Подшипниковый узел скольжения

 

О П И С А Н И Е ()903603

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.07.80 (21) 2956333/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 07.02.82. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 17.02.82 (51) М. Кл.

F 16 С 33/04

Государстееииый конитет (53) УДК 621.822..5 (088.8) па делан изобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения

В. И. Игольников, P. М. Матвеевский и А.

Челябинский политехнический институт и (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин, работающих в условиях тяжел ых нагрузок.

Известен подшипник скольжения, содержащий вал и корпус с размещенным в его углублении подпружиненным смазочным вкладышем (1) .

Однако для такого, подшипника характерна недостаточная эффективность смазки трущихся поверхностей.

Кроме того, этому изобретению в значительной мере присущ недостаток многих подшипниковых узлов с твердой смазкой.

При вращении вала на его поверхности, покрытой смазкой, в результате трения об опорную поверхность, имеющую незначительные неровности, образуется микрорельеф в виде кольцевых рисок. Этот микрорельеф при трении вкладыша о вал полностью им копируется. Граничные контактирующие между собой слои смазки на вапу и вкладыше, имеющие одинаковый профиль, начинают скользить друг по другу и перенос смазки практически прекращается, что также отрицательно сказывается на долговечности узла.

Цель изобретения — повышение долговечности подшипникового узла за счет улучшения смазывания.

Поставленная цель достигается тем, что вал выполнен с наклонной кольцевой каs навкой, а узел снабжен охватывающей смазочный вкладыш обоймой, один из торцов которой размещен в наклонной кольцевой канавке вала.

Такое выполнение узла скольжения обеспечивает постоянный контакт вкладыша со смазываемой поверхностью вала, а наличие выступа у обоймы, входящего в наклонную кольцевую канавку на валу, обеспечивает осевое возвратно-поступательное перемещение смазочного вкладыша по валу, что позволяет разрушать одинаковый микрорельеф слоев мазки вала и контактирующего с ним смазочного вкладыша.

Это обеспечивает высокое качество смазки и повышает тем самым долговечность узла.

На фиг. 1 изображен подшипниковый узел скольжения с твердой смазкой, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.

903603

Формула изобретения

Составитель Б.Моисеева

Редактор Л. Гратилло Texред А. Бойкас Корректор А. Дзятко

3а к аз 71/17 Тираж 797 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство (фиг. 1 и 2) содержит корпус 1, охватывающий вал 2, смазочный вкладыш 3, размещенный в углублении 4 корпуса 1, обойму 5 с упругим элементом в виде плоской пружины 6 для поджатия смазочного вкладыша 3 к валу 2. Плоская пружина 6 поджата к смазочному вкладышу 3 регулировочным винтом 7, установленным в крышке 8. Выступ 9 обоймы 5 входит в направляющую наклонную кольцевую канавку 10, выполненную на валу 2. Крышка

8 зафиксирована на корпусе 1 винтами 11.

Устройство работает следующим образом

Вал 2, вращаясь, снимает слой смазки с поджатого к нему плоской пружиной 6 смазочного вкладыша 3.

Выступ 9 обоймы 5, входящей в канавку 10, перемещается по ней при вращении вала 2, задавая тем самым обойме 5 со смазочным вкладышем 3 возвратно-поступательное перемещение по валу 2 в осевом направлении.

В процессе вращения вала 2, на распределившейся по поверхности трения вала 2 смазке, контактирующей с внутренней по верхностью корпуса 1, образуется свой микрорельеф (фиг. 3) в виде кольцевых рисок.

Этот микрорельеф периодически разрушается за счет осевого возвратно-поступательного перемещения смазочного вкладыша 3 по валу 2.

Использование предлагаемого изобретения обеспечивает улучшение смазывания за счет равномерности и постоянной обновляемости слоя смазки, что в свою очередь положительно сказывается на долговечности подшипникового узла с твердой смазкой.

Подшипниковый узел скольжения, содержащий вал, корпус с углублением и установленный в нем подпружиненный смазочный вкладыш, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности узла, вал выполнен с наклонной кольцевой канавкой, а узел снабжен охватывающей смазочный вкладыш обоймой, один из торцов которой размещен в наклонной кольцевой ка навке вала. зе

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Воронков Б. Д. Подшипники сухого трения. «Машиностроение», 1979, с. 49 (прототип).

Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для самосмазывающихся подшипников скольжения

Изобретение относится к узлам машин

Изобретение относится к радиальным подшипникам скольжения, преимущественно тяжелонагруженным и высокоскоростным, в частности к опорным подшипникам роторов паровых и газовых турбин, а объектом изобретения является вкладыш подшипника

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для снижения трения в подшипниках

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения

Изобретение относится к порошковой металлургии

Изобретение относится к наполненным полимерным композициям на основе тканого армирующего материала термореактивного полимерного связующего и может быть использовано для изготовления подшипников

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к двигателестроению
Наверх