Станок для чистовой обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес

 

СТАНОК ДЛЯ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТ КИ ЗУБЬЕВ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, содержащий устройство для установки обрабатываемого зубчатого ко/// // / // // //j // / // // / // / ////// Pui.i леса и станину, в горизонтальных направляющих которой размещены две зубокалибруюпре головки с возможностью регулирования расстояния между шми, отличающийся тем, что, с целью повшрения точности и стабильности обработки, устройство для установки обрабатываемого зубчатого колеса выполнено в вцде каретки, размещенной с возможностью вертикаль-, ного перемещения по направляющим, дополнительно выполненньм на передней части станины, при этом станок дополнительно снабжен шеверной головкой с приводом и камерой удаления стружки, расположенной между зонами шевингования и калибрования зубьев.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕСПУЬ ЛИК цр В 23 Р 19/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ASTQPQHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОЪНРЬПИЙ. Я1 ) 3657970/25-08 (В) 21 10.83 (46) 15. t 2. 84. Бюл. У 46 (72) А.N.Âàñèëüeâ, В.И.Виноградов, А.И.Иихайлов, И.И.Глухов.,и В;Н.Волков (71) Московский .автомеханический институт (53) 621.833:621.7(088.8) (56) 1. Калашников С.Н. и др. Холодная прикатка зубьев цилиндрических зубчатых колес. — "Автомобильная промышленность", 1976, 9 3, с. 3438 {прототип). (54)(57) СТАНОК ДЛЯ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ ЗУБЬКВ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ

КОЛЕС, содержащий устройство для установки обрабатываемого зубчатого ко,Я0.„1129О38 А леса и станину, в горизонтальных направ;. ляющих которой размещены две зубокалибрующие головки с возможностью регулирования расстояния между Мими, отличающийся тем, что, с целью повьщнения точности и стабильности обработки, устройство для ус-. тановки обрабатываемого. зубчатого колеса выполнено в виде каретки, размещенной с возможностью вертикаль-. ного перемещения по направляющим, дополнительно выполненным на передней части станины, при этом станок дополнительно снабжен шеверной головкой с приводом и камерой удаления стружки, расположенной между зонами шевинговаиия и калибрования зубьев.

38 2

1 11290

Изобретение относится к области зубообработки, а более конкретно к станкам для чистовой обработки зубчатых венцов, и может быть использовано в крупносерийном и массовом производстве цилиндрических зубча5 тых колес средних модулей.

Известен станок для холодной калибровки цилиндрических зубчатых колес Лоренц Микро Фло, состоящий из .станины с закрепленными на ней двумя накатными бабками с накатниками, одна из которых подвижна, Накатники вращаются синхронно от одного электродвигателя через карданные

15 валы постоянной угловой скорости, Обрабатываемое зубчатое колесо до зацепления с накатниками вращается от,специального пневмомотора со скоростью, .которая несколько больше или несколько меньше частоты вращения накатников. Благодаря этому обеспечивается свободное зацепление обрабатываемого колеса с накатником.

Подвижная бабка, перемещаясь, вводит вращающийся накатник в зацепле-. ние вращающимся. колесом, а затем вместе е ним продолжает перемещаться к-накатнику, закрепленному в неподвижной бабке. При .достижении без30 зазорного зацепления накатников с обрабатываемым зубчатым колесом начинается процесс калибрования зубьев зубчатого венца. Расстояние между осями накатников постепенно уменьшается до получения требуемого разме-, З5 ра зубьев колеса, после чего подвижная бабка отводится в исходное положение (1 ).

Однако точность и стабильность:, обработки на этом станке существенно 40 зависит от величины и колебаний припуска под калибрование формируемого на операции предварительного зубонарезания. При калибровании зубчатых колес с повышенным припуском имеет место понижение точности и стабильности обработки, а в отдельных случаях и поломка зубьев накатников.

Для надежной работы станка и обеспе- чения заданной точности обработки зубчатые колеса перед калиброванием подвергают стопроцентному контролю по размеру зубчатого венца. Те зубчатые колеса, у которых этот размер завышен, т.е. завышен припуск под 55 калибрование, подвергают другим способам чистовой обработки (например шевингуют), что значительно удлиня- . ет цикл обработки, ухудшает ее качество и увеличивает стоимость.

Цель изобретения — повышение точности и стабильности обработки.

Поставленная цель достигается тем, что в станке для чистовой обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес,;содержащем устройство для установки обрабатываемого зубчатого колеса и станину, в горизонтальных направляющих которой размещены две зубокалибрующие головки с возможностью регулирования расстояния между ними, устройство для установки обрабатываемого зубчатого колеса выполнено в виде каретки, размещенной с возможностью вертикального перемещения по направляющим, дополнительно выполненным на передней части станины, при этом станок дополнительно снабжен шеверной головкой с приводом и камерой удаления стружки, расположенной между зонами шевингования и калибрования зубьев.

На фиг. 1 показан станок для чистовой обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес, общий вид; на фиг.. 2 — внд А на фиг. 1; на фиг. 3 — станок, план; на фиг. 4— камера удаления стружки (фрагмент фиг. 3), на фиг. 5 — механизм пере".

-мещения каретки (фрагмент общего вида станка фиг. 1); на фиг. 6— сечение Б-Б на фиг. 5.

Станок состоит из станины 1, на которой в горизонтальных направляю" щих закреплены подвижная 2 и неподвижная 3 калибрующие головки с накатниками 4. Накатники 4 синхронно вращаются от одного электродвигателя 5 через двухпоточный редуктор б и карданные валы постоянной угловой скорости 7. Подвижная головка 2 приводится в движение от цилиндра 8, обеспечивающего ее подвод, рабочую подачу и отвод в исходное положение.

Под калибрующнми головками 2 и 3, на передней части станины установлена шевиновальная головка 9 с шевером 10, предназначенная для стабилизации припуска на обрабатываемом колесе 1 1. Iilesep 10 получает вращение от электродвигателя 12 с фланце вым креплением к корпусу шевиновальной головки 9. Для исключения вредного влияния стружки, образующейся при шевинованин на процесс калибрования зубьев на передней части ста3 1129 нины, установлены камера удаления стружки 13, состоящая из кожуха 14, трубопровода 15 и распределительно.го кольца с форсунками 16.

Для перемещения обрабатываемого зубчатого колеса 11 из рабочей зоны шевингования в рабочую зону калибрования служит каретка 17, установлен« ная на вертикальных иаправляющих 18 и приводимая в движение от гидроцилинд)>а 19, закрепленного на внутренней стороне передней стенки станины

1. Режим перемещения каретки 17 вы- бирается из условия минимальной продолжительности цикла обработки из15 делия. Он состоит из рабочей подачи при стабилизации припуска во время шевинования,. ускоренного перемещения в рабочую зону.калибрования, быстрого возврата каретки в исходное положение и может быть обеспечен устрой20, ством гидроавтоматики (не представлено).

На направляющей каретки 17 уста-. новлены поперечные салазки 20, к

25 которым крепится зажимное приспособление 21. Поперечные. салазки 20 служат для обеспечения возможности поперечного перемещения обрабатываемого колеса 11 во время его введения в зацепление с накатниками 4. После окончания процесса прикатки поперечные салазки 20 возвращаются в исходное положение пружиной 22, встроенной в каретку 17.

Для обеспечейия свободного за- Ç5 цепления зубьев обрабатываемого колеса 11 с накатниками 4 колесо 11 вращается от пневмомотора 23, сидящего на одной оси с оправкой 24.

В качестве рабочей среды для уда-:40 ления стружки может быть использована смазывающе-охлаждающая жидкость; пос.тупающая под давлением в зону обработки.

Гидроаппаратура привода подвиж- 45 ной. головки 2 каретки 17 и подачи смазывающе-охлаждающей жидкости (не показана) размещена- внутри станины 1.

Аппарата управления станком с пультом управления может быть раз- 50 мещена как непосредственно на станке так и в отдельном электрошкафе.

Станок работает следующим образом.

В крайнем нижнем. положении карет- 55 ки 17 осуществляется загрузка обрабатываемого колеса 1 1 в зажимное приспособление 21. После закрепления его

038 4 в приспособлении 21 включается привод вращения шевера 10, подача смазывающе-охлаждающей жидкости в рабочую зону.шевингования и привод перемещения каретки 17. При перемещении каретки 17 относительно шевера 10 со скоростью рабочей подачи проис. ходит процесс однопроходного шевингования, и тем самым осуществляется стабилизация принуска под калибрование зубьев °

После окончания процесса шевингования электродвигатель 12, отключается и вращение шевера 10 прекращается, а каретка 17 с обрабатываемым колесом t1 перемещается в рабочую зону холодной прикатки. При прохождении кареткой 17 камеры удаления стружки 13 обрабатываемое колесо 11 начинает " вращаться от пневмомотора 23. В это же время в камеру 13 подается смаэы« вающе-охлаждающая жидкость, которая смывает частицы оставшейся после шевингования стружки с обрабатываемо. го колеса 11. После прохождения кареткой 17 камеры удаления стружки 13 подача в нее рабочей среды прекращается, и вращающееся колесо 11 попадает в рабочую зону калибрования (каретка 17 приходит в крайнее верхнее положение и останавливается).

В момент остановки каретки 17 включается электродвигатель 5, и накатники 4 начинают синхронно вращаться в одном направлении. В это же время включается привод перемещения подвижной зубокалибрующей головки 2, которая, перемещаясь, вводит вращающийся накатник и зацепление с вращающейся заготовкой, а затем вместе с ней продолжает перемещаться к на,катнику, закрепленному в неподвижной зубонакатной головке 3. При достижейии беззазорного зацепления накатников 4 с обрабатываемым колесом 11 начинается формойзменение зубьев ко-.. леса 11 под усилием, определяемым условиями деформирования нрипуска.

Расстояние между осями накатников 4 постепенно уменьшается до получения требуемых размеров зубьев обрабатываемого колеса 11.

После окончания процесса прикатки подвижная зубонакалибрующая головка 2 возвращается в исходное положение, и привод вращения накатников 4 отключается. Под действием пружины

22, встроенной в каретку 17, поперечные салазки 20 вместе с зажимным прис1129038 поаоблением 21 и обрабатываемым колесом 11 также возвращаются в исходное положение. После этого происходит . разжим обрабатываемого иэделия 11 и его выгрузка as зажимного приспособ- 5 ления 21. Затем каретка 17 возвращается в крайнее нижнее положение и после загрузки следующего изделия цикл обработки повторяется в прежней последовательности.. 30

Наличие: на станке. для чистовой обработки цилиндрических зубчатых колес узла стабилизации припуска, вы.. полненного в виде шеверной головки, позволяет повысить точность и стабильность процесса калибрования зубьев за счет устранения влияния на этот процесс нестабильности припуска, формируемого при зубонарезании, а также снизить затраты на изготовление зубчатых колес за счет снижения требований к точности предварительного зу- . банареяания и исключения стопроцентного контроля иэделий перед операцией калибрования зубьев.

Обработка шевингования происходит по циклу однопроходного шевингования без радиальной подачи по укороченному циклу при постоянном межосевом Зр расстоянии шевера и обрабатываемого зубчатого колеса. Это расстояние выбирается таким образом, чтобы ace зубчатые колеса с эавьппенньщ припуском после такого шевингования имели одинаковый припуск, равный по величине оптимальному.;" Шевер, выполненный с заходным конусом, при такой . установке на станке срезает".излишек припуска и тем самым стабилизирует как величину припуска под калибрование (прокатку), так н.сам процесс калибрования зубьев.

Время затрачиваемое на стабилизацию припуска, невелико и составляет

0,1?-0,25 мин в зависимости от модуля и ширины зубчатого венца обрабатываемого колеса. Удаление стружки, оставшейся после шевингования, проис" ходит одновременно с перемещением колеса в рабочую зону калибрования и не требует дополнительных затрат времени.

По предварительным подсчетам время обработки одного зубчатого колеса на данном станке составляет 0,670,75 мин, что почти в два раза меньше чем при продольном шевинговании аналогичных изделий.

Таким образом, предлагаемая конструкция станка позволяет повысить не только точность и стабильность чистовой обработки цилиндрических зубчатых колес, но и ее производительность по сравнению с традицион ными конструкциями станков.

1129038

Составитель И;Кузнецова

Редактор А.Гулько Техред С,Мигунова Корректор Н,Король °

Заказ 92B6/10 ; Тираж 1036 Подписное

ВЕИИПИ Государственного комитета СССР. по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.4/5

Филиал ППН "Патент" ° г. Ужгород, ул. Проектная,4

Станок для чистовой обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес Станок для чистовой обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес Станок для чистовой обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес Станок для чистовой обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес Станок для чистовой обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к усовершенствованию зуба шестерни и к способу его изготовления

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес, и может быть использовано для финишной обработки конических колес с прямыми и криволинейными зубьями в автомобильной, тракторной промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, станкостроении и других отраслях машиностроения

Изобретение относится к металлообработке, отделочно-упрочняющей обработке крупномодульных зубчатых колес, например, тяговых редукторов подвижного состава

Изобретение относится к машиностроению, в частности к червячным инструментам для обработки зубчатых изделий

Изобретение относится к технологии машиностроения

Изобретение относится к области изготовления конических зубчатых колес и может быть использовано для правки абразивного зубчатого инструмента, которым производится финишная обработка зубчатых колес

Изобретение относится к технологии машиностроения, чистовой обработке зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к области зубообработки, крупносерийному и массовому производству зубчатых колес

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, упрочняющей обработке зубчатых колес
Наверх