Устройство для обучения вождению транспортного средства

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее кабину с органами управления , датчики положения которых соединены с одним из входов блока моделирования движения транспортного средства, выход которого связан через регулятор скорости с механизмом протяжки ленты кинопроектора, .снабженного датчиком количества кадров, последовательно соединенным с формирователем импульсов и первым счетчиком импульсов, задатчик вида грунта, соединенный выходом с другим входом блока моделирования движения транспортного средства, третий вход которого соединен с выходом первого блока памяти, первый, второй и третий входы которого соединены соответственно с одним из , выходов задатчика вида грунта, выходом второго счетчика импульсов и первым выходом переключателя режима работы, второй и третий выходы которого соединены соответственно с одним из входов второго блока памяти и входом второго счетчика импульсов, включенного между первым и вторым блоками памяти, о т л ичающееся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, оно снабжено подключенным выходом к другому входу второго блока памяти блоком коммутации и подключенным к одному его входу задатчиком количества кадров, при этом другой и третий входы блока коммутации соединены соответственно с вьпсодом первого счетчика импульсов и с четвертым выходом переключателя режимов работы. (Л 2, Устройство поп.1,отлич ающе е с я тем, что блок коммутации содержит элемент ИШ, выход которого является выходом блока, ключевые элементы, соединенные выходами с входами элемента ИЛИ, и элемент НЕ, выход которого подклюОд чен к одному из входов одного клюСО чевого элемента, другой вход которосо го является вторым входом блока, а 4ib вход элемента НЕ является третьим входом блока и объединен с одним из входов другого ключевого элемента, другой вход которого является вторым входом блока.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ соцюлистичесних

РЕСПУБЛИК

4(51) G 09 В 9/04

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1ОСУДАРСТЕ1Е Й HOWTET CCCP по делАм изОБРетений и отнРьп ий (21) 3667693/18-11 (22) 24.11.83 (46) 23,06,85.Бюл.N - 23 (72) А.В.Беднов и В.А.Вихорев (53) 681.3.071 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 936013, кл. G 09 В 9/04, 07.07.80. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО :СРЕДСТВА, содержащее кабину с органами управления, датчики положения которых соединены с одним иэ входов блока моделирования движения транспортного средства, выход которого связан через регулятор скорости с механизмом протяжки ленты кинопроектора, .снабженного датчиком количества кадров, последовательно соединенным с формирователем импульсов и первым счетчиком импульсов, задатчик вида грунта, соединенный выходом с другим входом блока моделирования движения транспортного средства, третий вход которого соединен с выходом первого блока памяти, первый, второй и третий входы которого соединены соответственно с одним из выходов задатчика вида грунта, выходом второго счетчика импульсов и первым выходом переключателя режима работы, второй и третий выхо„„SU,„, 1363347 А ды которого соединены соответственно с одним из входов второго блока памяти и входом второго счетчика импульсов, включенного между первым и вторым блоками памяти, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности обучения, оно снабжено подключенным выходом к другому входу второго блока памяти блоком коммутации и подключенным к одному его входу задатчиком количества кадров, при этом другой и третий входы блока коммутации соединены соответственно с выходом первого счетчика импульсов и с четвертым выходом переключателя режимов работы.

2, Устройство по п.l, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок коммутации содержит элемент ИЛИ, выход которого является выходом блока, ключевые элементы, соединенные выходами с входами элемента ИЛИ, и

Ъ элемент НЕ, выход которого подключен к одному из входов одного ключевого элемента, другой вход которого является вторым входом блока, а вход элемента HE является третьим входом блока и объединен с одним иэ входов другого ключевого элемента, другой вход которого является вторым входом блока.

1163347

Изобретение относится к тренажерам, а именно к тренажерам для обучения операторов вождению транспортных средств, и, в частности, может быть использовано в тренажерах водителей автотранспортных средств при обучении вождению автомобилей на марш. рутах, имеющих участки с различными видами дорожного покрытия.

Известно устройство для обучения вождению транспортного средства, содержащее кабину с органами управления, датчики положения которых соединены с одним из входов блока моделирования движения. транспоруного средст-15 ва, выход которого связан через регулятор скорости с механизмом протяжки ленты кинопроектора, снабженного датчиком количества кадров, последовательно соединенным с формирователем импульсов и первым счетчиком импульсов, задатчик вида грунта, соединенный выходом с другим входом блока моделирования движения транспортного средства, третий вход которого соединен с выходом первого блока памяти, первый, второй и третий входы которого соединены соответственно с одним из выходов задатчика грунта, выходом второго счетчика импульсов и первым 30 выходом переключателя режима работы, второй и третий выходы которого соединены соответственно с одним из входов второго блока памяти и входом второго счетчика импульсов, вклю- З5 ченного между первым и вторым блоками памяти 1.1) .

Нсдостатком известного устройства является большая трудоемкость работ по подготовке тренажера к работе при yg смене фильма или программы обуче-ния на том же фильме. Для проведения указанных операций при программировании необходимо каждый раз просматривать фильм, что снижает эф- 45 фективность тренажера.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для обучения вож- 50 дению транспортного средства, содержащее кабину с органами управления, датчики положения которых соединены с одним из входов блока моделирования движения транспортного средства, 55 выход которого связан через регулятор скорости с механизмом протяжки ленты кинопроектора, снабженного датчиком количества кадров, последовательно соединенные с формирователем импульсов и первым счетчиком импульсов, задатчик вида грунта, соединенный выходом с другим входом блока моделирования движения транспортного средства, третий вход которого соединен с выходом первого блока памяти, первый, второй и.третий входы которого соединены соответственно с одним из выходов задатчика вида грунта, выходом второго счетчика импульсов и первым выходом переключателя режима работы, второй и третий выходы которого соединены соответственно с одним из входов второго блока памяти и входов s;""орого счетчика импульсов, включенного между первым и вторым блоками памяти, снабжено подключенным выходом к другому входу второго блока памяти блоком коммутации и подключенным к одному его входу задатчиком количества кадров, при этом другой и третий входы блока коммутации соединены соответственно с выходом первого счетчика импульсов и с четвертым выходом переключателя режимов работы.

Кроме того, блок коммутации содержит элемент ИЛИ, выход которого является выходом блока, ключевые элементы, соединенные выходами с входами элемента ИЛИ, и элемент НЕ выход которого подключен к одному из-входов одного ключевого элемента, другой вход которого является вторым входом блока, а вход элемента НЕ является третьим входом блока и объединен с одним из входов другого ключевого элемента, другой вход которого является вторым входом блока.

На фиг, 1 представлена структурная схема устройства; на фиг.2функциональная схема блока коммутации; на фиг. 3 - функциональная схема задатчика.вида грунта; на фиг.4схема блока моделирования движения транспортного средства.

Устройство содержит датчики 1 положения органов управления в кабине, соединенные с одним входом блока 2 моделирования движения транс. портного средства, выход .которого через регулятор 3 скорости связан с механизмом протяжки ленты кинопроектора 4 с экраном 5 перед ним.

1163347

Еинопроектор 4 снабжен датчиком 6 количества кадров, последовательно соединенным с формирователем 7 им- пульсон и счетчиком 8 импульсов, выход которого соединен с одним из входов блока 9 коммутации, другой вход которого соединен с задатчиком 10 количества кадров, а третийс одним выходом переключателя 11 режима работы, другой выход которого соединен с одним из выходов блока 12 памяти, третий - с входом счет чика 13 импульсов, а четвертый — с одним иэ входов блока 14 памяти, дру. гой вход которого соединен с одним выходом задатчика 15, другой выход которого соединен с входом переключателя 11, а выходы задатчика 15 и блока 14 памяти подключены соответственно к другому и третьему входам блока 2.

Блок 9 коммутации (фиг.21 содержит элемент ИЛИ 16, подключенные к его входам ключевые элементы 17 и 18 и элемент НЕ 19, подключенный к одному входу элемента 17.

Задатчик 15 грунта (фиг.3) содержит переключатель 20 вида грунта,. подключенный к шифратору 21, последовательно соединенную кнопку 22 управления включением и формирователь 23 импульсов, выход которого и выход шифратора 21 соединены с входами элемента И 24, Блок 2 !фиг.4) выполнен на аналого-цифровом преобразователе 25, регистре 26 сдвига и подключенном к их выходам сумматоре 27.

Устройство работает следующим образом.

Инструктор устанавливает переключатель ll в положение "Программи.— рование". При этом сигнал с одного из выходов переключателя 11 поступает на вход блока 9 коммутации, который включается в режим коммутации сигналов эадатчика 10 количества кадров. Ориентируясь по программе для данного фильма, инструктор, находясь в кабине. набирает при помощи эадатчика 10 количества кадров номер кадра фильма, который в виде кода поступает на блок 9, выбирает вид грунта и выключает задатчик 15 вида грунта, С выхода задатчика 15 сигнал в виде кода поступает на вто-. рой вход блока 12 памяти и на вход блока 2, где в зависимости от кода

t0 !

55 грунта формируются характеристики грунта, влияющие на динамику движения транспортного средства. С выхода задатчика !5 сигнал о его включении поступает на переключатель 11 режимов работы, где преобразуется н сигналы, необходимые для работы счетчика 13 и блоков 12 и 14 памяти. С выхода переключателя ll сигналы поступают на второй вход блока 12 памяти, разрешая ему запоминать номер кадра, поступающего с задатчика 10, на вход счетчика 13, определяющего код ячейки памяти в блоке 14 памяти, и на вход блока 14, разрешая запомнить код вида грунта.

Таким образом, набирая поочеред- но при помощи задатчика 10 номер кадра фильма и.включая соответствующий ему вид грунта с помощью задатчика 15, производится программирование всего фильма.

По окончании программирования инструктор устанавливает переключатель ll в положение "Работа".

В режиме "Работа на выходе .перек. лючателя 11 формируются сигналы, поступающие на входы блока 12 памяти и блока 14 памяти, разрешая считывание запрограммированной информации из этих блоков, а также на блок 9 коммутации, переключая его на режим коммутации сигналов счетчика 8.

Во время обучения,водителя включается протяжка киноленты в кинопроекторе 4. Изображение, заснятое на киноленте, проецируется на экран 5.

При перемещении киноленты в кинопроекторе 4 н датчике 6 количества кадров формируется сигнал, пропорциональный определенному количеству кадров. Этот сигнал поступает в формирователь 7 импульсов, который преобразует входной сигнал н импульс определенной формы, необходимый для работы счетчика 8 импульсон, с ныхода которого сигнал в виде кода номера импульса поступает через блок 9 коммутации на вход блока 12 памяти. При совпадении номера импульса со счетчика 8 с номером импульса, запрограммированным в блоке 12 памяти, формируется сигнал, который поступает на вход счетчика 13, который выбирает номер sanpo> раммированной ячейки памяти в бло-. ке 14 памяти. С выхода блока 14 сиг1163347 нал в виде кода грунта поступает на вход блока 2, на выходе которого

s зависимости от положения .органов управления, на которые воздействует обучаемый водитель, и от кода грунта формируется сигнал, пропорциональный скорости движения автомобиля. Сформированный сигнал с выл ода блока 2 через регулятор 3 скорости воздействует на кинопроектор 4, обеспечивая нужную скорость протяжки киноленты.

Режим "Работа" для данного фильма может повторяться многократно.

При смене фильма или для изменения программ обучения на том же фильме программирование выполняется вновь.

Предлагаемое устройство является более эффективным по сравнению с известными. Если в известных устройствах время программирования складывается иэ времени просмотра фильма, равного времени, затрачиваемому на производство тренажа, и времени перемотки фильма к начальным условиям, то в данном устройстве этого нет.

Здесь время программирования складывается из времени, затрачиваемого на набор при помощи органов управления задатчика количества кадров нужного количества кадров и записи

16 его в блоки памяти при помощи органов управления эадатчика вида грунта. Даже в случае, когда время, затрачиваемое на программирование в предлагаемом устройстве, равно времени, затрачиваемому на перемотку фильма в известном, экономия времени будет равна времени проведения обучения, что увеличит эффективность тренажера в два раза, т ° е. позволит увеличить количество обучаемых водителей транспортного средства за то же время не менее чем в два раза.

1163347

Фиг. 3

Фиа0

Составитель Г.Корнева

Техред Т.Фанта

Редактор В.Петраш

Корректор Е.,Сирохман

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4

Заказ 410б/49 Тираж 452 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Устройство для обучения вождению транспортного средства Устройство для обучения вождению транспортного средства Устройство для обучения вождению транспортного средства Устройство для обучения вождению транспортного средства Устройство для обучения вождению транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх