Способ приработки конических зубчатых колес

 

СПОСОБ ПРИРАБОТКИ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, предусматриваюш ,ий введение абразива между прирабатываемыми поверхностями, включаюш,ий установку рабочего бокового зазора, обкатку и определение оптимального положения колес по критерию наименьших потерь момента сопротивления, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и производительности , определение оптимального положения колес осушествляют при относительном их перемещения вдоль обшей образуюшей начальных конусов. / / (Х О ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК э у В 23 F 19/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ иг.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2654636)25-08 (22) 14.08.78 (46) 07.05.84. Бюл. № 17 (72) А. А. Ковалев и И. В. Ершов (53) 621.923.7:621.833.2 (088.8) (56) 1. Хлебалин Н. Ф., Кондюрин В. А.

Технологические процессы и оборудование для обработки конических зубчатых колес.

М., «Машиностроение», 1972, с. 33.

2. Авторское свидетельство СССР № 510359, кл. В 24 В 49)00, 1974 (прототип).

ÄÄSUÄÄ 1090512 A (54) (57) СПОСОБ ПРИРАБОТКИ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, предусматривающий введение абразива между прирабатываемыми поверхностями, включающий установку рабочего бокового зазора, обкатку и определение оптимального положения колес по критерию наименьших потерь момента сопротивления, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и производительности, определение оптимального положения колес осуществляют при относительном их перемещений вдоль общей образующей начальных конусов.

CO

Ж

CO

С

1090512

Изобретение относится к точному машиностроению и может быть использовано для изготовления конических зубчатых колес

4-6 степени точности.

Известны способы приработки конических зубчатых колес, предусматривающие введение абразива между прирабатываемыми поверхностями, включающие установку рабочего бокового зазора, обкатку и определение оптимального положения колес по критерию наименьших потерь момента сопротивления (1) и (2) .

В известных способах взаимное смещение конических зубчатых колес производится сложением двух дискретных движений, каждое из которых направлено вдоль оси вращения одного из колес пары. Погрешность сложения двух движений, многократно увеличиваясь при повторении дискретного поиска оптимального взаимного расположения конических зубчатых колес пары, приводит к дополнительной погрешности зазора, искажающей результаты показаний системы активного контроля, что не позволяет обеспечивать в процессе доводки конических зубчатых пар равномерность контакта рабочих поверхностей обкатывающихся зубьев, достаточную для достижения 4-6 степени точности, особенно мелкомодульных колес, и для достижения максимального

КПД конических зубчатых пар.

Целью изобретения является повышение точности и производительности.

Цель достигается тем, что согласно способу приработки конических зубчатых колес, предусматривающему введение абразива между прирабатываемыми поверхностями, включающему установку рабочего бокового зазора, обкатку и определение оптимального положения колес по критерию наименьших потерь момента сопротивления, определение оптимального положения колес осуществляют при относительном их перемещении вдоль общей образующей начальных конусов.

На фиг. 1 изображено устройство для приработки конических зубчатых колес, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид сверху.

Предложенный способ осуществляют при помощи устройства, имеющего расположенные на общей станине 1 ведущий и ведомый шпиндели 2 и 3, суппорты 4 и 5 прямолинейного взаимного смещения шпинделей, основной поворотный стол 6, привод 7, прибор активного контроля качества зацепления конических зубчатых колес 8 и 9 и дополнительный поворотный стол 10, расположенный между шпинделем 3 и суппортом 5. Дополнительный поворотный стол позволяет устанавливать ось вращения шпинделя под углом к направляющим cyIInopтов прямолинейного взаимного смещения шпинделей, на который при помощи основ5

40 ного поворотного стола развернут суппорт

4 при установке его направления вдоль общей образующей 11 начальных конусов.

Для осуществления процесса доводки конических зубчатых колес предложенным способом при помощи основного поворотного стола 6 суппорт 4 разворачивают вдоль общей образующей 11 начальных конусов.

При этом суппорт 5, перпендикулярный суппорту 4, устанавливается перпендикулярно общей образующей 11. Затем при помощи дополнительного поворотного стола 10 шпиндель 3 разворачивают относительно общей образующей 11 на угол, равный половине угла начального конуса ведомого колеса.

Процесс доводки конических зубчатых колес осуществляют следующим образом.

Приводом 7 через шпиндель 2 приводят во вращение зубчатое колесо 8, а от него зубчатое колесо 9. Непрерывно перемещают каретку суппорта 4 вдоль общей образующей 11 начальных конусов, регистрируя прибором активного контроля, например, указанным в прототипе (2), встроенным в привод 7 моментомером, положения каретки суппорта 4, при которых имеют место значимые, например, порядка 10О/o от величины момента сопротивления, потери момента сопротивления. Устанавливают каретку суппорта 4 посредине между найденными положениями со значимыми потерями момента сопротивления. Непрерывным перемещением каретки суппорта 5 с контролем по индикатору устанавливают рабочий зазор в зубчатой паре. Корректируют на заданном рабочем зазоре описанным выше перемещением каретки суппорта

4 по результатам активного контроля качества зацепления взаимное расположение конических зубчатых колес. При временной остановке вращения шпинделей намазывают на рабочие поверхности зубьев абразивную (алмазную) пасту зернистостью от 40 до 1 мкм. Производят взаимную доводку обкатывающихся друг по другу рабочих поверхностей конических зубчатых колес, время от времени, в процессе доводки или при смене зернистости абразива, корректируя описанными выше приемами оптимальное взаимное расположение конических зубчатых колес в направлении общей образующей ll и величину рабочего зазора.

Предложенные способ и устройство позволяют повышать точность конических зубчатых колес, обеспечивая достижение 4-6 степени точности, КПД многозвенных конических передач вплоть до 80-95О/О и производительность процесса доводки в 10 и более раз, производя необходимый для повышения точности съем выступающих на рабочих поверхностях зубьев погрешностей с равномерным удалением минимального припуска.

1090512

Составитель А СеРгеев

Редактор М. Дылын Техред И. Верес Корректор В. Синицкая

Заказ 2791!13 Тираж 1037 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ приработки конических зубчатых колес Способ приработки конических зубчатых колес Способ приработки конических зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области изготовления конических зубчатых колес и может быть использовано для правки абразивного зубчатого инструмента, которым производится финишная обработка зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к технологии упрочняющей обработки и нанесения покрытий на зубчатую поверхность цилиндрических деталей машин

Изобретение относится к области металлообработки, в частности к инструментам для обработки зубьев зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к изготовлению зубчатых передач

Изобретение относится к области обработки конических зубчатых колес резанием и тонким пластическим деформированием

Изобретение относится к области финишной обработки деталей, а именно к приработке зубчатых пар на установках по схеме замкнутого контура, составленного из элементов зубчатой с инструментами , с использованием электроммпупьскых, электроэрозионных и подобных методов обработки
Наверх