Электропривод переменного тока

 

ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, соде1якащий два двухобмоточных асинхронных электродвигателя с соответствующей нагрузкой на валу, причем валы указанных электродвигателей соединены между собой, статорные обмоткя кахдо.го асинхронного электродвигателя через силовые контакты соответствующих контакторов подключены к зажимам для подключения питающей сети, два блока управления, каждый из которых составлен из параллельных цепей, образованных последовательно соединенными контактами кнопки Стоп, кнопки Пуск, раз «каюцю бЛок-контактой смежного контактора одного блока управления и обмоткой контактора, причем кнопка Пуск зашунтирована замыкающим блок-контактом своего контактора, одни выводы обмоток указанных контакторов подключены к одному зажиму для подключения источника оперативного тока, объединеннью зажимы кнопок Стоп первого блока управления подключены к другому зажиму для подключения источника оперативного тока , отличающийся тем, что, с целью уменьшения потребляемой, электроэнергии, в него введены два датчика тока статорных обмоток первого асинхронного электродвигателя, два реле контроля тока, промежуточное реле, переключатель, фрикционная муфта сцепления, посредством которой соединены валы асинхронных электродвигателей , во второй блок управления введены две дополнительные кнопки Стоп, контакты которых соедине«. ны последовательно, причем зажим одной дополнительной кнопки Стоп S подключен к зажиму для подк/вочения к источнику оперативного тока и к вьюодам обмоток контакторов второго блока управления, зажим другой дополнительной кнопки Стоп подключен через последовательно соединенные обмотку промежуточного реле, размыкающие контакты первого и второго реле контроля тока, размыкающий кон4 4 такт переключателя, замыкающие блокконтакты первого и третьего контакторов к другому зажиму для подключения X) к источнику оперативного тока и к 1 точке соединения зажимов кнопок Croif: первого блока Управления, последовательно соединенные зa «лкaющиe блокконтакты первого и третьего контакторов зашунтировлны последовательно соединенньпга замыкающими блок-контактами второго Н четвертого контакторов, замыкающие блок-контакты третьего и четвертого контакторов зашунтированы соответственно пёрвьм и вторым замыкающими контактами промежуточного реле, обмотки реле контроля то

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4

ЩСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И (ЛНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н *BTOPCNOMV СВИДЕТВ\ЬСТВУ

>r

% (21) 3612521/24-07 ,, (22) 30.06. 83 (46) 07.03.85. Вюл. В 9 (72) Г.Л.Дмитренков и P.Â.Êóîñìàí (71) Центральный ордена Трудового

Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт механизации и энергетики лесной промыпленности (53) 621.313.333 ° 072.9(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 551221, кл. Н 02 Р 7/74, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

N 712921, кл. Н 02 Р 7/74, 1978., .(54) (57) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО

ТОКА, содержащий два двухобмоточных асинхронных электродвигателя с соответствующей нагрузкой на валу, причем валы указанных электродвигателей соединены между собой, статорные обмотки каждого асинхронного электродвигателя через силовые контакты соответствующих контакторов подключены к зажимам для подключения питающей сети, два блока управления, каждый из которых составлен as двух параллельных цепей, образованных последовательно соединенными контактами кнопки "Стоп", кнопки "Пуск", разиюкающнм блок-. контактом смежного контактора одного блока управления и обмоткой контактора, причем кнопка "Пуск" зашунтирована замыкающим блок-контактом своего контактора, одни выводы обмоток укаэанных контакторов подключены к одному зажиму для подключения источника оперативного тока, объединенные зажимы кнопок "Стоп" первого блока управления подключены к другому зажиму для подключения источника оперативного тока, отличающийся тем, что, с целью уменьшения потребляемой, электроэнергии, в него введены два датчика тока статорных обмоток первого асинхронного электродвигателя, два реле контроля тока, промежуточное реле, переключатель, фрикционная муфта сцепления, посредством которой соединены валы асинхронных электродвигателей, во второй блок управления введены две дополнительные кнопки "Стоп", контакты которых соедине ны последовательно, причем зажим одной дополнительной кнопки "Стоп" подключен к зажиму для подключения З к источнику оперативного тока и к выводам обмоток контакторов второго блока управления, зажим другой дополнительной кнопки "Стоп" подключен через последовательно соединенные обмотку промежуточного реле, размы кающие контакты первого и второго реле контроля тока, размыкающий кон-

1 такт переключателя, замыкающие блок-;

1 контакты первого и третьего контакто-: ров к другому зажиму для подключения к источнику оперативного тока и к точке соединения зажимов кнопок "СтоУ первого блока управления, последовательно соединенные замыкающие блокконтакты первого и третьего контакторов зашунтированы последовательно соединенными замыкающнми блок-контактами второго и четвертого контакторов замыкающие блок-контакты третьего и четвертого контакторов зашунтированы соответственно первьи и вторым замыкающими контактами промежуточного реле, обмотки реле контроля то1144182 ка подключены к соответствукмцим датчикам тока статорных обмоток первого электродвигателя, точка соединения зажимов кнопок "Стоп" второго блока управления подключена через разиыкавщий контакт промежуточного реле к зажиму для подключения источника оперативного тока, один вывод обмотки фрикционной муфты сцепления подключен к зажиму для подключения источниt ка огеративного тока, другой вывод обмотки фрикционной муфты сцепления подключен к точке соединения зажима размыкающего контакта переключателя и размыкающего контакта .реле контроля тока, кнопки "Пуск" второго блока управления зашунтированы вторыми . замыкающими блок-контактаии соответствующих контакторов первого блока управления.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электропрнводе роторных стволооб1 рабатывающих станков,- в частности в электроприводе роторного окорочноэачистного станка.

Известен электропривод переменного тока, содержащий два асинхронных электродвигателя, обиотки которых через соответствующие контакторы с блоками управления подключены к питающей сети Я .

Недостатком . электропривода является непрерывный режим работы обоих электродвигателей независимо от суммарной нагрузки роторов станка, что приводит к недогрузке электродвигателей и к .повмценноиу расходу электроэнергии. В то же время для электпо технической сущности и достигаеио4 роприводов указанных станков харак- ® терен режии работы с резкопеременныий чередующимися нагрузками.

Наиболее близкии к изобретению иу результату является электропривод >5 переменного тока, содержащий два двухобмоточных асинхронных электро- двигателя с соответствующей нагрузкой на валу, причем валы указанных подключения питающей сети, два блока управления, каждый из которых сое" тавлен из двух параллельных цепей, образованных последовательно соединенными контактамн кнопки "Сто п кнопки "Пуск", разиыкающ м блок-кон электродвигателей соединены между : М собой, статорные обмотки каждого асинхронного электродвигателя через, силовые контакты соответствующих кон такторов подкзиочены к зажимам для

I тактом смежного контактора одного

\ блока управления н обмоткой контактора, причем кнопка "Нуск" зашунтирована замыкающим блок-контактом своего контактора, одни выводы обмоток указанных контакторов подключены к одному зажиму для подключения источника оперативного тока, объединенные зажимы кнопок Сточ" первого блока управлеНия

1Т подключены к другому зажиму для подключения источника оперативного тока f2) .

Недостатком известного электропривода переменного тока является повышенный расход электроэнергии ввиду невозможности отключения одного из двух асинхронных электродвигателей при снижении суммарной нагрузки до величины соответствующей мощности одного электродвигателя.

Целью изобретения является. уменьшение потребляемой электроэнергии.

Укаэанная цель достигается тем, что в электропривод переменного тока, содержащий два двухобмоточных асийхрониых электродвигателя с соответствующей нагрузкой на валу, причем валы указанных электродвигателей соединены между собой, статорные обмотки каждого асинхронного электродвигателя через силовые контакты соответствующих контакторов подключены к зажимам для подключения питающей сети, два блока управления, каждый из которых составлен из двух параллельных цепей, образованных последовательно соединенными контактами кнопки "Стоп", кнопки "Пуск", размыкающим блок-контактом смежного контактора одного блока управления, при3 1144182 чем кнопка "Пуск" зашунтнрована замыкающим блок-контактом своего контактора, одни выводы обмоток указанных контакторов подключены к одному зажиму для подключения источника опе.ративного тока, объединенные зажимы кнопок "Стоп" первого блока управления подключены к другому зажиму для подключения источника оперативного тока, введены два датчика тока статорных обмоток первого асинхронного электродвигателя, два реле контроля тока, промежуточное реле, переключатель, фрикционная муфта сцепления, посредством которой соединены валы асинхронных электродвигателей, во . второй блок управления введены две

: дополнительные кнопки "Стоп", контакты которых соединены последовательно, причем зажим одной дополнительной кнопки "Стоп" подключен к зажиму для подключения источника оперативного .тока и к вьводам обмо-. ток контакторов второго блока управления, зажим другой дополнительной кнопки "Стоп" подключен через последовательно соединенные обмотку проме.жуточного реле, размьпсаощие контакты первого и второго реле контроля

10 тока, размыкающий контакт нереключателя, замыкающие блок-контакты первого и третьего контакторов к другому закиму для подключения источника оператийного тока и к точке соединения зажимов кнопок "Стоп" первого блока

35 контакты третьего и четвертого контах торов — соответственно первъв» и вторым замыкающими контактами промежуточного реле, обмотки реле контроля тока подключены к соответствующим датчикам тока статорных обмоток перйого электродвигателя, точка соединения зажимов кнопок "Стоп" второго блока управления — через размыкающий

50 контакт промежуточного реле к зажиму для подключения источника оперативного тока, одйн вывод обмотки фрикциоиной муфты сцепления — к залп»му для подключения и".точни»са оперативного тока, другой выврд обмотки фрикционной муфты сцепления — к точке соединения зажима раэмыкающего управления, последовательно соединенные замыкающие блок-контакты первого и третьего контакторов зашунтированы последовательно соединенными замыкающими блок-контактами второго и чет40 вертого контакторов, замыкающие блокконтакта переключателя и размыкающего контакта первого реле контроля тока, кнопки "Пуск" второго блока у равления эашунтированы вторыми замыкающими блок-контактами соответствующих контакторов первого блока управления.

На чертеже представлена электрическая принципиальная схема электропривода переменного тока.

Электропривод переменного тока содержит два двухобмоточных асинхронных электродвигателя 1 и 2 с рабочими роторами 3 и 4 на валу, причем валы укаэанных электродвигате» лей 1 и 2 соединены между собой, статорные обмотки асинхронных электродвигателей 1 и 2 через силовые контакты:5-8 соответствующих контакторов подключены к зажимам для подключения питающей сети, два блока 9 и 10 управления, калдый иэ которых составлен иэ двух параллельных цепей, образованных последовательно соединенными контактами кнопки 11 "Стоп", кнопки 12 "Пуск", размыкающим блокконтактом 13 смежного контактора одного блока 9 илн 10 управления и обмоткой 14 контактора.

Кньпка 12 "Пуск"- зашунтирована замыканиции блок-контактом 15 своего конта»стора, одни выводы обмоток 14 укаэанных контакторов подключены к одному зажиму для подключения источ« .вика оперативного тока, обьединенные

I зажимы кнопок 11 ™ Стоп" первого бло- ка 9 управления подключены к другому зажиму для подключения источника оне-» ративного тока.

Устройство содержит также два датчика 1б трка статорных обмоток нерI вого асинхронного электродвигателя 1, два реле 17 контроля тока, промежуточное реле 18, переключа ель 19, фрикционную, муфту 20, посредством которой соединены валы асинхронных электродвигателей 1 и. 2, две дополнительных кнопки 21 и 22- "Стоп" во втором блоке 10 управления, контакты которых соединены последовательно, причем зажим одной дополнительной кнопки 22 "Стоп" подключен к зажиму для подключения источника оперативного тока и к выводам обмоток 14 контакторов второго блока 10 управления, другой зажим дополнительной кнопки 21 "Стоп"-через последовательно соединенные обмотку 18 промежуточного реле, раэмыкающие контак1144 ты 23 и 24 первого и второго реле 17 контроля тока, размыкающий контакт 25 переключателя 19, блок-контакты 26 и 27 первого н третьего контакторов к другому зажиму для подключения S источника оперативного тока и к точке соединения зажимов кнопок 11 "Стоп" первого блока 9 управления.

При этом последовательно соединен" ные замыкающие блок-контакты 26 и 27 первого и третьего контакторов зашунтированы последовательно соединенными замыкающими блок-контактами 28 и

29 второго и четвертого контакторов, замыкающие блок-контакты 27 и 29 1З третьего и четвертого контакторов— соответственно первьи и вторым замыкающими контактами 30 и 31 промежуточного реле 18, обмотки реле 17 контроля тока подключены к соответст- 2!! вующим датчикам 16 тока статорных обмоток первого электродвигателя точка соединения зажимов кнопок 1!

"Стоп" второго блока 10 управления— через размыкающий контакт 32 промежуточного реле 18 к зажиму для подключения источника оперативного тока, один вывод обмотки 33 фрикционной:муфты 20 сцепления — к зажиму для подключения к источнику опера- 39 тивного тока, другой вывод обмотки 33 фрикционной муфты 20 сцепле.ния — к точке соединения зажима pasмыкающего контакта 25 переключателя 19 и размыкающего контакта 23 реле 17 контроля тока.

Кнопки 12 "Пуск" второго блока 10 управления зашунтированы вторьии замыкающими блок-контахтами 34 и 35 соответствующих контакторов первого 4!1 блока 9 управления.

Злектропривод работает следующим образом.

Рабочие роторы 3 и 4 окорочнозачистного станка, являясь массивными 4З кольцами большого диаметра, обладают большим моментом инерции и, достигнув номинального числа оборотов, большим запасом кинетической энергии, позволяющим преодолевать значнтель- © ные пиковые нагрузки, возникающие в процессе обработки лесоматериалов, не перегружая при этом электродвигатели 1 и 2 привода станка. При окорке и зачистке остатков сучьев рабо- И чие роторы 3 и 4 станка, приводимые во вращение соответственно электродвигателями 1 и 2, испытывают раз182 6 ! личные по величине нагрузки. Если первьИ электродвигатель 1 окорочного ротора 3 имеет равномерную нагрузку, связанную с технологией обработки лесоматериала, то второй электродвигатель 2 эачистного ротора 4переменную по величине и во времени нагрузку. Поэтому при отсутствии загрузки второго электродвигателя 2 (отсутствик остатков сучьев в зоне обработки) технологический процесс обработки лесоматериала может осу" ществляться с помощью одного электродвигателя 1 (окорочный ротор 3).

Включение станка на первую скорость работы осуществляется нажатием соответствующей кнопки 12 "Пуск" в блоке 9 управления, тевье самым осуществляется включение силовых контактов 5. С помощью блок-контакта 34 включается контактор во втором блоке 10 управления и замыкаются силовые контакты 7. Контакт 32 в это время замкнут, так как максмчаль. ный пусковой ток первого электродвигателя 1 включает реле 17 контроля тока, который контактом 23 разрывает цепь промежуточного реле 18, тем самым осуществляя питание цепи контактора первой скорости второго электродвигателя 2 в блоке 10 управления. удержание контакторов во вклочениом состоянии осуществляется блок-контактами 15.и 34.

При достижении двигателями !.и 2 номинальных оборотов ток первого электродвигателя 1 достигает номи- нальной величины, реле 17 контроля тока отключается, заюапсая контакт 23, тем самым осуществляя включение промежуточного реле 18. Контакт 32 отключает контактор во втором блоке 10 управления, тем самым выключая электродвигатель 2, а так как фрикционная муфта 20 замкнута при включении контактов 26 и 27, валы электродвигателей !и 2 соединены посредством фрикционной муфты 20. В этом случае крутящий момент от электродвигателя 1 передается через электродвигатель 2 на зачистной ротор 4. Промежуточное реле !8 блокируется контактом 30 при отключении контакта 27.

При попадании в зону обработки второ1о ротора 4 (зачистного) сучьев с большим диаметром возникает большая нагрузка, передаваемая через вал второго электродвигателя 2 и включен7 t144 ную фрикционную муфту 20 на вал первого электродвигателя 1, ток которого возрастает до максимальной величины. При этом реле 17 контроля тока включается, отключая контактом 23 ре:ле 18. Контакт 32 включает контактор второго блока 10 управления, подключая двигатель 2 в работу. Фрикционная муфта 20 остается в это время включенной, таким образом, двнга- 1п тель 2 помогает преодолеть возникающие пиковые нагрузки. При уменыкеннн нагрузки на первом электродвигателе 1 до номинальной после зачистки сучьев реле 17 контроля тока отклю" чается, отключая двигатель 2 указанньи способом. Аналогично производится работа обоих роторов 3 и 4 на второй скорости электродвигателей 1 и 2.

При этом включаются нижние контакто- 2О ры блоков 9 и 10 управления.

Если по технологйческнм условиям требуется работа роторов 3 и 4 станка с. различными скоростями (например, при толстой коре.и сучьях малого-диа-д метра), то нажатием кнопок 14 ianio182 чаются соответствующие контакторы блоков 9 и 10 управления. Если включена первая скорость первого электродвигателя и вторая скорость второго электродвигателя 2 и наоборот, то промежуточное реле t8 оказывается обесточенньи, обмотка 33 фрикцнонной муфты 20 отключается от источника оперативного тока и электродвигатели 1 и 2 работают раздельно на свой ротор.

Фрикционная муфта 20 сцепления в"случае необходимости может быть отключена с помощью переключателя 19, благодаря чему обеспечивается длительная раздельная работа электродви гателей 1 и 2.

Таким образом, благодаря введению фрикционной муфты сцепления, взаимных блокировок между блоками управления электродвигателями и датчиков тока с реле контроля тока обеспечивается периодическое включение и отключение одного as двух электродвигателей, что позволяет снизить величину потребляемой электроприводом электроэнергии.

1144182

ЗНЮШИ Заказ 943/44 Тирам 646 Пюдщвсвое

Фиамаа ШШ "Печ еаза®, т.Уаи арод:, уа.йуоекч нам, 4

Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока 

 

Похожие патенты:

Привод // 1014023

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах для перемещения и натяжения ленточных материалов, например в технологическом оборудовании для производства и обработки электропроводящих рулонных ленточных материалов, в электроприводах подачи ленточных материалов в пресс, в лентопротяжных механизмах устройств ввода-вывода информации

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в двухдвигательном электроприводе различных производственных механизмов, где электродвигатели работают на общую нагрузку

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах производственных механизмов, где двигатели работают на общую нагрузку

Изобретение относится к тяговым системам железнодорожного электроподвижного состава (ЭПС), оснащенным асинхронными тяговыми двигателями (АТД) с короткозамкнутым ротором

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах для перемещения и натяжения ленточных материалов, например в лентопротяжных механизмах устройств ввода - вывода информации, в технологическом оборудовании для производства и обработки электропроводящих рулонных ленточных материалов, в электроприводах подачи ленточных материалов в пресс

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для обеспечения последовательной круговой циклической работы центробежных вибраторов, применяемых для очистки от налипания на стенках бункеров сыпучих материалов при их переработке

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах производственных механизмов, где двигатели работают на общую нагрузку

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано как в одиночных, так и в групповых многодвигательных электроприводах переменного тока

Изобретение относится к области энерготехники и может быть использовано в экскаваторных электроприводах
Наверх