Способ управления частотой многодвигательного тягового электропривода

 

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЧАСТОТОЙ МНОГОДВИГАТЕЛЫЮГО ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА , имеющего N групп асинхронных электродвигателей, каждая ия которых состоит из М асинхронных электродвигателей, .подключенных к индив1щуальным преобразователям частоты, при котором осуществляют начальный пуск с нулевой частоты вращения асинхронных электродвигателей , а затем внутри каждой группы из М асинхронных электродвигателей осуществляют регулирование напряжения и частоты так, что фазы напряжений питания к;1ждого асинхронного электродвигателя сдвинуты на заданный угол, отличающийс я тем, что, с целью повьпиения энергетических показателей за счет снижения уровня помех в цепях питания тока, начальный пуск с нулевой частоты вращения асинхронных электродвигателей всех N гругп осуществляют при совместной синхронизации всех (Я преобразователей частоты, при этом обеспечивают заданньп) твзаимньп по фазе между преобразователями частоты каждой из N групп асинхрон-. ных электродвигателей, а по достижении заданной частоты вращения асинхронных электродв 1гат лей синхронизацию преобразователей каждой из N IsS групп асинхроннык злектродвпгателей ачЛ осуществляют раздельно. at ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК а9> 01) age Н 02 P 7/74

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ к двторСкомм свидяткльСтвМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3550182/24-07 (22) 15.02.83 (46) 30. 10.84. Бюл. 40 (72) Г.М. Вотчицев, Ю.М. Иньков, В.В. Литовченко, О.С. Назаров, Н.Х. Ситник, В.А. Скибинскнй и В.И. Скороходов (71) Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 621.313.3.077.3(088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

В 1029367, кл. Н 02 P 7/74„ 1981.

2. Ситник Н.Х. Электроподвижной состав с асинхронными тяговыми двигателями. Обзорная информация.

"Информэлектро-", 1981, с. 37 (прото- тип) . (54)(57) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЧАСТОТОЙ

МНОГОДВИГАТЕЛЬИОГО ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА, имеющего N групп асинхрон. ных электродвигателей, каждая из которых состоит из М асинхронных электродвигателей, .подключенных к индивидуальным преобразователям частоты, при котором осуществляют начальный пуск с нулевой частоты вращения асинхронных электродвигателей, а затем внутри каждой группы из М асинхронных электродвигателей осуществляют регулирование напряжения и частоты так, что фазы напряжений питания каждого асинхронного электродвигателя сдвинуты на заданный угол, о т л н ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повьппения энергетических показателей за счет снижения уровня помех в цепях питания тока, начальный пуск с нулевой частоты вращения асинхронных электродвигателей всех М групп осуществля- Е

loT при совместной синхронизации всех преобразователей частоты, при этом обеспечивают заданный взаимньп сдвиг по фазе между преобразователями частоты каждой из М групп асинхрон-, Я ных электродвигателей, а но достижении заданной частоты вращения асинхронных электродвигателей синхронизацию преобразователей каждой из И групп асинхронных электродвигателей р осуществляют раздельно.

1121765

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к тяговому электроприводу, и может быть использовано при управлении частотой асинхронными тяговыми двигателями электропоезда.

Известен способ управления часто" той многодвигательным силовым электроприводом, имеющим Я асинхронных электродвигателей, подключенных к преобразователю постоянного тока в 10 переменный, при котором осуществляют регулирование напряжения и частоты асинхронных электродвигателей во всем диапазоне изменения скоростей (1), Ввиду того, что в процессе регулирования частота напряжения на тяговых двигателях изменяется в диапазоне от 1 до 150-200 Гц, преобразователь генерирует в питающую (контактную} сеть шестикратные гармоники тока с частотой от б Гц и выше, ко" торые оказывают влияние на линии связи, автоблокировки и другие системы, использующие рельсовые цепи для передачи сигналов. 25

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ управления частотой многодви" гательным тяговым электроприводом, имеющим N групп асинхронных электродвигателей, каждая из которых состоит из И асинхронных электродви,гателей, подключенных к преобразователям частоты, при котором осуществляют начальный пуск с нулевой частоты вращения асинхронных электрс35 двигателей, а затем внутри каждой группы из И асинхронных электродвигателей осуществляют регулирование напряжения и частоты так, что фазы

40 напряжения питания каждого асинхрон1.ого электродвигателя сдвинуты на заданный угол (2) .

Хотя известный способ и позволяет снизить уровень вхинния потребляе45 мого тока на рельсовые цепи,но ампли туды гармоник, генерируемых преобра-. зователем в контактную сеть, остаются достаточно большими, что требует для их уменьшения использования мощных входных фильтров, увеличивающих

50 массу и габариты преобразовательной установки и снижающих энергетические показатели привода.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу управления частотой многодвигательным тяговым электроприводом, имеющим Б групп асинхронных электродвигателей, каждая из которых состоит из И асинхронных электродвигателей, подключенных к преобразователям частоты, при котором осуществляют начальный пуск с нулевой частоты вращения асинхронных электродвигателей„ а затем внутри каждой группы из M асинхронных электродвигателей осуществляют регулирование напряжения и частоты, так, что фазы напряжений питания каждого асинхронного электродвигателя сдвинуты на заданный угол, начальный пуск с нулевой частоты вращения асинхронных электродвигателей всех N групп осуществляют при совместной синхронизации всех преобразователей частоты, при этом осуществляют заданный взаимный сдвиг по фазе межцу преобразователями частоты каждой из N групп асинхронных электродвигателей, а по достижении заданной частоты вращения асинхронных электродвигателей синхронизацию. преобразователей каж- .. дой из N групп асинхронных электродвигателей осуществляют раздельно.

Согласно предлагаемому способу синхронизация всех преобразователей., подвижных единиц электропоезда осуществляется только при .пуске, а при движении электропоезда со скоростями выше номинальной осуществляется синхронизация преобразователей в пределах только одной подвижной единнцы, как и в известном способе.

На фиг . 1 приведена блок-схема устройства управления частотой многодвигательного тягового электропривода; на фиг. 2 — графики изменения частот вращения отдельных асинхронных электродвигателей и результирующей частоты основной гармоники тока в питающей цепи.

Устройство управления содержит N групп 1.1, 1.2...1 асинхронных электродвигателей, каждая из которых содержит.И электродвигателей 2.1... ...2,И, которые подключены соответственно к преобразователям 3.1...3,N.

Входы преобразователей через сглажен"

Цель изобретения — повышение энер-55 гетических показателей привода за счет снижения уровня помех в цепях питания.. вающий индуктивно-емкостной фильтр

4 и 5 подключены к питающей сети.

Устройство управления преобразователями в каждой из N групп асинхронных з 11217 электродвигателей содержит индиви дуальные генераторы 6 частоты тока статора, выходы которых подключены к"первому информационному входу блока 7 выбора режима, к второму информационному входу которого через фазосдвигающий блок 8, а также .управляющему входу блока 7 подклю1 чен выход общего для N групп асинхронных электродвигателей генера- 10 тора 9. Выход блока выбора режима соединен с входом узла 10 распределения импульсов управления преобразователями 3.1 и З.M.

Зависимости частоты вращения роторов асинхронных тяговых двигателей от скорости движения V электропоезда для подвижных единиц со средним диа.метром колесной пары (прямая 11), меньшим 12 и большим 13 диаметрами колесных пар показаны на фиг . 2.

Прямая 14 соответствует частоте тока статора асинхронных тяговых двигателей, соединенных с колесными парами среднего диаметра, и отличается 25 от частоты вращения их роторов на величину частоты токов роторов,определяющей скольжение и нагрузку двига. теля. Графики 15 и 16 показывают изменение частоты пульсирующей составляющей тока, потребляемоro из контактной сети при использовании предлагаемого способа управления частотой и прототипа соответственно.

Устройство управления частотой

35 работает следующим образом.

Начальный пуск с нулевой частоты вращения осуществляется при совместйой синхронизации всех преобразова— ,телей.

При четырех (M-4) асинхронных . электродвигателях в одной группе (на одной подвижной единице) и шести ,(Н = 6) подвижных единицах в элект ропоезде индивидуальные генераторы 6 45 формируют управляющие напряжения частотой в 6 M = 24 раз выше, а общий генератор 9 — с частотой в б MN = 144 раза вьппе, чем частоты тока статора асинхронного тягового двигателя. При 50 пуске поезда, когда скорость его движения меньше скорости Чп (фиг. 2) на управляющий вход блока 7 постунает сигнал "Синхронизация", под действием которого входы узлов рас- 55 пределения импульсов 10 через фазосмещающий блок 8 подключаются к выходу генератора 9. Фазосмещающий блок

65 4

8, выполненный, например, на базе кольцевых делителей частоты с коэффициентом деления, равным N = 6 осуществляют деление частоты управляющих напряжений, поступающих от генератора

9 на шесть и сдвиг их по фазе на

1/6MN = 1/144 части периода выходной частоты питающего двигатель напряжения . Сигналы с выхода фазосмещающего блока 8 поступают на вход узла распределения импульсов 1О, которые осуществляют управление преобразователями 3.1....3, Г1 таким образом, чтобы обеспечить сдвиг по фазе между напряжениями преобразователей одной подвижной единицы, равным 1/6M 1/24 части периода выходной частоты питающего двигатель напряжения.

При достижении-скорости движения, равной Ч 1 (фиг . 2) на управляющий

l1 вход блока 7 поступает сигнал Pac1l синхронизация" (" Синхронизация снимается сигнал) . При этом вход узла

10 распределения импульсов подключается к выходу генератора 6 и работа схемы осуществляется от раздельных генераторов.

При торможении электропоезда и переходе из области высоких в область низких скоростей работа схемы устройства управления частотой осуществляется аналогичным образом, но с обратtt ным чередованием режимов Рассинхранизация" и Синхронизация* .

Как следует из зависимостей (фиг. 2), при трогании с месга (неподвижные двигатели) скольжение, а соответственно нагрузки всех двигателей одинаковы. По мере разгона электропоезда частоты вращения роторов асинхронных тяговых двигателей в силу разницы диаметров колесных пар изменяются по различным законам (кривые 11 — 13).

При этом скольжение у одних двигателей увеличивается (кривая 13), а у других уменьшается (кривая 12), достигая при некоторой критической скорости Vq нулевого значения, а при скорости выше 7 „ скольжение становится отрицательным и некоторые иэ двигателей переходят в генераторный режим, создавая тормозной момент °

Для исключения этого явления при скорости Vq меньшей Vq в соответствии с предлагаемым способом произво, дится рассинхронизация преобразователей всех подвижных единиц. При

S. 1121765 этом, когда скорость Ч меньше Че, частота пульсирующей составляющей тока значительно (в шесть раз) превышает частоту пульсаций тока, чем в .прототипе (кривые 15 и 16 соответственно) ° что облегчает задачи снижения мешающего влияния потребляемого тока на питающие цепи.

Технико-экономическая эффективность способа состоит в том, что благодаря увеличению частоты пульсирующей составляющей тока, потребляемого из контактной сети, уменьшается величина емкости конденсаторов фильт. ра, их масса и габариты, а следова5 тельно, уменьшается масса подвижных единиц, что сокращает расход электроэнергии на тягу. Одновременно с этим повышаются энергетические показатели привода и уменьшается мешающее-влияние потребляемого тока на цепи питания.

Ii21765

1!21765

f/

Рвр

Составитель В. Тарасов

Редактор И. Ковальчук Техред М.Гергель . Корректор А.Зимокосов

Заказ 7994/42 Тираж 666 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ управления частотой многодвигательного тягового электропривода Способ управления частотой многодвигательного тягового электропривода Способ управления частотой многодвигательного тягового электропривода Способ управления частотой многодвигательного тягового электропривода Способ управления частотой многодвигательного тягового электропривода Способ управления частотой многодвигательного тягового электропривода 

 

Похожие патенты:

Привод // 1014023

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах для перемещения и натяжения ленточных материалов, например в технологическом оборудовании для производства и обработки электропроводящих рулонных ленточных материалов, в электроприводах подачи ленточных материалов в пресс, в лентопротяжных механизмах устройств ввода-вывода информации

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в двухдвигательном электроприводе различных производственных механизмов, где электродвигатели работают на общую нагрузку

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах производственных механизмов, где двигатели работают на общую нагрузку

Изобретение относится к тяговым системам железнодорожного электроподвижного состава (ЭПС), оснащенным асинхронными тяговыми двигателями (АТД) с короткозамкнутым ротором

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах для перемещения и натяжения ленточных материалов, например в лентопротяжных механизмах устройств ввода - вывода информации, в технологическом оборудовании для производства и обработки электропроводящих рулонных ленточных материалов, в электроприводах подачи ленточных материалов в пресс

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для обеспечения последовательной круговой циклической работы центробежных вибраторов, применяемых для очистки от налипания на стенках бункеров сыпучих материалов при их переработке

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах производственных механизмов, где двигатели работают на общую нагрузку

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано как в одиночных, так и в групповых многодвигательных электроприводах переменного тока

Изобретение относится к области энерготехники и может быть использовано в экскаваторных электроприводах
Наверх