Машина для испытания материалов и смазок на износ и контактную прочность

 

МАШИНА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ И СМАЗОК НА ИЗНОС И КОНТАКТНУЮ ПРОЧНОСТЬ, содержащая станину, установленные на ней держатели опорных о-бразцов и испытуемого образца, узел нагружения образцов и привод вращения держателя испытуемого образца , отличающаяся тем, что, с целью повьшения достоверности результатов, она снабжена разгрузочным узлом, выполненным в виде корпуса , закрепленного на станине и охватывающего держатели образцов,и установленного в конических подшипниках вала, муфтой, соединяющей вал разгрузочного узла с валом привода вращения , механизмом создания осевой силы предварительного натяжения подщипников, узлом стабилизации температуры смазки и блоком управления i приводом. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

4(51) 1 3 56

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

r1O ДЕЛА@ ИЗОБРЕТЕНИЙ И О ГНР1 ТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ASTOPCtlOMV CSPEIETEllbCTSV

C (21) 3665432/25-28 (22) 22.09.83 (46) 07.02.85. Бюл. ¹ 5 (72) Г.С.Абрамишвили, Д.С.Иосебидзе, И.Д.Безбородько и А.П.Чхеидзе (71) Грузинский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт им. В.И.Ленина (53) 620.178.162(088.8) (56) 1. Трение и износ в машинах.

M., АН СССР, 1962, № 15, с. 420-431 (прототип). (54) (57) МАШИНА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ NATEРИАЛОВ И СМАЗОК НА ИЗНОС И КОНТАКТНУЮ ПРОЧНОСТЬ, содержащая станину, установленные на ней держатели опор..Я0„„1138699 А ных образцов и испытуемого образца, узел нагружения образцов н привод вращения держателя испытуемого образца, отличающаяся тем, что, с целью повышения достоверности результатов, она снабжена разгрузочным узлом, выполненным в виде корпуса, закрепленного на станине и охватывающего держатели образцов,и установленного в конических подшипниках вала, муфтой, соединяющей вал разгрузочного узла с валом привода вращения, механизмом создания осевой силы предварительного натяжения подшипников, узлом стабилизации температуры смазки и блоком управления а приводом.

1138699

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к машинам для испытания материалов и смазок на износ и контактную усталость, Известна машина для испытания материалов и смазок на износ и контактную прочность, содержащая станину, установленные на ней держатели опорных образцов и испытуемого образца, узел нагружения образцов 10 и привод вращения держателя испытуемого образца -(Il.

Однако для известной машины характерна недостаточная достоверность результатов испытаний. Это обуслов- 15 лено влиянием осевой силы на нарушение перпендикулярности оси держателя испытуемого образца к плоскости опорных образцов, что увеличивает биение держателя испытуемого образца в ходе испытаний и существенно изменяет взаимное положение образцов.

Целью изобретения является повышение достоверности результатов испы- 2S таний материалов и смазок на износ и контактную прочность.

Указанная цель достигается тем, что машина для испытания материалов и смаэок на износ и контактную проч- ЗО ность, содержащая станину, установленные на ней держатели опорных образцов и испытуемого образца, узел нагружения образцов и привод вращения держателя испытуемого образца, снабжена разгрузочным узлом, выполненным в виде корпуса, закрепленного на станине и охватывающего держатели образцов,и установленного вконических подшипниках вала, муфтой, сое40 диняющей вал разгрузочного узла с валом привода вращения, механизмом создания осевой силы предварительного натяжения подшипников, узлом стабилизации температуры смазки и

45 блоком управления приводом.

На чертеже представлена машина для испытания материалов и смазок на износ и контактную прочность.

Машина содержит станину 1, держатели 2 и 3 соответственно опорных образцов 4 и испытуемого образца 5, узел 6 нагружения образцов 4 и 5, привод 7 вращения держателя 3 испытуемого образца 5. Машина снабжена разгрузочным узлом, выполненным в виде корпуса 8 и установленного в конических подшипниках 9 и 10 вала

11, муфтой 12, механизмом 13 создания осевой силы предварительного натяжения подшипников 9 и 10, узлом стабилизации температуры смазки (не показан) и блоком (не показан) управления приводом 7 вращения.

Держатель 3 испытуемого образца 5 установлен на валу 11 который с помощью муфты 12 соединен с валом 14 привода 7, соединенного посредством клиновидного ремня 15 с двигателем (не показан ). Узел 6 нагружения образцов 4 и 5 выполнен в виде двуплечего рычага с противовесом 16, регулировочным болтом 17, набором грузов 18, стержня 19 с тарелкой 20, коромыслом 21. В нерабочем положении узел 6 удерживается штифтом 22 фиксатора 23. Корпус 8 закреплен на станине I посредством трех тяг 24 и гаек 25. Корпус 8 снабжен. окном 26 для демонтажа держателя 2 с опорными . образцами 4. В корпусе 8 выполнено отверстие 27, в котором установлена масленка 28 для подачи смазки в подшипники 9 и 10. Держатель 2 vcxaновлен на упорном подшипнике 29, который закреплен на цилиндре 30, перемещающемся в бронзовой втул .з 31.

Последняя закреплена на станине 1 посредством направляющей 32.

Держатель 2 удерживается от пово- рота с помощью кронштейна 33, закреп. ленного на корпусе 8, и пластины 34.

Для измерения сил трения на последнем устанавливают тензодатчики (не показаны). Узел стабилизации температуры смазки включает термостат (не показан) и соединенную с ним охлаждающую рубашку (не показана ), выполненную в держателе 2. Блок управления (не показан ) приводом 7 выполнен в виде электронного, узла, взаимодействующего с держателем 2. При повышении вибраций в ходе испытаний материалов блок управления отключает привод 7.

При испытании материалов и смазок при трении, скольжении опорные образцы 4 зажимают специальной гайкой (не показана), для чего в держателе 2 выполнена внутренняя резьба (не показана). В держатель 2 могут быть установлены сменные днища (не показано ) и обойма (не показана) для повышения долговечности держателя 2 и машины в целом.

С помощью механизма 13 устанавливают осевую силу предварительного натяжения подшипников 9 и 10 из усло1138699 вия отсутствия зазора в этих подшипниках при нагруженных образцах 4 н 5 и повышения температуры в них не более 80 С.

Работа машины заключается в сле- 5 дующем.

Держатели 2 и 3 образцов 4 и 5 тщательно промываются в авиационном бензине Б-70 или ацетоне и просушиваются. Затем держатель 2 крепится на валу ll. Держатель. 2 опорных образцов 4 устанавливают на упорный подшипник 29. Поворотом фиксатора 23 выводят штифт 22 из паза двуплече,го рычага узла 6 нагружения. Длинное плечо рычага опускается, при этом короткое плечо поднимается, передвигая с помощью цилиндра 30 н подшипника 29 держатель 2 с опорными образцами 4 до соприкосновения с испытуемым образцом 5.

На тарелку 20 устанавливается набор грузов 18 и через стержень 19, коромысло 21, двуплечий рычаг, болт

17, цилиндр 30, упорньй подпяпник

29 передает усилие держателю 2 с образцами 4, далее на образец 5 и вал

„1. С вала 11 нагрузка через конический подшипник 9 воспринимается корпусом 8 и через тяги 24 и гайки 25 замыкается в станину 1. Затем приводится во вращение держатель 3 с образцом 5. Под действием момента трения, возникающего между образцами 4 и 5, последние свободно перекатываются в держателе 2 и в результате ( в местах контакта образцов 4 и 5 реализуется качение с определенным проскальзыванием. В результате многократного нагружения на дорожке качения образца 5 образуется усталостное выкрашивание (питтинг), вызывающее повышенную вибрацию. В этот момент привод 7 выключается с помощью электронного блока управления. Противопиттинговые и противоизносные свойства материалов и смазок оцениваются временем до образования питтннга.

Положительный эффект обусловлен повышением достоверности результатов испытания материалов н смазок и на износ и контактную прочность за счет разгрузки валок 11 и 14, сохранения перпендикулярности оси держателя 3 с образцом 5 к плоскости опорных образцов 4 и исключения влияния биения держателей 2 и 3 на результаты испытаний.

l!38699

Составитель В.Данилов

Редактор П.Коссей Техред М. Кузьма Корректор Л.Пилипенко

Заказ I0678/32 Тираж 89 Подписное

ВНИИЛИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий !!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4

Машина для испытания материалов и смазок на износ и контактную прочность Машина для испытания материалов и смазок на износ и контактную прочность Машина для испытания материалов и смазок на износ и контактную прочность Машина для испытания материалов и смазок на износ и контактную прочность 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх