной разблокировки выполнен двухпозиционным, четырехлинейным , а клапан автоматического переключения передач редуктора снабжен дополнительными фиксаторами, причем входы клапана принудительной разблокировки сообщены с датчиками нагрузки двигателя и со 00 скорости транспортного средства, а выходысо сливом и с входами и торцовыми управляющими полостями клапана включения реле времени и через клапан задержки блокировки гидродинамического элемента - со сливом, а выходы клапана включения реле времени через параллельно установленные регулируемые дроссели и обратные клапаны связаны с дополнительным реле вре.мени.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(5D В 60 К 41 06

1 ф/

Кд

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3616532/27-11 (22) 01.07.83 (46) 23.10.84. Бюл. № 39

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (72) В. И. Соколовский, В. М. Стародубцев

А. М. Сарибан и А. Г. Свиридонов (7!) Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (53) 629.113-585.5 (088.8) (56) I. Авторское свидетельство СССР № 802097, кл. В 60 К 41/06, 1981 (прототип). (54) (57) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидродинамический элемент с фрикционной муфтой его блокировки, двухступенчатый редуктор с фрикционными муфтами переключения его ступеней, коробку передач с ручным управлением и систему управления, имеющую клапан ручного управления фрикционными муфтами включения высшей и низшей ступеней редуктора, вход которого связан с источником давления рабочей жидкости. а выходы — со сливом и с входами клапана с торцовыми управляющими камерами автоматического переключения передач редуктора,управляющие полости которого связаны с датчиками нагрузки двигателя и скорости транспортного средства, выходы клапана автоматического переключения передач редуктора связаны со сливом, полостями фрикционных муфт включения ступеней редуктора и через параллельно установленные дроссели и обратные клапаны — с клапаном задержки блокировки гидродинамического элемента, снабженным реле времени, выходы которого связаны с полостями фрикционных муфт включения ступеней редукто-

„„SU„„1119871 А ра, клапан блокировки гидродинамического элемента с управляющей полостью, вход которого связан с источником давления рабочей жидкости, а выход — с полостью фрикционной муфты блокировки гидродинамического элемента и со сливом, кпапан принудительной разблокировки гидродинамического элемента, сообщенный с одной стороны с управляющей полостью клапана блокировки, а с другой стороны — с выходом клапана задержки блокировки и с гидробаком, при этом орган управления клапана принудительной разблокировки кинематически связан с элементами управления включением низших ступеней коробки

1 передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, система управления снабжена фильтрующим устройст- В вом, имеющим дополнительное реле времени, регулируемые дроссели и обратные кла- файф паны, клапаном включения реле врсмени с торцовыми управляющими полостями, при этом клапан принудительной разблокировки выполнен двухпозиционным, четырехлинейным, а клапан автоматического переключения передач редуктора снабжен дополнительными фиксаторами, причем входы клапана принудительной разблокировки сообщены с датчиками нагрузки двигателя и 1 скорости транспортного средства, а выходы — Я ) со сливом и с входами и торцовыми управ- р ляющими полостями клапана включения реле времени и через клапан задержки блокировки гидродинамического элемента со сливом, а выходы клапана включения реле времени через параллельно установленные регулируемые дроссели и обратные клапаны связаны с дополнительным реле Ь времени.

119871

1, 1

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим автоматическим транмиссиям транспортных средств, в частности автомобилей высокой проходимости, тракторов и строительнодорожных машин.

Известна гидродинамическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидродинамический элемент с фрикционной муфтой его блокировки, двухступенчатый редуктор с фрикционными муфтами переключения его ступеней, коробку передач с ручным управлением и систему управления имеющую клапан ручного управления фрикционными муфтами включения высшей и низшей ступеней редуктора, вход которого связан с источником давления рабочей жид кости, а выходы — со сливом и с входами клапана с торцовыми управляющими камерами автоматического переключения передач редуктора, управляющие полости которого связаны с датчиками разгрузки двигателя и скорости транспортного средства, выходы клапана автоматического переключения передач редуктора связаны со сливом, полостями фрикционных муфт включения ступеней редуктора и через параллельно установленные дроссели и обратные клапаны — с клапаном задержки блокировки гидродинамического эл "мента, снабженным реле времени, выходы которого связаны с полостями фрин,ионных муфт включения ступеней редуктора, клапан блокировки гидродинамического элемента с управляющей полостью, вход которого связан с источником давления рабочей жидкости, а выход — с полостью фрикционной муф гы блокировки гидродинамического элемента и со сливом, клапан принудительной разблокировки гндродинамического элемента, сообщенный с одной .стороны с управляющей полостью клапана блокировки, а с другой лороны — с выходом клапана задержки ();loI IlpoBKfl и с гидробаком, при этом орган управ.п нпи к. IcJIIcIII3 принудительной разблок Iропкп кипематически связан с элементамп управления включением низших ступеней коробки передач (I).

Недостатком данной гидромеханической трансмиссии является низкая надежность связанная с отсутствием устройства, фильтрующего сигналы управления автоматическим переключением редуктора по их длительности, что приводит к черезмерно частому переключению передач в нем, не требующемуся по условиям движения, по вызванному случайными кратковременными сигналами при изменениях сопротивления движению или другими причинами. Такие случаи часты в условиях бездорожья — при движении по лесу, разбитым грунтовым до20

55 рогам, при переезде через промоины, через выбоины, отдельно расположенные камни и т. п., а также на пахоте и других операциях по обработке почвы. Эти переключения происходят независимо от водителя, но могут быть вызваны им, например резким изменением подачи топлива, воздействием на рейку топливного насоса или заслонку карбюратора, с целью сохранения плавности движения путем. уменьшения скорости при преодолении отдельных кратковременных препятствий. Чрезмерные частые переключения передач приводят к снижению долговечности и надежности трансмиссии, а работа двигателя на неустановившихся режимах в моменты этих переключений приводит к повышенному расходу топлива.

Цель изобретения — повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что в гидромеханической трансмиссии транспортного средства, содержащей гидродинамический элемент с фрикционной муфтой его блокировки, двухступенчатый редуктор с фрикционными муфтами переключения его ступеней, коробку передач с ручным управлением и систему управления, имеющую клапан ручного управления фрикционными муфтами включения высшей и низшей ступеней редуктора, вход которого связан с источником давления рабочей жидкости, а выходы — со сливом и с входами клапана с торцовыми управляющими камерами автоматического переключения передач редуктора, управляющие полости которого связаны с датчиками нагрузки двигателя и скорости транспортного средства, выходы клапана автоматического переключения передач редуктора связаны со сливом, полостями фрикционных муфт включения ступеней редуктора и через параллельно установленные дроссели и обратные клапаны— с клапаном задержки блокировки гидромеханического элемента, снабженным реле времени, выходы которого связаны с полостями фрикционных муфт включения ступеней редуктора, клапан блокировки гидродинамического элемента с управляющей полостью, вход которого связан с источником давления. рабочей жидкости, а выход — с полостью фрикционной муфты блокировки гидродинамического элемента и со сливом, клапан принудительной разблокировки гидродинамического элемента, сообщенный с одной стороны с управляющей полостью клапана блокировки, а с другой стороны — с выходом клапана задержки блокировки и с гидробаком. при этом орган управления клапана принудительной разблокировки кинематически связан с элементами управления включением низших ступеней коробки передач, система управления снабжена фильт1 I 19871

15 рующим устройством, имеющим дополнительное реле времени, регулируемые дроссели и обратные клапаны, клапаном включения реле времени с торцовыми управляющими полостями, при этом клапан принудительной разблокировки выполнен двухпозиционным, четырехлинейным, а клапан автоматического переключения передач редуктора снабжен дополнительными фиксаторами, причем входы клапана принудительной разблокировки сообщены с датчиками нагрузки двигателя и скорости транспортного средства, а выходы — со сливом и с входами и торцовыми управляющими полостями клапана включения реле времени и через клапан задержки блокировки гидродинамического элемента — со сливом, а выходы клапана включения реле времени через параллельно установленные регулируемые дроссели и обратные клапаны связаны с дополнительным реле времени.

На чертеже изображена гидромеханическая трансмиссия с элементами системы управления (клапаны системы управления показаны в положении, соответствующим движению транспортного средства на низшей ступени в коробке передач).

Гидромеханическая трансмиссия состоит из гидродинамического элемента (гидротрансформатора) 1, муфты 2 его блокировки, двухступенчатого редуктора (делителя) 3 с фрикционными муфтами 4 и 5 переключения его ступеней, коробки 6 передач с ручным управлением.

Система управления гидромеханической трансмиссией содержит насос 7, датчик 8 нагрузки двигателя, датчик 9 скорости транспортного средства, клапан 10 ручного управления, клапан 11 автоматического управления переключением передач двухступенчатого редуктора посредством муфт 4 и 5, с дополнительными пружинами 12, клапан

13 задержки блокировки гидротрансформатора, клапан 14 блокировки гидродинамического элемента (гидротрансформатора), дроссели 15, обратные клапаны 16, реле 17 времени клапана задержки блокировки, клапан 8 принудительной разблокировки гидротрансформатора, клапан 19 включения реле 20 времени фильтра сигналов с поршнем 21, обратные клапаны 22 и регулируемые дроссели 23.

Реле 20 времени с дросселями 23 обратными клапанами 22 и клапаном 19 включения реле времени составляют устройство фильтрации сигналов переключения передач автоматического редуктора по их длительности.

Для управления клапаном 11 автоматического переключения передач редуктора к нему подводится давление от датчика 8 нагрузки двигателя и от датчика 9 скорости транспортного средства. В результате взаи20

50 модействия этих давлений золотник клапана !

1 находится в одном из крайних положений, направляя рабочую жидкость в полость соответствующей фрикционной муфты 4 или 5.

Одновременно через клапан 18 давление датчиков 8 и 9 подводится на входы и в торцовые управляющие полости 24 и 25 клапана !9 включения реле 20 времени фильтра сигналов. В результате взаимодействия давлений датчиков скорости 9 и нагрузки

8 золотник клапана 19 занимает одно из крайних положений, соединяя одну из полостей реле 20 времени с датчиков 8 или 9, а противоположную полость — с гидробаком, через дроссели 23 и обратные клапаны 22.

Для клапана 14 блокировки управляющим служит давление, возникающее в полостях фрикционных муфт 4 и 5. Оно подводится в управляющую торцовую полость

26 последовательно через клапан 13 задержки блокировки и через клапан 18 принудительной разблокировки.

Входы клапана 18 соединены с датчиком 8 нагрузки, датчиком 9 скорости. управляющей полостью 26 клапана 14 и выходом клапана 13. Выходы соединены с входами клапана 19 и с торцовыми управляющими полостями 24 и 25 того же клапана.

Орган управления клапаном 18 принудительной разблокировки кинематически связан с элементами управления включения низших ступеней коробки 6 передач.

Трансмиссия работает следующим образом.

При включении низшей ступени в коробке 6 передач перемещается связанный с механизмом переключения этой ступени клапан 18 принудительной разблокировки, который соединяет управляющую торцовую полость 26 клапана блокировки 14 с гидробаком, отключая ее от клапана 13 задержки блокировки. Клапан 14 выключается, и гидротрансформатор разблокировывается. Одновременно клапан 18 подключает датчики нагрузки 8 и скорости 9 к торцовым управляющим полостям 24 и 25 и входам клапана 19 включения реле времени фильтра сигналов. Клапан 10 занимает одно из крайних положений, соединяя при этом одну полость реле 20 времени через дроссель 23 с одним из датчиков скорости или нагрузки, а противоположную полость через обратный клапан 22 — с гидробаком. Поршень 21 перемещается до упора и занимает исходное положение.

Сигнал управления на переключение передач подается одновременно к клапану 11 автоматического переключения передач редуктора и клапану 19 включения реле 20 времени фильтра сигналов. Клапан 19 перемещается в другое крайнее положение и иод ключает одну из полостей реле 20 времени

1119871

Составитель А. Барыков

Редактор И. Шулла Тех ред И. Верее Корректор В. Гирняк

Заказ 7535/13 Тираж 656 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и о1крытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 фильтра сигналов к датчику — источнику сигнала переключения, а другую — к гидробаку. Поршень 21 начинает перемещаться из одного крайнего положения в другое, т. е. начинается отсчет времени. Клапан 1! переключения передач, удерживаемый пружинами 12 фиксатора, остается в исходном положении до тех пор, пока поршень 21 реле 20 времени не переместится в противоположное крайнее положение, так как давление жидкости в магистрали 27 или 28, соединяющей датчик с клапаном переключения передач, недостаточно для преодоления усилия пружин 12.

После срабатывания реле 20 давление в магистрали, соединяющей датчики и клапан 11 переключения передач, увеличивается и клапан 11 переключается.

Таким образом, переключение клапана

1l возможно только при длительности сигнала переключения, равного или большего величины, определяемой реле 20 времени.

При случайных сигналах менее заданной длительности клапан 1! не перемещается„ т. е. не происходит автоматическое переключение передач редуктора. Эта величина определяется объемом реле 20 времени и величиной дросселей 15. Для изменения времени работы реле 20 дроссели 15 выполняют регулируемыми.

При включении высших ступеней в коробке 6 передач клапан 18, связанный с механизмом переключения ступеней, отключает фильтр сигналов, а клапан 14 блокировки гидротрансформатора подключает его к системе автоматической блокировки.

Применениевпредлагаемой гидромеханической трансмиссии фильтра сигналов переключения по их длительности, включаемого на низших ступенях коробки передач, в сочетании с одновременной разблокировкой гидротрансформатора на тех же передачах обеспечивает уменьшение числа переключений передач редуктора и снижение динамических нагрузок, что позволяет повысить надежность, долговечность трансмиссии и двигателя и топливно-экономические показатели транспортного средства.

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх