Способ контроля цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями

 

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С ПРЯМЫМИ ЗУБЬЯМИ, включаюший получение информации в виде диаграммы комплексной кинематической погрешности при однопрофильном зацеплении контролируемого зубчатого колеса с эталонным, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля и расширения его технологических возможностей за счет выявления из комплексной погрешности отдельных ее составляюших , одновременно с записью диаграммы комплексной кинематической погрешности контролируют отклонения шага зацепления при помоши пропускания через контакт зубьев постоянного электрического тока и аписывают изменения последнего в пределах одного оборота контролируемого зубчатого колеса. К С1 п offuf.гАп 0 со со о 4 Фиг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК,.SU...! 133049 A

4(5D В 23 F 23/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ::

К A BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3629282 25-08 (22) 05.08.83 (46) 07.01.85. Бюл. № 1 (72) В. П. Пономарев, А. В. Уваров, Н. М. Заикин и В. А. Борисов (71) Курганский машиностроительный институт (53) 621.9 14.621.833 (088.8 ) (56) 1. Производство зубчатых колес. Справочник под ред. Б. А. Тайца. М., «Машиностроение», 1963, с. 291 (прототип). (54) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С ПРЯМЫМИ ЗУБЬЯМИ, включающий получение информации в виде диаграммы комплексной кинематической погрешности при однопрофильном зацеплении контролируемого зубчатого колеса с эталонным, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля и расширения его технологических возможностей за счет выявления из комплексной погрешности отдельных ее составляющих, одновременно с записью диаграммы комплексной кинем атической погрешности контролируют отклонения шага зацепления при помощи пропускания через контакт зубьев постоянного электрического тока и записывают изменения последнего в пределах одного оборота контролируемого зубчатого колеса.

1133049

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении зубчатых колес.

Известен способ контроля кинематической погрешности зубчатого колеса при однопрофильном зацеплении его с эталонным колесом (1) .

Информация, получаемая при однопрофильном контроле с помощью записывающих устройств, представляется в виде диаграммы кинематической погрешности. Данная диаграмма часто имеет весьма сложный вид и не дает возможности выделить из комплексной погрешности отдельные ее составляющие. Несмотря на то, что по диаграмме кинематической погрешности может быть определена величина, характеризующая точность колеса также и по нормам плавности, однако эта величина (циклическая погрешность зубчатого колеса f „„) является также комплексным показателем.

Во многих же случаях производства (например, отладка техпроцесса) и лабораторных научных исследований необходимо знать не только степень неточности изготовления колеса в целом, выражающую совокупное влияние отдельных технологических факторов, но и количественный вклад каждого из факторов в общую (комплексную) погрешность. Без такой информации невозможно управлять точностью.

Однако известный способ определения погрешностей изготовления зубчатого колеса при однопрофильном зацеплении его с эталонным колесом не позволяет выявить от/ дельные элементы погрешности F;„è, следовательно, требует дополнительной контрольной операции, другого оборудования, что в конечном счете ведет к увеличению технологических затрат.

Цель изобретения — повышение точности контроля и расширение его технологических возможностей за счет выделения из комплексной погрешности отдельных ее составляющих.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу контроля цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями, включающему получение информации в виде диаграммы комплексной кинематической погрешности при однопрофильном зацеплении контролируемого зубчатого колеса с эталонным, одновременно с записью диаграммы комплексной кинематической погрешности контролируют отклонения шага зацепления при помощи пропускания через контакт зубьев постоянного электрического тока и записывают изменения последнего в пределах одного оборота контролируемого зубчатого колеса.

На фиг. 1 изображено зубчатое зацепление в момент однопарного зацепления со схемой подключения зубчатой пары к электрической цепи, фрагмент; на фиг. 2 — экви5

45 валентная электрическая схема. моделирующая процесс зацепления зубчатых колес в момент однопарного зацепления; на фиг. 3зубчатое зацепление в момент двухпарного зацепления со схемой подключения зубчатой пары к электрической цепи, фрагмент; на фиг. 4 — эквивалентная электрическая схема, моделирующая процесс зацепления зубчатых колес в момент двухпарного зацепления; на фиг. 5 — диаграмма изменений электрического тока для случаев идеального (эталонного) зацепления двух зубчатых колес; на фиг. 6 — диаграмма изменений электрического тока для случая реального (контролируемого) зацепления двух колес.

Принципиальная возможность контроля зубчатых колес с помощью электрического тока вытекает из того факта, что всякая зубчатая передача (в том числе и передача, состоящая из эталонного и контролируемого колес), имеет коэффициент торцового перекрытия Я, >1 (имеются в виду передачи, состоящие из прямозубых цилиндрических колес). Это условие означает, что в процессе обкаточного движения в зацеплении находятся то одна, то две пары сопряженных зубьев. Для зубчатой передачи, включенной в электрическую цепь, данное условие означает изменение числа проводящих участков, т. е. проводимости электрической цепи и, в конечном итоге, изменение величины тока.

Участки АВ и СД активного профиля зубьев контролируемого колеса 1 являются участками двухпарного зацепления его с измерительным (эталонным) 2 колесом. Остальная часть профиля (участок ВС), соответствует зацеплению лишь одной пары зубьев. С помощью скользящих контактов 3 и 4 осуществляется подсоединение кон;ролируемого 1 и измерительного (эталонного)

2 колес к источнику 5 тока. Ключом К производится замыкание электрической цепи.

Контроль и запись изменений электрического тока в цепи осуществляется при помощи электронного усилительного блока 6. Пунктирными линиями схематично показаны линии тока, по которым замыкается электрический контур. В зоне двухпарного зацепления ток разветвляется на два потока, образуя параллельное соединение проводников.

Эквивалентные электрические схемы позволяют легко проанализировать влияние момента зацепления колес на величину тока Зов„. Действительно; из фиг. 1 и 3 видно, что при переходе от однопарного зацепления к двухпарному в электрической цепи ничего не меняется за исключением количества пар зубьев, проводящих ток. Если считать, что электрическое сопротивление пары контактирующих зубьев не зависит от положения точки их контакта на боковых профилях (практически, так это и есть} то, обозначив это сопротивление через r. a (! 33049 электрические сопротивления остальных деталей, включенных в цепь (соединительных проводов, контактов, массы зубчатых колес и т.д.) через R (поскольку это соединение последовательное), мы приходим к схемам фиг. 2 и 4.

Из законов электротехники известно, что электрическое сопротивление участка цепи с параллельным соединением проводников меньше сопротивления любого из этих (z) проводников. Ясно, что ток (Зов„) в цепи фиг. 4 будет больше, чем ток (3 6„,) в цепи фиг. 2. Численные же значения этих токов определяются по следующим формулам для зоны однопарного зацепления

Doer = — 1 -; R 6=К+г; o6ru,= — — ——

И

К+ 15 для зоны двухпарного зацепления

З б = — — — — —.; Г об =R+R R 1 1 2. о м — Яобан

1 (2) Я общ=

Диаграммы, получаемые при контроле по предлагаемому способу, строятся в плоской системе координат, где по оси ординат фиксируется значение электрического тока, а по оси абсцисс — угол поворота контро- 25 лируемого колеса. Координатная плоскость имеет вертикальную сетку с шагом, соответствуюшим угловому шагу измеряемого колеса т.е. величине Г = 2 2 отложенной в соответствуюгцем масштабе. Естественно, сетка имеет Z шагов, что соответствует полному обороту колеса. Поскольку в течение поворота колеса на один угловой шаг происходит полны и цикл пересоп ряжения зубьев (из одно- в двухпарное зацепление), то внутри каждого столбца в идеальном (фиг. 5) случае должны располагаться два горизонтальных участка в соответствии с двумя значениями электрического тока.

При контроле реального колеса теоретическое соотношение длин горизонтальных участков (оно должно равняться коэффи- 4о циенту торцового перекрытия передачи ) не соблюдается из-за имеющихся погрешностей изготовления. Кроме того, поскольку обкатка колес осушествляется лишь при легком притормаживании измеряемого колеса, 4> т.е. практически без нагрузки, то зубья колес не испытывают никаких деформаций.

Подобная зубчатая передача не может иметь

Q>l. Здесь соблкздается условие Е = 1. Поэтому участки двухпарного зацепления вырождаются в точку и на диаграмме (фиг. 6) 50 фиксируются в виде всплесков (пиков) электрического тока лишь моменты пересопряжения зубьев, т.е. переход от зацепления одной нары зубьев к зацеплению следующей пары.

Получаемая диаграмма дает возможность обнаружить и замерить погрешность шага зацепления (fpb ) . Действительно, из сравнения идеальной (фиг. 5) и реальной (фиг. 6) диаграмм вытекает, что всякое изменение значения шага зацепления Ра, (фиг. 3) ведет к смещению пиков тока (фиг. 6) вдоль оси абсцисс относительно их нормального (идеального) положения на левой гр анице участков дву.хна рного за цепления. Величина этих отклонений (обозначены Ь,Az,h>, ...,А,-z,ôèã. 6) с учетом масштаба записи и определяет погрешность шага зацепления. Полагая, что точное колесо»е имеет погрен ности основного шага, можно отнести погрешность шага зацепления целиком за счет погрешности основного шага контролируемого колеса.

Контроль зубчатых колес осуществляется следуюшим образом.

Контролируемое зубчатое колесо устанавливается на рабочей позиции прибора для комплексного однопрофильного контроля (например, БВ-936) и вводится в зацепление с точным колесом. К торцам обоих колес подводятся скользящие электрические контакты 3 и 4 (фиг. 1 и 3), соединяемые медными проводами с источником постоянного тока. Последовательно в цепь включается пишущее устройство (не обозначен), привод лентопротяжного, механизма которого имеет кинематическую связь с контролируемым колесом. При необходимости для усиления колебаний тока (всплесков) к пишушему устройству может подключаться соответствуюший усилительный прибор (не обозначен). Лента пишущего устройства должна иметь или предварительную разметку (при использовании потенциометров) в виде вертикальных линий, означающих поворот колеса на один угловой ш ar, или же (при использовании многоканальных осциллографов с записью на светочувствительную бумагу, например УФ-8) эта разметка должна осушествляться в процессе контроля одновременно с записью рабочей диаграммы (последний вариант предпочтительнее) .

Перед началом работы эталонное колесо с помощью углового лимба устанавливается в положение, соответствующее началу теоретического двухпар ного зацепления.

Это необходимо для того, чтобы отсчет угловых шагов начинался с моментов пересопряжения зубьев. В этом случае начало диаграммы совпадает с первой линией вертикальной разметки и с моментом первого пересопряжения. Тогда все следующие линии р аз метки определяют теоретические пол ожения моментов начала пересопряжений, являясь началом отсчета погрешности шага для каждой следующей пары зубьев.

Включение привода прибора для записи кинематической погрешности и электрической цепи для записи отклонения шага зацепления осушествляется одновременно. .По полученной диаграмме погрешности шага зацепления (фрагмент ее представлен

1133049 на фиг. 6) с помощью оптического устройства определяется величина отрезковЬ „т.е. расстояния пиков записи от соответствующих вертикальных линий) первого пика от первой линии, второго — от второй и т.д.). При этом учитывается знак отклонения. При расположении пика слева от соответствующей вертикальной линии (что соответствует увеличенному значению шага зацепления по сравнению с номиналом) величине отрезка присваивается знак плюс (+ц), при расположении справа — знак минус (-д1), Величина местного отклонения шага (i) зацепления (1рм) определяется по очевидной формуле: 1,,ь„=й/К, где К вЂ” масштаб увеличения записи шага зацепления.

K=A(p, где А — величина отрезка диаграммы, заключенная между двумя вертикальными разметками.

Точность колеса по погрешности шага зацепления принято оценивать средним значением отклонений шага в пределах всего колеса.

Следовательно, окончательно, погрешность шага зацепления колеса определиться по формуле и=Х

f „=_#_4i/KZ, где Z — число зубьев конт1=Ю" " ролируемого колеса.

При использовании предлагаемого способа контроля по сравнению с известным способом повышается экономичность контроля за счет совмещения во времени операций комплексной (Кг)„и элементной (fp1,p), проверки изделия; повышается точность определения погрешности шага зацепления, так как при контроле этого элемента с помощью накладных шагомеров результат измерений в значительной мере зависит от квалификации контролера, т.е. от фактора субъективного. Предлагаемый способ лишен этого недостатка.

В связи с указанным преимуществом повышается в целом точность (достоверность) результатов, получаемых при совместном анализе диаграмм кинематической погрешности и погрешности шага зацепления на предмет выявления других составляющих

2О комплексного показателя точности; повышается информативность способа, так как появляется возможность не только определить численные значения погрешностей Р1„и FpS>, но и определить их количественную взаимосвязь при сопоставлении диаграмм.

1133049

1133049

2А (7)

"пбщ. (7) од и4

Составитель С. Беляев

Редактор П. Коссей Техред И. Верес Корректор О. Тигор

Заказ 9831/13 Тираж 1086 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 1 3035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями Способ контроля цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями Способ контроля цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями Способ контроля цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями Способ контроля цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями Способ контроля цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области станкостроения, в частности к зубодолбежным станкам для обработки зубчатых колес в условиях обката и касательного движения врезания

Изобретение относится к области станкостроения и может быть использовано для обработки некруглых зубчатых колес

Изобретение относится к устройствам для синхронизации приводов врезания и профилирования зубодолбежного станка

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в зубообрабатывающих станках, ()аботающих в условиях обката

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в зубодолбежных станка.х с программным управлением для обработки колес в условиях обката при касательном движении врезания

Изобретение относится к станкостроению и может найти применение в зубообрабатывающих станках

Изобретение относится к машиностроению , в частности к коррекционным системам зубообрабатывающих .станков
Наверх