Способ получения сварных соединений

 

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ, преимущественно деталей из алюминиевых и магниевых сплавов толщиной 1-3 мм, при котором осуществляют конденсаторную точечную сварку и последующее пластическое деформирование полученного литого ядра путем приложения ковочного усилия, отличающийся тем, что, с целью исключения образования раковин , пористости, трещин в литом ядре и повышения прочности точечных соединений, ковочное усилие прикладывают через 0,06- 0,07 с после выключения сварочного тока.

СОКИ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4(5D В 23 К 11 10

F, I

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСНОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3617051/25-27 (22) 08.07.83 (46) 15.03.85. Бюл. № 10 (72) А. А. Чакалев, О. Г. Юрин, Б. Д. Орлов, М. Д. Серегин, С. Н. Козловский, В. В. Синицын и В. И. Лексиков (71) Московский авиационный технологический институт им. К. Э. Циолковского (53) 621.791.763.1 (088.8) (56) 1 . Орлов Б. Д. и др. Технология и оборудование контактной сварки. М., «Машиностроение», 1975, с. 53.

SU 1144821 (54) (57) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИИ, преимущественно деталей из алюминиевых и магниевых сплавов толщиной 1 — 3 мм, при котором осуществляют конденсаторную точечную сварку и последующее пластическое деформирование полученного литого ядра путем приложения ковочного усилия, отличающийся тем, что, с целью исключения образования раковин, пористости, трещин в литом ядре и повышения прочности точечных соединений, ковочное усилие прикладывают через 0,06—

0,07 с после выключения сварочного тока.

1144821

Изобретение относится к контактной точечной сварке на конденсаторных машинах, в частности к способам сварки с применением ковочного усилия, и может найти применение в различных отраслях машиностроения.

Известен способ контактной точечной сварки на конденсаторных машинах без применения ковочного усилия (1) .

Однако при сварке алюминиевых и магниевых сплавов этот способ имеет ряд существенных недостатков, таких как высокая концентрация пор, раковин и трещин в литом ядре.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности по достигаемому эффекту является способ контактной точечной сварки алюминиевых и магниевых сплавов на кон11енсаторных машинах (типа МТК) с применением ковочного усилия, при котором с целью предотвращения образования дефектов ядра типа несплошностей (трещин, раковин, пористости) в процессе кристаллизации металла резко увеличивают усилие на электродах (2).

Однако из-за отсутствия сигнала с системы управления на отключение тока на указанных машинах команда на включение ковочного усилия подается в момент подключения конденсаторов к разрядному контуру, а время приложения этого усилия возрастает пропорционально толщине деталей и не связано с реальными условиями кристаллизации и напряженным состоянием охлаждающегося металла ядра. Подобный способ конденсаторной сварки, например алюминиевых и магниевых сплавов толщиной 1 — 4 мм не может обеспечить точного. приложения ковочного усилия (Г о ) и получения качественных соединений без трещин и несплошностей, а также выплесков, характерных для слишком раннего приложения

Гков.

Появление этих дефектов связано со своеобразием импульса тока на конденсаторных машинах. В связи с малыми значениями тока точность отсчета времени t л с начала импульса тока оказывается недостаточной (всего около 0,02 с), а вероятные колебания условий кристаллизации, например при изменении электрических характеристик разрядного контура машины, не могут быть учтены при существующих системах запуска ковочного усилия в момент включения тока.

Цель изобретения — повышение качества сварки путем исключения образования раковин, трещин и пористости в литом ядре и повышения прочности точечных соединений.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу получения сварных соединений, преимущественно деталей из алюминиевых и магниевых сплавов толщиной 1—

3 мм, при котором осуществляют конденсаторную точечную сварку и последующее пластическое деформирование полученного литого ядра путем приложения ковочного усилия, ковочное усилие прикладывают через 0,06 — 0,07 с после выключения сварочного тока.

На фиг. 1 представлены параметры цикла сварки и проковки на конденсаторных машинах; на фиг. 2 — характер изменения температуры в центре ядра при сварке деталей толщиной 1,5+1,5 мм (Т) и 3+3 мм (Т); на фиг. 3 — характеристика цикла нагрева и охлаждения при точечной сварке сплава

АМг6 толщиной 1 — 3 мм на конденсаторной машине.

Установлено, что для данного металла и определенном времени достижения током максимального значения t, изменяющегося в зависимости от толщины деталей в соответствии с соотношением Ь = 1< 6" (где д— толщина деталей; k< и и — коэффициенты, равные соответственно 0,015 — 0,02 .1/мм и

20 0,75 — 1,0) время достижения ковочным усилием максимального значения t остается постоянным. Например, для точечной сварки алюминиевых и магниевых сплавов оно составляет 0,06 — 0,07 с.

Сохранение постоянства времени прило25 жения ковочного усилия (до достижения им установленного значения) в определенном диапазоне толщин свариваемых деталей (1 — 3 мм) связано со следующими причинами.

С ростом толщины и соответствующем увеличении t сокращается время начала охлаждения t. по отношению к t (фиг. 2).

По мере увеличения толщины свариваемых деталей заметно снижается скорость кристаллизации и охлаждение.

35 Например, расчеты температурных полей на ЭВМ и результаты осциллографирования перемещения электродов показывают, что при сварке сплава AMr6 толщиной 1,0+

+1,0 мм t, =0,045 с (tN — — 0,02 с) При уве40 личении толщины деталей до 3,0+3,0 мм (t =0,06 с) to сократилось до 0,005 с.

Время же кристаллизации (t

45 вя -г — т .> 1 з. где Ä— температура ликвидуса; 1; температура солидуса; температура в контакте электрод— деталь; — скрытая теплота плавления;

50 Cð — весовая теплоемкость; у — удельный вес; я — теплопроводность свариваемого ме талл а.

Однако суммарное время t<= t. +- 1 р при этом остается постоянным вне зависимости

55 от толщины свариваемых деталеи, например 0,06 — 0,07 с для алюминиевых и магниевых сплавов (фиг. 3).

1144821

Толщина Время начала прило- Результаты контроля качества деталей, жения Р,» It »...с соединений

0,04

Вмятины, зазоры — выше нормы

То же

1, 5+1,5

0,05

0,06

Дефектов нет

0,07

То же

0,08

Раковины, трещины в ядре

0,04

Выплеск, вмятины, зазоры — выше нормы

2,0+2,0

Вмятины, зазоры — выше нормы

Дефектов нет

То же

Раковины, трещины в ядре

0,05

0,06

0,07

0,08

0,04

Выплески зазоры, вмятины — выше нормы

3,0+3,0

0,05

Вмятины, зазоры выше нормы

Дефектов нет

То же

Pаковины, трещины в ядре

0,06

0,07

0,08

При сварке на существующих конденсаторных машинах (МГК-5001 или МТК-6301) команда на включение ковочного усилия должна подаваться раньше времени t. (например, во время t» фиг. 3) с учетом постоянной времени срабатывания клапана и выброса воздуха, что составляет для указанного типа машин приблизительно 0,02 с.

Таким образом, время включения клапана по отношению к t» при точечной сварке алюминиевых и магниевых сплавов составит

0,04 — 0,05 с.

Как показали расчеты, t. и 1»р при сварке большинства других конструкционных металлов, например низкоуглеродистых сталей, также сохраняется постоянным, однако оно изменяется (увеличивается) в соответствии с соотношением

cs

Х 1ТЛ-Т»ОВ)

Проверка указанного способа сварки показывает, что он обеспечивает получение

В результате сравнительных механических испытаний макетных сварных соединений в условиях замедленного и циклического нагружений было установлено, что испольна конденсаторных машинах соединений без трещин и раковин.

Для проверки порогового эффекта времени приложения ковочного усилия t»ffs =

=0,06 — 0,07 с проводился анализ качества соединений, полученных на модернизированной сварочной машине МТК 75. Качество устанавливалось путем сравнения рентгенограмм и макрошлифов сварных соединений и сопоставления результатов с требованиями государственного и отраслевых стандартов (ГОСТ 15878-70, ОСТ 92 1144-74, ПИ 85-75).

Оценивалось наличие и размеры внутренних дефектов и отклонение размеров вмятин от электродов и зазоров от рекомендуемых зна15

Качество сварных соединений сплавов

АМг6, Д16, МА2-1 в зависимости от времени начала приложения ковочного усилия t»01 представлены в таблице. зование предлагаемого способа сварки позволяет на 40% повысить работоспособность соединений по сравнению с базовой технологией.

1144821

Т, I

Риг.

0,06

Я Рмтк

Составитель 3. Хаустова

Редактор Л. Авраменко Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи

Заказ 1014/! 0 Тираж 1086 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ получения сварных соединений Способ получения сварных соединений Способ получения сварных соединений Способ получения сварных соединений 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контактной точечной сварке, а более конкретно к способам управления машинами для контактной электросварки и может быть использовано в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к области сварки, в частности к оборудованию для контактной точечной сварки, и может быть использовано при производстве арматурной сетки

Изобретение относится к области контактной точечной сварки и может быть использовано при изготовлении в строительстве закладных деталей с нахлесточными сварными соединениями, содержащих плоский элемент (пластину) с приваренным к ней отрезком арматурного стержня

Изобретение относится к контактной точечной сварке и предназначено для изготовления изделий, имеющих различные условия контакта поверхностей свариваемых деталей, например, сотовых конструкций

Изобретение относится к машиностроению, производящему кабины и кузова с облицовочными панелями, свариваемыми точечной сваркой по отбортовкам переменной ширины

Изобретение относится к сварочной технике, в частности к С-образным штоковым клещам для контактной точечной сварки, встроенным в ротор гироскопа адаптивного робота, может быть использовано в производстве кузовов и кабин автомобилестроения, вагоностроения и других отраслях машиностроения и направлено на снижение трудоемкости и автоматизацию контактной точечной электросварки протяженных отбортовок как постоянной, так и переменной ширины независимо от их кривизны

Изобретение относится к области односторонней контактной точечной сварки и может быть использовано в машиностроении и приборостроении
Наверх