Способ вскрытия рабочих горизонтов карьера

 

СПОСОБ ВСКРЫТИЯ РАБО ЧИХ ГОРИЗОНТОВ КАРЬЕРА, включающий проведение по борту карьера внутренней траншеи и съезда, отличающийся тем. что, с целью снижения затрат на транспортирование горной массы грузоподъемным оборудованием, в конце съезда проходят горизонтальную выработку с формой дна в виде трапеции, большая сторона которой обращена в сторону карьера, приэтом противоположный съезду борт горизонтальной выработки формируют под наклоном в сторону установки грузоподъемного оборудования , равным наклону стрелы последнего, затем проходят криволинейную внешнюю траншею на поверхности до смыкания ее с выработанным пространством карьера, причем радиус кривизны траншеи выбирают равным горизонтальной проекции стрелы грузоподъемного оборудования. (Л оо со 00 4 О5

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„ЯЦ„„1139846

4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ :Ъ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3643308/22-03 (22) 19.09.83 (46) 15.02.85. Бюл. № 6 (72) Ю. И. Анистратов и Н. Н. Беляков (71) Московский ордена Трудового Красного Знамени горный институт (53) 622.271 (088.8) (56) 1. Ржевский В. В. Технология и комплексная механизация открытых горных работ. М., «Недра», 1980, с. 7, рис. 1,2 г.

2. Там же с. 393 (прототип). (54) (57) СПОСОБ ВСКРЫТИЯ РАБО.

ЧИХ ГОРИЗОНТОВ КАРЬЕРА, включающий проведение по борту карьера внутренней траншеи и съезда, отличающийся тем, что, с целью снижения затрат на транспортирование горной массы грузоподъемным оборудованием, в конце съезда проходят горизонтальную выработку с формой дна в виде трапеции, большая сторона которой обращена в сторону карьера, при этом противоположный съезду борт горизонтальной выработки формируют под наклоном в сторону установки грузоподъем ного оборудования, равным наклону стрелы последнего, затем проходят криволинейную внешнюю траншею на поверхности до смыкания ее с выработанным пространством карьера, причем радиус кривизны траншеи выбирают равным горизонтальной проекции стрелы грузоподъемного оборудования.

1139846

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутопадающих м есторожден и й.

Известен способ открытой разработки крутопадающих ограниченных в плане месторождений, заключающийся в послойной выемке массы внутри карьера и отстройке бортов, в конструкцию которых входят транспортные и предохранительные бермы (1).

Недостаток — большой объем горнотранспортных работ.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является способ вскрытия рабочих горизонтов карьера, включающий проведение по борту карьера внутренней траншеи и съезда (2).

Однако для данного способа характерно выполаживание борта карьера на 7-15, что ведет к вовлечению в разработку дополнительных значительных объемов вмещающих вскрышных пород. Помимо этого, обеспечение грузотранспортной связи посредством автотранспорта с вскрытием внутренними траншеями со спиральной формой трассы обуславливает значительные затраты на поддержание.

Цель изобретения — снижение затрат на транспортирование горной массы грузоподъемным оборудованием.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу вскрытия рабочих горизонтов карьера, включающему проведение по борту карьера внутренней траншеи и съезда, в конце съезда проходят горизонтальную выработку с формой дна в виде трапеции, большая сторона которой обращена в сторону карьера. При этом противоположный съезду борт горизонтальной выработки формируют под наклоном в сторону установки грузоподъем ного оборудования, равным наклону стрелы последнего, затем проходят криволинейную внеш нюю траншею на поверхности до смыкания ее с выработанным пространством карьера, причем радиус кривизны траншеи выбирают равным горизонтальной проекции стрелы грузоподъемного оборудования.

К грузоподъемному оборудованию, используемому на карьерах для доставки горной массы, предъявляются особые требования: большая грузоподъемность и вылет стрелы; повышенная долговечность и надежность механизмов поворота и подъема; автоматизация процесса поворота — под.ьема, обеспечивающая оптимальную траекторию движения груза; автоматизация зацепки и отцепки контейнера; большая скорость подъема и поворота; мобильность оборудования. Этим требованиям в большей степени отвечает грузоподъемное оборудование типа стреловых кранов на базе драглайнов.

В общем случае горные выработки по изобретению могут иметь различные сочетания из указанных элементов. Так, при работе двух кранов в одном грузопотоке для установки стреловых кранов проходят две горизонтальные выработки, причем они располагаются на разном уровне относительно борта карьера.

Возможно применение подъемных краt0 нов одновременно со сборочным транспортом в рабочей зоне или при обслуживании краном всей рабочей зоны. В случае отсутствия сборочного транспорта рабочая зона может обслуживаться при установке грузоподъемного оборудования на одном бор1 ту (односторонняя, схема) или двух бортах (двусторонняя) . Обеспечение грузопотока может осуществляться одним, двумя и в редких случаях большим числом кранов..

Стрелевой кран может размещаться как на поверхности (частный случай, когда глубина горизонтальной выработки равна О) и на борту карьера (в этом случае глубина выработки изменяется от 0 до максимальной, определяемой исходя из геометрических параметров оборудования и борта карьера). Размещение крана на борту позволяет увеличить высоту подъема горной массы.

В случае отработки месторождения без использования сборочного транспорта верхние горизонты отрабатываются по традиционной технологии — с использованием автотранспорта и созданием транспортных берм. После достижения карьером предельного контура по поверхности производится проходка описанного комплекса выработок и грузотранспортная связь с рабочими горизонтами осуществляется посредством стреловых кранов. Максимальная ширина карьера поверху должна позволять обеспечение грузопотока посредством крана из любой точки карьера. Для повыше49 ния надежности работы транспортного звена целесообразно использовать одновременно 2-3 крана, расположенных по периметру карьера при этом производительность крана умейьшается по мере увеличения глубины рабочей зоны.

На фиг. 1 показан комплекс выработок, создаваемых для обеспечения грузотранспортной связи с рабочими горизонтами посредством грузоподъемного оборудования и типа стреловых кранов, на фиг. 2 — гра 1 фик зависимости сравнительной эффективности способа от глубины горизонтальной выработки.

Порядок осуществления способа.

После отстройки борта карьера 1 (фиг. 1) с поверхности проходят съезд 2,в конце ко торого создают горизонтальную выработку 3, площадь и форма дна которой позволяет разместить грузоподъемное оборудование. После чего проходят выработку, на1139846

Составитель В. Тычина

Редактор М. Келемеш Техред И. Верес Корректор А. Ильин

Заказ 29/24 Тираж 482 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 клоненную под углом наклона стрелы в сторону установки грузоподъемного оборудования 4. От намеченного места разгрузки на поверхности 5 проходят криволинейную внешнюю траншею 6. Радиус кривизны траншеи выбирают равным горизонтальной проекции стрелы, а профиль траншеи формируют в соответствии с оптимальной траекторией движения груза.

Пройденный таким образом комплекс выработок позволяет использовать на борту карьера грузоподъемное оборудование типа стреловых кранов. Съезд 2 необходим для обеспечения транспорта различных грузов и людей на площадку установки грузоподъемного оборудования, которой является дно горизонтальной выработки 3. Форма и размеры этой выработки должны обеспечивать установку грузоподъемного оборудования. Как правило, оптимальный угол наклона стрелы меньше угла откоса уступа, поэтому для обеспечения поворота к намеченному месту разгрузки груза 5 необходимо провести выработку 4. При подъеме груза из карьера до места разгрузки 5 производятся одновременно поворот и подъем, причем скорость поворота и подъема определяются конструктивными параметрами машины. Одновременный поворот и подъем в оптимальном для машины режиме определяют оптимальную траекторию движения груза. Однако вследствие больших глубин карьера подъем до площадки разгрузки происходит медленнее, чем поворот, что приводит к замедлению процесса поворота и увеличению времени цикла. Для обеспечения оптимальной траектории движения груза проводят внешнюю криволинейную траншею 5.

Изобретение позволяет снизить объем горностроительньгх работ и затраты на транспорт горной массы, что дает значительный экономический эффект.

Способ вскрытия рабочих горизонтов карьера Способ вскрытия рабочих горизонтов карьера Способ вскрытия рабочих горизонтов карьера 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к подземной добыче угля и охране окружающей среды

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при отвалообразовании вскрышных пород на карьерах

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при подземной разработке пластов полезных ископаемых

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при подземной разработке пластов полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при добыче крутопадающих полезных ископаемых, в частности при добыче алмазосодержащих из кимберлитовых трубок
Наверх