Устройство управления механизмом переключения передач

 

1. УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ, МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ, содержащее рычаг, шарнирно установленный в корпусе, нижним концом связанный с пазами штоков вилки, а средней частью помещенный в вырез кулисы, установленной в корпусе, и фиксирующий механизм, отличающееся тем, что, с целью / С// f.: повышения надежности устройства, кулис жестко закреплена в корпусе , в центре кулисы выполнен вырез в виде двух пазов Н-образной формы, расположенных взаимно перпендикулярно и имеющих общий центр симметрии, в центральной части выреза размещен рычаг, а в боковых частях выреза установлены планки, каждая из которых подпружинена относит ьно кулисы в направлении к рычагу. 2. Устройство по п. 1, о т л и чающееся тем, что в каждой из планок выполнены сквозные по§ перечные пазы, в которых одним концом закреплены пружины, упирающиеся в пазы выреза.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)4 В 60 К 20/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1

М АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬГТИЙ (21) 3565903/27-11

{22) 18.03.83 (46) 15.10.85. Бюл. В 38 (72) А.В. Романчук и Г.Э. Ионтель (7l) Волжское объединение по произ. водству легковых автомобилей (53) 629.)13.585(088.8) (56) Патент США У 3866488, кл. 74-475, 1975. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ

МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ, содержащее рычаг, шарнирно установ- ленный в корпусе, нижним концом связанный с пазами штоков вилки, а средней частью помещенный в вырез кулисы, установленной в корпусе, и фиксирующий механизм, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью

„„SU„„3 184704 A повышения надежности устройства, кулиса жестко закреплена в корпусе, в центре кулисы выполнен вы« реэ в виде двух пазов Н-образной формы, расположенных взаимно перпендикулярно и имеющих общий центр симметрии, в центральной части выреза размещен рычаг, а в боковых частях выреза установлены планки, каждая из которых подпружинена относительно кулисы в направлении к рычагу.

2.-Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что в каждой из планок выполнены сквозные поперечные пазы, в которых одним концом закреплены пружины, упирающиеся в пазы выреза.

1! 84704

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частнос. ти к автомобильным механическим коробкам скоростей с ручным переключением передач.

Цель изготовления — повышение надежности устройства °

На фиг. 1 показано взаимодействие рычага со штоками переключе10 ния; на фиг. 2 — взаимное положение рычага направляющих планок и пружин; на фиг . 3 — сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 — взаимное положение рычага в направляющих планок при включенных передачах; на фиг. 5

15 вариант конструкции с пластинчатыми пружинами.

Предложенный механизм включает рычаг 1 переключения, установленный в шаровую опору 2, которая крепится вместе с корпусом 3 к задней крышке 4 коробки передач (см. фиг. 1) штоки 5, 6 и 7, в поперечные пазы которых. избирательно заходит сред25 няя часть 8 с головкой 9 рычага при выборе передач (см, фиг,, 2)„ вилки переключения (показан только шток

5 передачи и заднего хода); направляющие планки 10 и 11, каждая из ко-. торых подпружинена в направлении вы- ЗО бора передач двумя цилиндрическими пружинами 12 (см. фиг. 3). В данной конструкции все пружины одинаковы.

В варианте с пластинчатыми пружина" ми (см, фиг. 5) планки подпруЖине- 35 ны одной пружиной каждая.

Планки 10 и 11 установлены в .окнах 13 и 14 кулисы 15 и в нейтральном положении рычага поджаты пружинами к выступам 16 и 17. Пружины . 40 располагаются перпендикулярно продольной оси планок 10 и 11 и входят одним концом в пазы IS, 19., выполненные в планках, другим — в пазы

20 и 21, выполненные в кулисе 15 45 (фиг. 3). Направляющие планки и пру жины сверху и снизу закрыты специальными плоскими шайбами 22 и 23 для предотвращения перекосов и выпаданий из пазов пластины (см. фиг.2) 5G

Дпя облегчения перемещения между шайбами планки выполнены цилиндри- ческими. Диаметр планок такой же, как и наружный диаметр пружин. Высота кулисы 15 также определяется 55 диаметром пружин и больше их только на величину зазора, необходимого для перемещения планок между шайбами 22 и 23 без заклинивания. Для фиксации и блокировки штоков применены типовые шариковые фиксаторы и блокировочные сухари (не показаны).

Механизм работает следующим образом.

При переключении передач рычаг 1 вращается в шаровой опоре 2 и средняя его часть 8 вместе с головкой 9 движется в направлениях, указанных стрелками (фиг.1,перемещая голдзкой 9 штоки 5, 6 и 7 вместе с вилками для включения нужной передачи, Когда йереключаются передачи непосредственно нейтрали без выбора передач (в данной схеме переключения это

3-я и 4-я передачи, средняя часть

8 движется вдоль направляющих планок 10 и 11. Пружины в работу не вступают, Зазор между рычагом и планками минимален, обусловлен только разностью диаметра средней части рычага и шириной выступов 16 и 17.

При выборе передач рычаг 1 поворачивается в шаровой. опоре в плоскости, перпендикулярной повороту его при переключении передач, и головкой 9 заходит в поперечный паэ штока 6 или 7 (фиг. 2 пунктиром), перемещая при этом средней частью 8 либо планку 10, либо планку 11 в пределах ширины окон 13 или 14 до упора планок в стенки 24, или 25 (фиг. 2, 3, пунктиром . Пружины 12 планки, которая в данный момент перемещается, сжимаются, противоположная планка неподвижна. При этом усилие со стороны рычага к планке приложено примерно по центру между линиями действия на планку усилий со стороны гружин. Возможно небольшое смещение в сторону одной пружины.

Когда после выбора передача включается, рычаг под действием усилия пружин несколько смещается в сторону нейтрали (отмечено "Н") в пределах зазора $ между головкой 9 и штоком., соседним с включенным. Для данной схемы переключения таким штоком при включении всех передач, кроме

3-1 и 4-й, является шток 5.

Когда рычаг 1 u его средняя часть

8 отходит в сторону нейтрали между стенкой 24 и планкой 20 (или стенкой 25 и планкой 11) образуется зазор. Поскольку при включенной передаче точка контакта средней части 8 рычага и планки значительно смеща1 ) 84704 ется в сторону одной иэ пружин, про-, исходит перераспределение усилий пру жин: одна из них действует на планку на большем плече, чем вторая. За счет этого планка перекашивается и становится под углом юа к продольной оси штока или направлению переключения передач (фиг. 4). Благодаря этому углу образуется осевое усилие, действующее со стороны, планки на рычаг и направленное, в дополнение к фиксаторам штоков, против самовыключения передачи, что повышает на-дежность механизма переключения.

На фиг. 4 показано образование такого усилия только для 2-й и 5-й передач. Аналогично образуются они для 1-й и задней передачи.

После выключения передачи, когда рычаг становится на линию нейтрали и его головка 9 иа линию пазов штоков, пружины, разжимаясь, через планку возвращают рычаг в нейтральное положение до упора в противоположную планку и фиксирует его там. Так как планка обладает малой инерционной массой и не ограничена в своих .перемещениях в направлении выбора в пределах окон !3 и 14, то она не мешает перемещать рычаг переключения передач диагонально при переключении со 2-й на 3-ю и обратно с 4-й на 5-ю и обрат. но передачи, что способствует ловышению скорости и удобства переключения передач.

Подпружинивание обеих планок

1р двумя пружинами позволяет каждую из пружин сделать меньше по размерам, чем в конструкции с плунжерои; в который устанавливается одна пружина, за счет этого механизм по15 лучается компактным по высоте. Кроме того, две пружины позволяют получить усилие, необходимое для возврата рычага в нейтраль и фиксации его там, приложенное к рычагу

2р близко от центра вращения, тем самым освобождая место в районе головки

9 рычага,, необходимое для размещения других деталей.

На фиг. 5 изображен вариант

25 конструкции с двумя пластинчатыми пружинами 26 вместо 4-х цилиндрических, ! 184704

1184704

Фью 5

Составитель Н. Николаева

Редактор А. Долинич Техред Т.Фанта Корректор И. Иуска

Заказ 6314/13 Тираж 649 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал 1ПП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство управления механизмом переключения передач Устройство управления механизмом переключения передач Устройство управления механизмом переключения передач Устройство управления механизмом переключения передач Устройство управления механизмом переключения передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания механизма управления коробкой перемены передач инвалидами при наличии дистанционного привода

Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и в частности к системам управления строительно-дорожных машин с гидрообъемным приводом

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к строительным машинам типа одноковшовых экскаваторов

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач, и может быть использовано в конструкции механизма выбора передач с устройством блокировки включения задней передачи

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в транспортных средствах, на шасси которых установлены ходоуменьшители

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к коробкам передач транспортных средств
Наверх