Тренажер для обучения операторов систем управления

 

ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ, содержащий пульт обучаемого, подключенный первым и вторым выходами ко входам элемента ИЛИ, делитель напряжения, соединенный выходом с первым входом блока регистрации ответов обучаемого, соединенного вторым входом с выходом блока сравнения, связанного первым входом с выходом блока ввода эталонов и первым входом ключа, подключенного выходом к третьему входу блока регистрации ответов обучаемого, триггер (Чмйдта, связанный первым выходом со входом блока ввода эталонов и подключенный вторым выходом ко второму входу ключа и второму входУ блока сравнения .отличающийс я тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он имеет элемент задержки, сдвиговый регистр, многопозиционный переключатель, элементы И, инвертор и счетчик импульсов , при этом первый выход пульта обучаемого дополнительно соединен с информационным входом сдвигового регистра , тактовый вход которого связан с выходом элемента ИЛИ, первыми входами элементов И, и входом делителя напряжения, второй вход первого элемента И через последовательно соединенные инвертор и элемент задержки i подключен к выходу счетчика импульсо и второму входу второго элемента И, О) соединенного выходом со вторым входом триггера 1 идта7 причем выходы сдвигового регистра через многопозиционныП переключатель соединены с третьим входом блока сравнения, а вы ход первого элемента И подключен ко входу счетчика импульсов.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 3(51) 0 0 9 В 9 / 0 0

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3628394/18-12 (22) 26.07.83 (46) 30.10.84. Бюл. )) 40 (72) Л.П.Волков, Ю.П.Волков, A.10.Чижов и A.Ô.×èïèãà (53) 681.136.51 (088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР

Р 898490,кл, G 09 В 9/00, 1980. (54)(57) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ, содержащий пульт обучаемого, подключенный первым и вторым выходами ко входам элемента ИЛИ, делитель напряжения, соединенный выходом с первым входом блока регистрации ответов обучаемого, соединенного вторым входом с выходом блока сравнения, связанного первым входом с выходом блока ввода эталонов и первым входом ключа, подклю- . ченного выхо)(ом к тре ьему входу блока регистрации ответов обучаемого, триггер Р1мидта, связанный первым выходом со входом блока ввода эталонов и подключенный вторым выходом ко второму входу ключа и второму входу блока сравнения .о т л и ч а ю ш и йс я тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он имеет элемент задержки, сдвиговый регистр, многопозиционный переключатель, элементы И, инвертор и счетчик импульсов, при этом первый выход пульта обучаемого дополнительно соединен с информационным входом сдвигового регистра, тактовый вход которого связан с выходом элемента ИЛИ, первыми входами элементов И, и входом делителя напряжения, второй вход первого элемента И через последовательно соединенные инвертор и элемент задержки подключен к выходу счетчика импульсо,р

O и второму вхОду второго Элемента И, соединенного выходом со вторым входом триггера (((мидта, причем выходы сдвигового регистра через многопозиционный переключатель соединены с третьим входом блока сравнения, а вы"Я ход первого элемента И подключен ко входу счетчика импульсов °

1121694

25

35

65

Изобретение относится к устройствам для обучения операторов систем управления.

Известен тренажер для обучения операторов систем управления, содержащий пульт обучаемого, подключенный первым и вторым выходами ко входам элемента ИЛИ, делитель напряжения, соединенный выходом с первым входом блока регистрации ответов обучаемо-. го соединенного вторым входом с выходом блока сравнения, связанного первым входом с выходом блока ввода эталонов и первым входом ключа, подключенного выходом к третьему входу блока регистрации ответов обучаемого, триггер Шмидта, связанный первым выходом со входом блока ввода эталонов и подключенный вторым выходом ко второму входу ключа и второму входу блока сравнения (1). 20

Однако известный тренажер характеризуется невысокой эффективностью обучения.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения.

Поставленная цель достигается тем, что тренажер для обучения операторов систем управления, содержащий пульт обучаемого, подключенный первым и вторым выходами ко входам элемента ИЛИ, делитель напряжения, соединенный выходом с первым входом блока регистрации ответов обучаемого соединенного вторым входом с выходом блока сравнения, связанного первым входом с выходом блока ввода эталонов и первым входом ключа, подключенного выходом к третьему входу блока регистрации ответов обучаемого, триггер Шмидта, связанный первым выходом со входом блока ввода эталонов и подключенный вторым выходом ко второму входу ключа и второму входу блока сравнения, имеет элемент задержки, сдвиговый регистр, многопозиционный переключатель, элементы И, инвертор и счетчик импульсов, при этом первый выход пульта обучаемого дополнительно соединен с информационным входом сдвигового регистра, тактовый вход которого связан с выходом элемен-. та.ИЛИ, первыми входами элементов И и входом делителя напряжения, второй вход первого элемента И через последовательно соединенные,инверторов и элемент задержки подключен к выходу счетчика импульсов и второму входу второго элемента И, соединенного выходом со вторым входом триггера Шмид- та, причем выходы сдвигового регистра через многопозиционный переключатель соединены с третьим входом блока сравнения, а выход первого элемента И подключен ко входу счетчика импульса.

На чертеже схематически представлен тренажер, блок-схема.

Тренажер для обучения операторов систем управления содержит пульт 1 обучаемого, состоящий из формирователей 2 и 3 одиночных импульсов, нулей и единиц, первый и второй выходы которого соединены через элемент ИЛИ 4 и делитель 5 напряжения с переменным коэффициентом деления с первым входом блока б регистрации ответов обучаемого последовательно. соединенные сдвиговый регистр 7, информационный вход которого подключен к первому выходу пульта 1, а тактовый — к выходу элемента ИЛИ 4, многопозиционный переключатель 8 и блок 9 сравнения,состоящий из сумматора 10 по модулю два и элемента И 11, выход которого подключен ко второму входу блока б регистрации ответов обучаемого и последовательно соединенные элемент 12 задержки, инвертор 13, первый элемент И 14, счетчик 15 импульсов с переменным. коэффициентом пересчета, второй элемент И 16, второй вход которого совместно со вто рым входом первого элемента И 14 подключен ко входу делителя 5, триггер 17 1 Ыидта, блок 18 ввода эталонов и ключ 19, управляющий вход которого совместно со вторым входом блока 9 сравнения связан со вторым выходом триггера 17 Шмидта, а выход — с третьим входом блока 6 регистрации, причем вход инвертора 13 соединен с выходом счетчика 15, а выход блока 18 ввода эталонов соединен также с первым входом блока 9 сравнения.

Блок б регистрации ответов обучаемого содержит счетчики 20 и 21 циклов и ошибок и логический пробник 22.

При этом первый выход пульта 1 обучаемого дополнительно соединен с информационным входом сдвигового регистра 7, тактовый вход которого связан с выходом элемента ИЛИ, первыми входами элементов И 14, 16, и входом делителя 5 напряжения, второй вход первого элемента И 14 через последовательно соединенные инвертор 13, элемент задержки 12 подключен к выходу счетчика 15 импульсов и второму входу второго элемента И 16, соединенного выходом со вторым входом триггера 17 Л1мидта, причем выходы сдвигового регистра 7 через многопозиционный переключатель 8 соединены с третьим входом блока 9 сравнения, а выход первого элемента И 14 подключен ко входу счетчика 15 импульсов.

Принцип работы устройства заключается в следующем.

Обучаемый (оператор ) формирует по тактам слой алгоритм предъявления . стимулов, причем на каждом такте он получает подключение — положительное, если данный член его алгоритма

1121694 совпал с соответствующим членом алгоритма, заданного преподавателем (инструктором), и отрицательное — в случае несовпадения. При этом подкрепление обучаемому может выдаваться с задержкой. Например, если режим работы выбран с задержкой выдачи подкрепления на три такта, то на третьем такте обучаемый получает подкрепление на действие, выполненное им в первом такте, и т.д. Работа обучаемого заканчивается, если на интервале задания алгоритма не будет ни одного отрицательного подкрепления. По количеству циклов до полного совпадения алгоритмов сулят о исследуемых навыках обучаемого. оператора) .

Устройство работает следую. им образом.

После включения устройства преподаватель в соответствии с программой испытаний устанавливает в блоке 18 ввода эталонов, представляющем собой кольцевой сдвигающий резистр, длину и характер детерминированной последовательности стимулов, стирает информацию со счетчиков 21, 22 и 15 и регистра 7, устанавливает коэффициент деления делителя 5 равным длине предъявляемого алгоритма, а также с помощью переключателя 8 устанавливает число тактов сдвига между ходами .30 обучаемого и преподавателя и коэффициент пересчета счетчика 15. Например, если сравнение алгоритмов происходит после третьего шага обучаемого, то переключатель 8 устанав- 35 ливается в такое положение, при котором прямой выход третьего тригге— ра регистра 7 подсоединяется ко входу блока 9 сравнения, а коэффициент пересчета счетчика 15 будет равен 40 трем. Затем преподаватель разрешает работу с устройством обучаемому. Обучаемый, делая прогноз наступления событий предъявления стимула, управляет работой формирователей 2 и 3, 45

При воздействии на формирователь 2 импульс с его выхода через элемент

ИЛИ 4 поступает на тактовый вход регистра 7, обеспечивая запись а него нуля. При воздействии на формирователь 3 импульс с его выхода поступает на информационный и через элемент ИЛИ 4 — на тактовый вход сдвигового регистра 7, обеспечивая запись в него единицы. Этим достига- ется предварительная задержка алго:ритма обучаемого.

Кроме того, импульсы с выхода элемента ИЛИ 4 поступают на вторые входы элементов И 14, 16 И на вход делителя 5. Так как на выходе счетчи- 60 ка 15 сигнала нет (он находится в нулевом состоянии), то элемент И 16 закрыт, а элемент И 14 открыт за счет инверсии на элементе 13, и импульсы с формирователей 2 и 3 через g5 элементы ИЛИ 4 и И 14 поступают на счетный вход счетчика 15. При этом счет происходит передним фронтом им-пульса. Как только счетчик 15 отсчитывает заданное количество импульсов (в .нашем примере три), на его выходе появляется сигнал, который открывает элемент И 16 и, ннвертируясь на элементе 13, закрывает элемент И 14.

Этот же импульс, поступая на второй вход элемента И 16 (длительность импульсов, выдаваемых формирователями, больше времени срабатывания счетчика 15), заставляет сработать триггер 17 Шмидта, на втором выходе которого появляется сигнал, поступающий на управляющий вход ключа 19 и вход блока 9 сравнения.

На время поступления этого сигнала ключ 19 подсоединяет к выходу блока 18 ввода эталонов логический пробник 22, на индикаторе (не показан) которого в зависимости от состояния выхода блока 18 высветится ноль или единица. Обучаемый визуально фиксирует первый член алгоритма преподавателя и при необходимости корректирует свой алгоритм.

Кроме того, первый член алгоритма обучаемого со сдвигового регистра 7 через переключатель 8 поступает на первый вход сумматора 10.по модулю два блока 9. Если первые члены алгоритмов преподавателя и обучаемого совпадают, то на выходе сумматора 10 сигнал отсутствует. Если обучаемый делал ошибку, то импульс с сумматора 10 через элемент И 11, на второй вход которого с триггера 17 подана единица, записывается в счетчик 21 ошибок.

Возвращение триггера 17 Шмидта в исходное состояние отсоединяет пробник 22 от блока 18 и счетчик 21 от сумматора 10, а сигнал с,его инверсного выхода, поступая на вход блока 18, сдвигает записанную в блоке информацию вправо на один разряд. На выходе блока 18 появляется следующий член алгоритма преподавателя.

Делитель 5 выделяет каждый цикл алгоритма преподавателя, число которых фиксируется счетчиком 20.

Таким образом, хотя в примере обучаемый сделал три хода, в устройстве происходит сравнение первых членов алгоритма преподавателя и обу". чаемого.

Далее. обучаемый снова нажимает по своему усмотрению одну из кнопок управления формирователем 2 или 3, Работа всех блоков и элементов устройства происходит аналогично описанно».. му выше. Элемент 12 задержки необходим и рассчитан для устойчивого срабатывания счетчика 15 на последнем цикле счета.

1121694

Составитель С.Алексанов

Техред Л.Микеш Корректор И.Эрдейи

Редактор M.Горват

Заказ 7986/39 Тираж 446 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Сравнивая последующие члены алгоритма, обучаемый добивается полного их совпадения.

Преподаватель, анализируя информацию со счетчиков 20 и 21 блока 6 регистрации, определяет характеристи- 5 ки обучаемого и при необходимости переходит к заданию нового, более сложного алгоритма предъявления стимулов.

Устройство обладает расширенными . 10 функциональными возможностями, в частности позволяет исследовать-..и тренировать навыки к сопоставительному анализу разнесенных по времени и по пространству предъявления событий. Это позволяет повысить эффективность использования устройства. Повышается точность и качество оценок профессиональной пригодности. В тренировку включаются процессы, необходимые оператору для работы в сложных

АСУ. Снижается время на получение оценки состояния оператора, Использование изобретения повышает эффективность обучения.

Тренажер для обучения операторов систем управления Тренажер для обучения операторов систем управления Тренажер для обучения операторов систем управления Тренажер для обучения операторов систем управления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх