Магнитоупругий датчик крутящего момента

 

МАГКИТОУПРУГИЙ ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА, содержащий ферромагнитный вал и неподвижную кольцевую электромагнитную систему с обмоткой возбуждения и измерительной обмоткой, состоящей из двух секций, соединенных последовательно-встречно , отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности измерения знакопеременного крутящего момента, в него введена размещенная на валу и концентрично ему обмотка, состоящая из двух секций с противоположными направлениями навивки, каждая из которых электрически замкнута на участок вала, расположенньй под соответствующей секцией измерительной обмотки, при этом обмотка возбуждения выполнена из двух-последовательно и согласно соединенных секций, размещенных напротив соответствующих секций измериS тельной обмотки. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

4 A (5l)4 G 01 L 3/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ .К СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

tlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3699292/24-10 (22) 08.02.84 (46) 07.10.85. Бюл. И 37 (72) В.П.Миловзоров, 10.Е.Наршунов, В.С.Масленников и Г.А.Исаев (53) 531.781(088.8) (56) 1. Гинзбург В.Б. Магнитоупругие датчики. M. Энергия, с. 53-55, рис. 28.

2. Там же, стр. 57-59, рис. 31 прототип. (54)(57) МАГНИТОУПРУГИЙ ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА, содержащий Аерромагнитный вал и неподвижную кольцевую электромагнитную систему с обмоткой возбуждения и измерительной обмоткой, состоящей из двух секций, соединенных последовательно-встречно, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности измерения знакопеременного крутящего момента, в него введена размещенная на валу и концентрично ему обмотка, состоящая из двух секций с противоположными направлениями навивки, каждая из которых электрически замкнута на участок вала, расс положенный под соответствующей секцией измерительной обмотки, при этом обмотка возбуждения выполнена из двух последовательно и согласно соединенных секций, размещенных напротив соответствующих секций измерительной обмотки.

1183а44

Изобретение относится к измери-. тельной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента.

Известный магнитоупругий датчик крутящего момента, содержащий упругий вал и кольцевую электромагнитную систему с явно выраженными полюсами, не обеспечивает требуемой точности измерения из за зависимос-ти выходного сигнала ат угла поворота и частоты вращения вала 1).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является магнитоупругий датчик крутящего момента, содержащий ферромагнитный вал и неподвижную кольцевую электромагнитную систему с обмоткой возбутчения и измерительной обмоткой, состоящей 29 из двух секций, соединенных последовательно-встречно P2 ).

Недостатком этого датчика является то, что он не обладает чувствительностью к изменению знака крутящего момента.

Целью изобретения является обеспечение возможности измерения знакопеременного крутящего момента.

Указанная цель достигается тем, 39 что в магнитоупругам датчике крутящего момента, содержащем ферромагнит" ный вал и непадвижну о кольцевую электромагнитную систему с обмоткой возбуждения и измерительной обмоткой,35 состоящей из двух секций, соединенных последовательно-встречйо, введена размещенная на валу и канцентрично ему обмотка, состоящая из двух секций с противоположными направле- 40 ниями навивки, каждая из которых электрически замкнута на участок вала, расположенный под соответствующей секцией измерительной обмотки,. при этом обмотка возбуждения выполнена из двух последовательно и согласно соединенных секций, размещенных напротив соответствующих секций измерительной обмотки.

На фиг. 1 представлена конструкция предлагаемого датчика, на фиг.2изменение магнитной индукции в поверхностном слое вала.

Магнитоупругий датчик крутящего момента содержит ферромагнитный вал 1, на котором размещена концентричная ему обмотка, состоящая из двух секций 20I и 25 . Секции 2д и

2Б имеют равное количество витков и взаимно противоположное направление намотки. Начала и концы секций

2с1 и 2 6 электрически присоединены например, припаяны или приварены к участкам вала, находящимся под двумя секциями измерительной обмотки ЗФ и 3 F неподвижной кольцевой электромагнитной системы. Секции измерительной обмотки соединены последовательно-встречно. Обмотка возбуждения также состоит из двух одинаковых секций 4а и 46, включенных последовательно и согласно.

Обмотки возбуждения и измерительная заключены в цилиндрический экран-магнитопровод 5. С целью. уменьшения сопротивления магнитной цепи и снюкения, таким образом, величины тока возбуждения, а также ограничения потоков рассеяния по торцам каждой секции обмотки возбуждения установлены ферромагнитные шайбы 6.

Датчик работает следующим образом.

При включении обмотки возбуждения в цепь переменного тока в секциях . обмотки 2а и 26 наводятся ЭДС. По участкам вала, на которые замкнуты секции 2 а и 26, протекают при этом токи Т1 и Гр, направленные встречно. Токи и 2 создают в поверхностном слое вала циркулярные состав. ляющие индукции Вс„и Вс (фиг.2) .

Одновременно обмотка возбуждения создает на этих же участках вала осевые составляющие индукции В и В р .

Результирующая магнитная индукция может быть представлена как геометрическая сумма циркуляционной и осевой составляющих В > =В р„+ В с под секциями 2 и 35 и В2 = В р + Вс под секциями 2 р и 35 . Обозначим действующее значение ЭДС„ наводимой в секции измерительной обмотки 34, через

Е, а в секции 3 р через Еg Оче- 1 т н щно, что при равенстве Вр =В о2 и одинаковом числе витков в секциях

Зм и 3 р ЭДС Е и Е будут равны.

Прилаженный крутящий момент М создает в материале вала механические напряжения растяжения 6 и сжатия 4с(фиг.2), направленные под углом +45 к аси вала. У материалов с положительной магнитострикцией„ к которым относится большинство углеродистых сталей, магнитная проницаемость в направлении 6> увеличивается, а в направлении 6 уменьшается.

Составитель Г.Целибеев

Редактор Т.Кугрышева Техред С.Мигунова Корректор М. Поко

Заказ 6262/42 Тираж 896 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 11

Это вызывает поворот составляющих векторов индукц В01у В02 Вач и ВС2 на некоторый угол в направлении bq .

Новые положения векторов показаны на фиг.2 пунктиром, а в обозначениях векторов добавлены штрихи. На фиг.2 видно, что под воздействием М вектор ! индукции В„ увеличивается, а  — уменьшается. Это приводит к увеличению ЭДС Е, и уменьшению ЭДС Е . Разность (Е - К ) пропорциональна величине крутящего момента М к в пределах, определяемых магнитоупругими свойствами вала.

Если приложенный момент М изменит направление (знак), то .векторы

83844 ф

6 и Д поменяются местами. Выполнив построения, аналогичные приведенным на фиг.2, можно видеть что при этом увеличится Е>, в то время как

Е уменьшится.

Использование в датчике размещенной на валу обмотки, выполненной в виде двух секций с противоположtp ным направлением навивки, каждая из которых электрически замкнута на соответствующий участок вала, и выполнение обмотки возбуждения в виде двух секций, соединенных последовательно-встречно, позволит измерять знакопеременный крутящий момент.

Магнитоупругий датчик крутящего момента Магнитоупругий датчик крутящего момента Магнитоупругий датчик крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх