Газожидкостный амортизатор шасси летательного аппарата

 

(19)RU(11)1145602(13)C(51)  МПК 6    B64C25/58Статус: по данным на 17.01.2013 - прекратил действиеПошлина: учтена за 1 год с 06.07.1993 по 05.07.1994

(54) ГАЗОЖИДКОСТНЫЙ АМОРТИЗАТОР ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к посадочным устройствам летательных аппаратов, и касается устройства амортизатора шасси летательного аппарата. Известен газожидкостный амортизатор шасси летательного аппарата, являющийся наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату, и содержащий цилиндр с установленными в нем плунжером, образующим газовую камеру низкого давления, и пустотелым штоком с жестко закрепленной на нем иглой в виде полого цилиндра с дросселирующими отверстиями прямого хода в боковой стенке, плавающий поршень, разделяющий полость штока на газовую камеру высокого давления и подплунжерную жидкостную камеру торможения прямого хода, сообщающуюся дросселирующими отверстиями обратного хода в стенке плунжера с камерой низкого давления, а также цилиндрический стакан, взаимодействующий с иглой. У этого амортизатора цилиндрический стакан, взаимодействующий с иглой, помещен внутри иглы и подпружинен относительно штока, и они, таким образом, образуют соединение золотникового типа, для которых, в силу ряда причин (нецилиндричность и несоосность поверхностей, явления облитерации, а особенно наличие в жидкости продуктов износа в виде механических частиц, которые могут попадать в зазор между иглой и стаканом), силы трения между поверхностями могут изменяться во много раз. Это, в свою очередь, может привести к заклиниванию стакана внутри иглы, перекрытию дросселирующих отверстий иглы и резкому изменению демпфирующих характеристик амортизатора, как при прямом, так и при обратном ходах штока в цилиндре. Все это свидетельствует о недостаточной надежности известного амортизатора. Целью изобретения является повышение надежности работы амортизатора за счет устранения возможности заклинивания стакана в игле. Эта цель достигается тем, что у газожидкостного амортизатора шасси летательного аппарата, содержащего цилиндр с установленными в нем плунжером, образующим газовую камеру низкого давления, и пустотелым штоком с жестко закрепленной на нем иглой в виде полого цилиндра с дросселирующими отверстиями прямого хода в боковой стенке, плавающий поршень, разделяющий полость штока на газовую камеру высокого давления и подплунжерную жидкостную камеру торможения прямого хода, сообщающуюся дросселирующими отверстиями обратного хода в стенке плунжера с камерой низкого давления, а также цилиндрический стакан, взаимодействующий с иглой, последний жестко установлен на плунжере, а внутри иглы со стороны камеры низкого давления установлен обратный клапан, а со стороны камеры высокого давления клапан торможения плавающего поршня, при этом дросселирующие отверстия прямого хода на игле расположены между клапанами, а на стакане у верхнего и нижнего его торцов между взаимодействующими поверхностями стакана и иглы установлены герметизирующие кольца, при этом высота стакана выбрана такой, что при полностью обжатом амортизаторе все дросселирующие отверстия иглы расположены ниже верхнего герметизирующего кольца стакана. На фиг.1 изображен предлагаемый амортизатор, продольный разрез; на фиг.2 узел I на фиг.1, прямой ход; на фиг.3 то же, обратный ход. Газожидкостный амортизатор шасси летательного аппарата состоит из цилиндра 1, в котором установлен плунжер 2 с дросселирующими отверстиями обратного хода 3 и стаканом 4, и шток 5 с иглой 6 и плавающим поршнем 7. Игла 6 своей верхней частью установлена во внутреннюю полость стакана 4. Стык иглы и стакана герметизируется верхним 8 и нижним 9 поршневыми кольцами. В боковой стенке иглы выполнены дросселирующие отверстия прямого хода 10. В верхней части плунжера 2 расположена газовая камера низкого давления А, а в нижней части штока 5 газовая камера высокого давления Б. Плунжер 2 и шток 5 образуют подплунжерную камеру В торможения прямого хода. Внутри иглы, со стороны камеры низкого давления, установлен обратный клапан 11 с пружиной 12, а со стороны камеры высокого давления установлен клапан торможения плавающего поршня 13 с пружиной 14 и дросселирующим отверстием 15. Камера низкого давления А соединена с кольцевой полостью Г, образованной стенками штока и плунжера, отверстиями 16, которые обеспечивают свободный переток жидкости. Кольцевая площадь между иглой и штоком выполнена большей, чем площадь, определяемая диаметром плунжера, взаимодействующего с уплотнениями штока. Амортизатор работает следующим образом. При прямом ходе штока жидкость из подплунжерной полости В дросселируется во внутреннюю полость иглы через отверстия 10. Так как клапаны 11 и 13 открываются при настроечном перепаде давления на них, то жидкость, отжимая клапаны, из внутренней полости иглы свободно проходит сначала в камеру низкого давления А, а после страгивания плавающего поршня 7, в пространство над плавающим поршнем 7. При этом нижнее поршневое кольцо 9, по мере увеличения обжатия амортизатора, обеспечивает отсечку верхних дросселирующих отверстий прямого хода на игле, обеспечивая необходимое переменное гидравлическое сопротивление амортизатора на прямом ходе. Полость Г заполняется жидкостью из камеры низкого давления А через отверстия 16. В конце прямого хода скорость штока становится равной нулю и давления во всех полостях амортизатора выравниваются. Клапаны 11 и 13 усилием пружин 12 и 14 возвращаются в исходное положение. На обратном ходе штока жидкость поступает в подплунжерную полость из камеры низкого давления А только через дросселирующие отверстия 3 на плунжере. Переток жидкости из камеры низкого давления А в подплунжерную полость через дросселирующие отверстия иглы предотвращается стаканом 4, высота которого подбирается таким образом, что верхние дросселирующие отверстия в игле при полностью обжатом амортизаторе, находятся ниже верхнего поршневого кольца 8. Из полости над плавающим поршнем жидкость перетекает через дросселирующее отверстие 15 клапана 13. Клапан 13 необходим для ограничения поступления жидкости в подплунжерную полость из полости над плавающим поршнем при обратном ходе. При отсутствии клапана 13 жидкость будет поступать в подплунжерную полость на обратном ходе через дросселирующие отверстия 10 прямого хода в игле, площадь которых в несколько раз превышает площадь дросселирующего отверстия 15 клапана 13. В процессе разжатия амортизатора на обратном ходе плавающий поршень возвращается в исходное положение до упора в диафрагму штока. После этого жидкость начинает поступать в подплунжерное пространство только через дросселирующие отверстия 3 на плунжере. Следовательно, подбирая величину площади дросселирующих отверстий обратного хода 3 в плунжере 2 и клапане 13 можно обеспечить необходимый гистерезис и скорость постановки штока на нижний упор. Использование изобретения повышает безопасность посадки летательных аппаратов.

Формула изобретения

ГАЗОЖИДКОСТНЫЙ АМОРТИЗАТОР ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащий цилиндр с установленными в нем плунжером, образующим газовую камеру низкого давления, и пустотелым штоком с жестко закрепленной на нем иглой в виде полого цилиндра с дросселирующими отверстиями прямого хода в боковой стенке, плавающий поршень, разделяющий полость штока на газовую камеру высокого давления и подплунжерную жидкостную камеру торможения прямого хода, сообщающуюся дросселирующими отверстиями обратного хода в стенке плунжера с камерой низкого давления, а также цилиндрический стакан, взаимодействующий с иглой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы за счет устранения возможности заклинивания стакана в игле, стакан жестко установлен на плунжере, в внутри иглы со стороны камеры низкого давления установлен обратный клапан, а со стороны камеры высокого давления клапан торможения плавающего поршня, при этом дросселирующие отверстия прямого хода на игле расположены между клапанами, а на стакане у верхнего и нижнего его торцев между взаимодействующими поверхностями стакана и иглы установлены герметизирующие кольца, при этом высота стакана выбрана такой, что при полностью обжатом амортизаторе все дросселирующие отверстия иглы расположены ниже верхнего герметизирующего кольца стакана.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для использования в качестве амортизатора опоры шасси летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в качестве амортизатора шасси летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть применено в управляемых стойках шасси летательных аппаратов

Изобретение относится к полозковым шасси или хвостовым опорам

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, к области амортизационной защиты машин и других объектов, допускающих ограниченный уровень механических нагрузок

Изобретение относится к посадочным устройствам летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации и касается создания посадочных устройств летательных аппаратов

Изобретение относится к машиностроению и авиационной технике и, в частности, может быть использовано в конструкциях шасси летательных аппаратов

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к посадочным устройствам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидромеханическим демпферам
Наверх