Литейная форма для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора

 

ЛИТЕЙНАЯ ФСЙЧИА ДЛЯ ОТЛИВКИ ОСЕВОГО ЛОПАСТНОГО КОЛЕСА ГИДРОТРАНСФОШАТОРА , содержащая две ограничивающие рабочую полость вставки с зубьями. по разные стороны от вершины каждого из которых расположена плоская поверхность, примыкающая к плоской поверхностн зуба другой вставки, и криволинейная поверхность, формообразующая поверхность лопасти колеса , при зтом криволинейная пов хностъ зубьев первой вставки выполнена вогнутой, э криволинейная поверхность зубьев второй вставки выполнена выпуклой, гцжчем между зубьями второй вставки имеется вогнутая поверхность, формообразующая входаую кромку лопастей, отличающаяся тем, что, с целью получения отливок с уменьшенным относительным шагом лопастей в сторону оптимального его значения для повы§ шения КПД гидротрансфс мматора, верщина зубьев первой вставки расположена в рабосл чей полости формы, а плоская поверхность зуба второй вставки сопряжена с вогнутой поверхностью, формоо азующей входную кромку лопастей. 00 00 о tsD О)

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (191 (и)

oIlNcAHME изоьретинин :

H АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОЧ НРЫТИЙ (2l) 3457335/22-02 (22) 25 06.82 (46) 07.01.8з. Бюл. У 1 (72) С. М. Трусов, П. И. Баженов, H.Н. Глущенко, С. П. Рожнов, В. Б. Норхачев и Э. П. Вы9орнов (71) Центральный ордена Трудового Красного

Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (53) 621.746.043 (088.8) (56) 1. Патент США Р 2745353, кл. 416 — 189, опублик. 1956.

2, Баженов П. И. и Трусов С. М. Совершенствование конструкции лопастных колес гидротрансформатора для городских автобусов;

"Автомобильная промышленность", 1982, Р 5, с. 18. (54) (57) ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА ДЛЯ ОТЛИВКИ

ОСЕВОГО ЛОПАСТНОГО КОЛЕСА ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА, содержащая две ограничивающие рабочую полость вставки с зубьями, по разные стороны от вершины каждого нэ которых расположена плоская поверхность, примыкающая к плоской поверхности зуба

apyroA вставки, и криволинейная поверхность, формообразующая поверхность лопасти колеса, при этом криволинейная поверхность зубьев первой вставки выполнена вогнутой, а криволинейная поверхность зубьев второй вставки выполнена выпуклой, причем между зубьями второй вставки имеется вогнутая поверхность, формообразующая входную кромку лопастей, отличающаяся тем, что, с целью получения отливок с уменьшенным относительным шагом лопастей в сторону оптимального его значения для новы- еа шенин КПД гидротрансформатора, вершина ® зубьев первой вставки расположена в рабочей полости формы, а плоская поверхность зуба второй вставки сопряжена с вогнутой С поверхностью, формообразующей входную кромку лопастей.

l 133026

Изобретение относится к литейному производству и касается литейной формы для от ливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора.

Известна металлическая литейная форма 5 для получения отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора, содержащая вставку с формообразующими лопасти зубьями, расположенными под наклоном к окружности вставки, при этом вставка имеI ет штифт, расположенный в спиральной направляющей, выполненной в центрирующем стержне. Эта литейная форма позволяет по. лучить отливку е необходимым относительным шагом лопастей (g. t5

Однако с помощью такой литейной. формы нельзя получить отливку лопастного колеса с входным углом лопастей близким к 90, а именно такие лопастные колеса получают широкое применение в гидротрансформаторах 20 в качестве их реакторов.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является литейная форма с осевым разъемом, 25 содержащая две формообразующие вставки с зубьями. При этом но разные стороны от вершины каждого зуба первой вставки расположены плоская поверхность, примыкающая к плоской поверхности зуба второйвстав-3О ки, и криволинейная поверхность, выполненная вогнутой. Криволинейная поверхность зубьев второй вставки вьтолнена выпуклой, причем между зубьями второй вставки имеется вогнутая поверхность, формообразующая входную кромку лопастей. Вертцииа каждого зуба первой упомянутой вставки расположена у точки сопряжения криволинейной поверхности этого зуба и вогнутой поверхности между зубьями другой вставки, а ее проекция, 4 на плоскость, перпендикулярную оси вставок, расположена напротив площадки, выполненной между плоской и вогнутой поверхностями зуба второй вставки. Использование для получения отливок указанной литейном формы позволяет получить хорошее качество поверхности и снизить трудоемкость изготовления этих колес (2).

Недостатком отливки осевого лопастного колеса, получаемой с помощью известной 50 литейной формы, является то, что при малом о выходном угле лопастей колеса, менее 35 относительный шаг лопастей получается значительно больше оптимального значения, Особенно существенное отличие реализуемого 55 шага лопастей от оптимального получается для лопастных колес реакторов гидротрансфоро маторов с выходными углами 20 — 30, имеющих -широкое применение в трансмиссиях транспортных машин.

Невозможность реализации оптимального от.носительного шага лопастей с помощью рассмотренной литейной формы приводит к снижению КПЗ гидротрансформатора.

Целью изобретения является получение отливок с уменьшенным относительным шагом лопастей в сторону оптимального его значения для повышения КПЯ гидротрансформатора.

Для достижения указанной цели в литейной форме для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора, содержащей две ограничивающие рабочую полость вставки с зубьями, по разные стороны от вершины каждого из которых расположена плоская поверхность, примыкающая к плоской поверхности зуба другой вставки, и криволинейная поверхность, формообразующая поверхность лопасти колеса, при этом криволинейная поверхность зубьев первой вставки выполнена вогнутой, а криволинейная поверхность зубьев второй вставки выполнена выпуклой, причем между зубьями. второй вставки имеется вогнутая поверхность, формообразующая входную кромку лопастей, вершина зубьев первой вставки расположена в рабочей полости формы, а плоская поверхность зуба второй вставки сопряжена с вогнутой поверхностью, формообразующей входную кромку лопастей.

На фиг. показано сечение зубьев формообразующих вставок н собранной литейной форме; на фиг. 2 — литейная форма с осевым разъемом, продольный разрез; на фиг. 3 — формообразующие вставки литейной формы; на фиг. 4 — отливка лопастного колеса; на фиг. 5 — сечение А А на фиг. 4.

Литейная форма для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора содержит формообразующие вставки I и 2 с зубьями 3 и 4. Криволинейная поверхность 5 зубьев 3 первой вставки, формообразующая . тыльную сторону лопастей, выполнена вогнутой, а криволинейная поверхность 6 зубьев 4 вто рой вставки, формообразующая лицевую сторону лопастей, выполнена выпуклой. По другую сторону от вершины каждого из зубьев 4 выполнены плоские поверхности 7, примыкающие к плоским поверхностям 8 зубьев

3 другой вставки, Между зубьями 4 второй вставки 2 имеется вогнутая поверхность 9, формообразующая входную кромку лопастей, Вершина )О каждого зуба 3 первой вставки I смещена от точки а сопряжения вогнутой поверхности 9 между зубьями второй вставки с плоской поверхностью 7 зуба и второй всгавки 2 в

1133 сторону вершины 11 зуба 4. Прн этом проекция вершины 10 зуба 3 первой вставки 1 на плоскость, перпендикулярную оси вставок, совмещена с проекцией на эту плоскость вогнутой поверхности 9, формообразующей входную кромку лопастей, т. е. проекция вершины 10 зуба 3 (отрезок Ьс)на плоскость, перпендикулярную оси вставок, наложена на проекцию вогнутой поверхности 9, а дуга ad на ту же плоскость, т. е. вершины зубьев 3 10 первой вставки расположены в рабочей полости формы.

Отливка лопастного колеса, получаемая с помощью описанной литейной формы, содеожит

:лопасти с входным утлом,. близким к 90, и о выходным углом, лежащим в пределах 20 — 30., На каждой лопасти 12 имеется выступ 13 (фиг. 5), расположенный на ее тыльной стороне. Причем с одной стороны этот выступ

13 имеет плоский участок 14, который плавно п сопряжен с закругленной входной кромкой 15 лопасти 12, т. е. выступ )3 плавно примыкает к входной кромке лопасти 12. Лопасть 12 выполнена эа одно целое со ступицей 16 и ободом 17 лопастного колеса. Чтобы получить отливку лопастного колеса вставки 1 и 2 путем перемещения одной из них в осевом

02б направлении устанавливаются в рабочее положение, при котором зубья одной вставки входят в промежутки между зубьями другой вставки.

В полости, образованные зубьями 3 и 4, пода ется металл. После остывания отливки вставку

2 убирают, готовую отливку выталкивают из вставки 1 и передают на окончательную отделку, заключающуюся в снятии на каждой лопасти 12 выступа 13 образовавшимся на нем облоем, а также облоя на конце лопасти 12 в местах стыка цоверхностей вставок.

Использование отливок предлагаемой конструкции при изготовлении осевых лопастных колес гидротрансформаторов обеспечивает возможность получения. лопастных колес с достаточно совершенной проточной частью, имеющих высокое качество рабочих поверхностей. Использование литейной формы предлагаемой конструкции для получения отливок лопастных колес позволяет получать последwe с удовлетворительным относительным шагом лопастей, близким к оптимальному, равному 0,60 — 0,80. В результате достигается повышение KfQ гидротрансформатора, что в конечном результате улучшает эксплуатациоь-, ные характеристики транспортных машин и способствует экономии топлива.

1133026

1133026

БНИИПИ Заказ 9897/12

Тираж 746 Подписное

Филиал ППП "Пагент", r. Ужгород, ул. Проектнан, 4.

Литейная форма для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора Литейная форма для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора Литейная форма для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора Литейная форма для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора Литейная форма для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к литейному производству, в частности к производству прокатных валков

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении больших свитков с отверстиями, преимущественно, из цветных металлов

Изобретение относится к строительству подземных сооружений в обводненных грунтах и позволяет повысить несущую способность и водонепроницаемость обделки

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано при изготовлении кольцевых отливок, например стальных бандажей трамвайных или железнодорожных колес

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к непрерывному литью металлов и может быть использовано для отливки протекторов и других аналогичных изделий, например, чушек для раскисления стали

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано при штамповке из жидкого металла отливок стержней с развитым фланцем из алюминиевых сплавов

Изобретение относится к литью в металлические формы
Наверх