Гидродинамический тормоз

 

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ТОР МОЗ, содержащий два жестко связанных между собой статора с радиальными лопатками в торцовы.х выемках и установлен- , ный между статорами двусторонний ротор с кольцевой канавкой, расположенной на середине его наружной цилиндрической поверхности, и с радиальными лопатками, расположенными на каждом торце ротора в его выемках, причем лопатки ротора установлены напротив лопаток статоров с зазором по периметру, а последний соединяет упомянутые выемки с кольцевой канавкой ротора, отличающийся тем, что, с целью повышения энергоемкости путем создания в тормозе вихревым потоком дополнительного тормозного момента, оп снабжен штырем-перемычкой, жестко закрепленной на статоре и устапов,1опн()й в кольцевой канавке, а на обоих торцовых поверхностях кольцевой канавки (),iHeiibi дополнительные лопатки, равномерно расположенные по окружности, причем штырьS перемычка установлена в кольцевой канавке с зазором по ее периметру.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4(50 F 16 D 57 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1.) с

ЯИЬАЙО < ИА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3572736/25-27 (22) 05.04.83 (46) 15.01.85. Бюл. № 2 (72) Н. Н. Арефьев и Н. В. Лукин (71) Горьковский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров водного транспорта (53) 621.825(088.8) (56) 1. Патент США № 4194600, кл. F 16 D 57/02, !980.

2. Гавриленко Б. А. и др. Гидравлические тормоза. М., «Машиностроение», 1961 с. 243, фиг. 2 (прототип). (54) (57) ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ TOP

МОЗ, содержащий два жестко связанных между собой статора с радиальными лопатками в торцовых выемках и установленный между статорами двусторонний ротор

C кольцевой канавкой, расположенной на

„„SU.. 1134819 А середине его наружной цилиндрической поверхности, и с радиальными лопатками, расположенными на каждом торце ротора в его выемках, причем лопатки ротора установлены напротив лопаток статоров с зазором по периметру, а последний соединяет упомянутые выемки с кольцевой канавкой ротора, отличающийся тем, что, с целью повьппения энергоемкости путем создания в тормозе вихревым потоком до- . полнительного . тормозного момента, ()II снабжен и тырем-перемычкой, жестко закрепленной на статорс и установленной в кольцевой канавке, а на обоих торцовых поверхностях кольцевой канавки выполнены дополнительные лопатки, равномерно расположенные по окружности, причем нгп 1н - д перемычка установлена в кольцевой канавке с зазором по ее периметру.

11348!9

Изобретение относится к машиностроению, в частности к тормозам гидродинамического типа.

Известен гидродинамический тормоз с двумя статорами и двусторонним ротором с радиальными лопатками (1).

Наиболее близок к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту гидродинамический тормоз, содержа10 щий два статора и двусторонний ротор с выполненными на их противолежащих торцах радиальными лопатками и торроидаль. ной проточной полостью (2).

Недостатком известных устройств является низкая энергоемкость.

Цель изобретения — повышение энерго емкости путем создания в тормозе вихревым потоком дополнительного тормозного момента. 1

Поставленная цель достигается тем, что гидродинамический тормоз, содержащий два жестко связанных между собой статора с радиальными лопатками в торцовых выемках и установленный между статорами двусторонний ротор с кольцевой канавкой, 25 расположенной на середине его наружной цилиндрической поверхности, и с радиальными лопатками. расположенными на каждом торце ротора в его выемках, причем лопатки ротора установлены напротив лопаток статоров с зазором Ilo периметру, а последний соединяет упомянутые выемки с кольцевой канавкой ротора, снабжен штырем-перемычкой, жестко закрепленной на статоре и установленной в кольцевой канавке, а на обоих торцовых поверхностях кольцевой канавки выполнены дополнительные лопатки, равномерно расположенные по окружности, причем штырь-перемычка установлена в кольцевой канавке с зазором по ее периметру.

На фиг. 1 приведена конструкция гидродинамического тормоза; на фиг. 2 - — разрез Л--Л на фиг. 1; на фиг. 3, 4 варианты выполнения кольцевой канавки под дополнительный тормоз.

Гидродинамический тормоз состоит из жестко связанных между собой статоров

1 и 2 с радиальными лопатками 3 и 4 на соответственных их торцах, двустороннего ротора 5 с радиальными лопатками 6 и 7.

Лопаточные системы 3, 6 и 4, 7 расположены друг против друга и образуют в соответствующих выемках проточные полости 8 и 9. На статорах установлены гидравлические коллекторы 10 и 11, по которым подводится рабочая жидкость в проточные полости 8 и 9 по каналам

l2 и 13. Ротор 5 установлен на валу 14 в подшипниках 15 и размещен внутри статоров 1 и 2 с зазором по его периметру. По середине внешнего диаметра ротора 5 с целью уменьшения его массы, выполнена радиальная кольцевая канавка

16, в которой установлен с зазором штырь перемычка 17, жестко закрепленная на статоре 2. К радиальной канавке 16 рабочая жидкость подводится по трубопроводу 18, а отводится по трубопроводу 19 с дроссельной задвижкой 20. По торцам канавки 16 выполнены, например, дисковой фрезой, дополнительные лопатки 21, равномерно расположенные по окружности.

Жидкость подводится к гидротормозу по трубопроводам 22 и 23, а сливается через трубопровод 24 с краном 25.

Гидродинамический тормоз работает следующим образом.

Для по.1учения тормозного момента на валу !4 рабочая жидкость по трубопроводам 22 и 23 подается через каналы 12 и 13 в проточные полости 8 и 9. Лопатками 6 и 7 жидкость разгоняется, а лопатками 3 и 4 тормозится. При этом жидкость поступает так же и в кольцевую канавку 16 через зазоры между ротором 5 и статорами 1 и 2 и по трубопроводу 18. В зависимости от температурного режима дроссельная задвижка 20 находится в закрытом или частично открытом положении. Регулирование температурного режима жидкости также может осуществляться краном 25.

Принцип действия дополнительной 1Опаточной системы аналогичен принципу действия вихревого насоса. При вращении ротора 5 в ячейках между дополнительными лопатками 21 возникает поток, обладающий радиальной и окружной составляющими скорости. Под действием центробежных сил поток выходит из ячеек и поступает в радиальную кольцевую канавку 16 (фиг. 3), сообщая импульс силы в направлении вращения ротора 5 находящейся в канавке жидкости. Одновременно с выходом потока из ячеек в них поступает новое количество жидкости у корневой части дополнительных лопаток 21. При движении жидкости в ячейке ее энергия повышается и жидкость вновь выбрасывается в кольцевую канавку !6. В результате многократного обмена энергия жидкости в кольцевой канавке 16 повышается по мере удаления от всасывающего трубопровода 18. В связи с тем, что частицы жидкости движутся в кольцевой канавке 16 с разными скоростями, наблюдается интенсивное вихреобразование и значительные потери энергии. При наличии перемычки 17 жидкость в канавке

16 будет тормозиться, в результате чего образуется дополнительный тормозной момент, который имеет максимальное значение! l 34819 при полностью закрытом дросселе 20. Таким образом, величина дополнительного тормозного момента может регулироваться ущемлением ирокодного сечения дросселя 20.

11римеиенис доиолиительиого вихревого тормоза в констр кции основного гидротормоза позволит I10 сравнению с базовым обьектом с прототипом, значительно увели чить его вне р гоем кость на 13%.

1134819 юг. Р

1134819

Составитель П. Колесников

Редактор Л. Пчелинская Техред И. Верес Корректор О. Тигор

Заказ 9880/35 Тираж 333 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35„Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидродинамический тормоз Гидродинамический тормоз Гидродинамический тормоз Гидродинамический тормоз Гидродинамический тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к самотормозящимся механизмам с реверсивным приводом

Изобретение относится к приводным агрегатам, в частности к приводным агрегатам для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, охлаждающей системой с вентилятором, трансмиссией и гидродинамическим ретардером со статором, ротором и корпусом

Изобретение относится к грузоподъемному оборудованию, в частности к остановам в механизмах подъема грузоподъемных машин

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в тормозных системах транспортных средств

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин, а именно - к тормозам, у которых торможение осуществляется дросселированием потока текучей среды

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, в различных механизмах, где требуется плавная остановка рабочего органа, в особенности тяжелонагруженного

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным устройствам транспортных средств

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к гидродинамическим ретардерам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гидравлическим устройствам для испытаний турбомашин

Изобретение относится к контуру охлаждения автомобиля, включающему следующие признаки: охлаждающее средство, в частности воду или водяную смесь; насос для подачи охлаждающего средства с выпуском для охлаждающего средства; тормоз-замедлитель, содержащий среднее кольцо, рабочей средой которого является охлаждающее средство; переключающий клапан, расположенный в направлении по потоку перед тормозом-замедлителем, и обводной участок, чтобы обойти тормоз-замедлитель, так что тормоз-замедлитель подключается и отключается относительно контура охлаждения; при этом насос для подачи охлаждающего средства в направлении по потоку расположен перед тормозом-замедлителем таким образом, что при включенном тормозе-замедлителе насос закачивает охлаждающее средство в тормоз-замедлитель, а при отключенном тормозе-замедлителе прокачивает охлаждающее средство по обводному участку мимо тормоза-замедлителя
Наверх