Втулка подшипника скольжения

 

(19)SU(11)1189170(13)A1(51)  МПК 6    F16C33/04, F04D29/04(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯк авторскому свидетельствуСтатус: по данным на 17.01.2013 - прекратил действиеПошлина:

(54) ВТУЛКА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях насосов. Целью изобретения является повышение надежности работы подшипника путем улучшения его смазки и уменьшения расхода смазочной жидкости. На фиг. 1 изображен насос с установленной в нем втулкой опоры скольжения; на фиг. 2 - продольный разрез втулки; на фиг. 3 - вид по стрелке А на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 2. Втулка подшипника скольжения содержит торцовые поверхности 1, 2, одна из которых ( втулка 1) выполнена упорной с радиальными смазочными канавками 3, и опорную цилиндрическую поверхность 4 со смазочными канавками 5, входы 6, 7 в которые расположены на торцовых поверхностях 1, 2, причем входы 6 смазочных канавок 5, расположенные на упорной торцовой поверхности 1, сообщены с радиальными канавками 3, а количество радиальных канавок 3 равно количеству канавок на цилиндрической поверхности 4 втулки. Смазочные канавки 3, 5 выполнены несквозными с входами, расположенными попеременно на противоположных торцах 1, 2 втулки у канавок 5 на цилиндрической поверхности 4 и на наружном и внутреннем диаметре упорной поверхности 1 у радиальных канавок 3, при этом соседние канавки с противоположно расположенными входами выполнены с взаимным перекрытием по длине. Устройство работает следующим образом. При работе насоса жидкость, перекачиваемая насосом, циркулирует по смазочным канавкам 3, 5. При этом жидкость подается на входы 7 канавок 5 из напорной полости насоса, проходит по ним, продавливается через зазор между втулкой и валом в соседнюю канавку 5 и направляется к входам 6. Так как входы 6 сообщены с радиальными канавками 3 на упорной торцовой поверхности 1, жидкость проходит из канавок 5 в канавки 3 и смазывает упорную поверхность 1. При этом так как радиальные канавки 3, также как и канавки 5, начинаются с разных сторон, т.е. выполнены несквозными, жидкость перетекает в соседние канавки по зазору в подшипнике, гарантированно омывая тем самым всю рабочую торцовую поверхность 1. Такой путь смазывающей жидкости обеспечивает образование сплошной без разрывов жидкостной пленки на всех трущихся поверхностях (поверхность 1 и цилиндрическая поверхность 4) и практически исключает непосредственный контакт между вращающимися и неподвижными деталями. Кроме того, выполнение смазочных канавок несквозными, но с взаимным перекрытием по длине, обеспечивает высокое гидравлическое сопротивление для протекания смазочной жидкости, что приводит к снижению ее расхода, причем при этом смазка подшипника не ухудшается, а улучшается за счет гарантированного смазывания всех участков рабочих поверхностей подшипника скольжения. Снижение же расхода жидкости на смазку подшипника повышает КПД насоса и улучшает его самовсасывающую способность.

Формула изобретения

ВТУЛКА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая торцовые поверхности, одна из которых выполнена упорной с радиальными смазочными канавками, и опорную цилиндрическую поверхность со смазочными канавками, входы в которые расположены на торцовых поверхностях, причем входы смазочных канавок, расположенные на упорной торцовой поверхности, сообщены с радиальными канавками, а количество радиальных канавок равно количеству канавок на цилиндрической поверхности втулки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы подшипника путем улучшения его смазки и уменьшения расхода смазочной жидкости, смазочные канавки выполнены несквозными с входами, расположенными попеременно на противоположных торцах втулки у канавок на цилиндрической поверхности и на наружном и внутреннем диаметре упорной поверхности у радиальных канавок, при этом соседние канавки с противоположно расположенными входами выполнены с взаимным перекрытием по длине.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 03.03.1995

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2002

Извещение опубликовано: 27.12.2002        




 

Похожие патенты:

Опора вала // 1173072

Изобретение относится к области разгрузки ротора насосных агрегатов от осевых сил и может быть использовано в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей для улучшения разгрузки ротора
Наверх