Зубчатая передача

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU 116174 рц F 16 Н 1/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ в 4м;:!с 3..".1, И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ зубчатые колеса, зубья венцов которых имеют разные шаги зацепления, отличающаяся тем, что, с целью расширения функцйональных возможностей передачи за счет обеспечения ее работоспособности при отклонениях размеров, по крайней мере, одного зубчатого венца от установленных норм, разность шагов зацепления выбрана с учетом коэффицинтов К,- линейного изменения, отношение большего.из которых К; к меньшему K; « ограничено неравенством

2n - 4 М+Н с(, K. Е

i мыкс aL макс

1( (2" е 1) ф (осмин с

К- Е

1 МИ Н g pMMKC тых венцов и межосевого расстояния а > передачи выбраны из неравенств

3 где

)1 o g w1,+0,5(Ftk„+Fr )

1 а1 . Х @ Ъ|

E еЬ икр

2klNoKCTltnc05 ot

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3621250/25-28 (22) 19 ..05. 83 (46) 15.06.85. Бюл. N- 22 (72) В.М,Величенко, Л.И. Власенко

1 и В.Я.Кобец (71) Специальное проектно-конструк1 торское и технологическое бюро реле и автоматики (53) 621.833 (088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР

И 662770, кл. F 16 Н 1/06, 1977 (прототип). (54)(57) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая ведущее и ведомое эвольвентные — индекс, принимающий значе-.. ние 1 или 2 соответственно для параметров ведущего или ведомого зубчатых венцов;

Fg — коэффициент торцового перекрытия передачи при теоретическом модуле и беззазорном зацеплении;

, - округленное до целого числа значение Е, о — угол профиля колеса, значения коэффициента E. 1, „„ торцевого перекрытия разношаговых зубчагде ૠ— диаметр вершин зубчатого венца с теоретическим модулем; где а1, — межосевое расстояние при беззазорном зацеплении зубчатых венцов; — радиальное биение зубчатых

1 венцов колес передачи, параметры которых определены формулами з

+g; — основной диаметр зубчатоговенца с теоретическим моду-. лем, 1161740

3п

K. Е

1 макс d, макс ( 2п -1

С

1 мин 0L макс где 1 et ììêñ

Е

41» шнф

2К1м«кс frescos c — теоретический модуль зацепления, соэ Ы

« 1 аО, я (К12„+ Кт . cos g с ф4 — угол беззазорного зацепления передачи

Изобретение относится к машиностро ению и может быть использовано в неремонтируемых зубчатых механизмах, в частности мелкомодульных редукторах приборов, электроаппаратов, механических игрушек и т.п., особенно в случаях применения в них зубчатых колес, отлитых из термопластичных материалов, обладающих усадкой, или применения металлических зубчатых колес в сопряжении с указанными пластмассовыми.

Известна зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое завольвентные зубчатые колеса, зубья венцов которых имеют различные шаги зацепления, причем разность шагов зацепления не учитывает различие коэффициентов линейного изменения Р13.

Недостатком известной зубчатой пе- о редачи является ее неработоспособиндекс, принимающий значение 1 или 2 соответственно для параметров ведущего или ведомого зубчатых венцов; коэффициент торцового перекрытия передачи при теоретическом модуле и беззазорном зацеплении; округленное до целого числа значение < макс э

35 угол профиля колеса, где 2; - число зубьев зубчатого венца колеса;

С(К К ))+2(К„х,+K x )4g о4

\| 44ggttlVch+

z я где С = 0,5 при 1 с Ео 1с мин 1,5

С = 1,5 при 1,5 Е 1 мин С 2 5

x — коэффициент смещения колеса.

1 ность при отклонении размеров хотя бы одного зубчатого венца от установленных норм.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей передачи за счет обеспечения ее работоспособности при отклонениях размеров, по крайней мере, одного зубчатого венца от установленных норм.

Указанная цель достигается тем, что в зубчатой передаче, содержащей ведущее и ведомое эвольвентные зубчатые колеса, зубья венцов которых имеют разные шаги зацепления, разность шагов зацепления зубьев венцов выбрана с учетом коэффициентов К, линейного изменения, отношение большего из которых К;на„ к меньшему К; „н ограничено неравенством

М+Фf,gg

) % ) Щ мнн значение коэффициента Е, „„ торцового перекрытия разношаговых зубчатых венцов и межосевого расстояния передачи выбраны из неравенств

1,ма®1,+ОЯ,.„„+Г„,„, ) где щ1, — межосевое расстояние при беззазорном зацеплении зубчатых венцов;

F g. — радиальное биение зубчатых венцов колеса передачи, параметры которых определены формулами

40 а постоянная С выбирается из усло5 вий.C= 0,5 пРи 1 (Е 1мин < 1,53

С = !,5 при 1,5-с Е 1, ми1, (2,5

Зубчатая передача работает аналогично обычной зубчатой передаче, размеры зубчатых венцов которой соответствуют одному и тому же теоретическому модулю, вращение ведущего колеса 1 через сопрягаемые

15 зубья передается ведомому колесу 2.

Очевидно, что использование пластмассовой передачи взамен металличес5О кой переддчи одного и того же модуля ведет к снижению трудоемкости и себестоимости их изготовления, а также экономни материалов. з 11617 где d ; — диаметр вершин зубчатого венца с теоретическим модулем;

4,. — основной диаметр зубчатого венца с теоретическим модулем; — теоретический модуль зацепления, coo aL

1, =05 ln (K„Z1 222) сов где Z. — число зубьев зубчатого

1 венца колеса;

1, — угол беэзаэорного зацепаМ ления передачи

C(Q-К2)«+2(К„к +К х )kg Ы

1 1 2 2 где С= 0,5 при 1 (Е, 1,„„„„(1

1,5 при 1,54, „(2 5 коэффициен смещения колеса

На фиг. I схематически изображена зубчатая передача с боковым зазором в зацеплении; на фиг. 2 — то же, при беззазорном зацеплении зубчатых колес. °

Зубчатая. передача содержит ведущее 1 и водомое 2 колеса, зубья венцов которых выполнены с разными ша-. гами зацепления. Размеры колес 1 и

2 отличаются от теоретических, соот ветствующих одному и тому же модулю .30

Й изображенных штрихпунктирной лини- ей (фиг. 1) на величину усадки термопластичного материала, из которого изготовлены колеса 1 и 2.

Ведущее 1 и ведомое 2 зубчатые колеса расположены на межосевом рас- 5 стоянии, соответствующем межосевому расстоянию ш„,безэазорной теоретической передачи (изображена штрихпунктирной линией). При этом в зацеплении колес 1 и 2 вследствие усадки их материала имеется боковой зазор между сопрягаемыми зубьями.

Для восстановления безэаэорного зацепления зубчатые колеса 1 и 2 должны быть сближены до минимального межосевого расстояния передачи (фиг. 2), определяемого формулой соэeL ф „,в0,5 тс(К„2„ "2Е,) cps(1 где значение угла о „К беззазорного зацепления зубчатых венцов определено из зависимости

Ф1-"2 +Я 1",.К2П,) Ы

Ьч Ы 1,Мвчю(+

К„21+К 2

Для компенсации влияния на работоспособность передачи погрешностей изготовления зубчатых звеньев, налример радиального биения Fqg. зубчато-.

1 го венца каждого из звеньев,а также, например, температурных изменений размеров зубчатых звеньев в процессе эксплуатации в передаче должен быть предусмотрен миниальный боковой зазор в зацеплении и соответственно этому межосевое расстояние и К передачи должно быть назначено согласно неравенству

ы-„1. „„+C S(F» + „„) Зубчатая передача с зубчатыми звеньяьы и указанные параметры, обеспечивающие ее работоспособность, позволяют изготавливать зубчатые колеса методом литья под давлением йа оснастке, изготовленной не специальныи, а нормальным (стандартным) зубообрабатывающим инструментом без специальных ограничений усадки термопластичного материала зубчатых звеньев, назначать. соответствующие межосевые расстояния и обеспечивать работоспособность.передачи.

ВНИИПИ Заказ 3952/4О Тираж 898 Подписное

Филиал IIIIII "Патент", г.ужгорои, ул.Проектная, 4

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Редуктор // 1153149

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх