Статор электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение эксплуатационной надежности и упрощение статора электрической машины. Статор содержит магнитопровод с пазами, в которых размещена обмотка, закрепленная Посредством клиньев, зафиксированных с торцов стопорными кольцами, имеющими выступы . Выполнение в данном случае стопорных колец в виде волнообраз-ной ленты или гребенки обеспечивает простоту их конструкции,.так как они представляют собой упрощенной формы цельную деталь, а размещение выступов этих колец в полостях лобовых частей обмотки надежно фиксцрует клинья в пазах магнитопровода 3 и.создает жесткость и монолитность лобовых частей обмотки. 1з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК . (д) Н 02 К 3/48 еч е ч

Ц/

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬ1ТИЙ с (21) 3510202/24-07 (22) 10.11.82 (46) 30.12.85. Бюл. N- 48 (71),Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт Производственного обьепинения "Кузбассэлектромотор" (72) А.Я.Доронин (53) 621.313.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N- 723723, кл. Н 02 К 3/48, 1978.

Авторское свидетельство СССР

У.473259, кл. Н 02 К 3/48, 1971. (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, (57) Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение эксплуатационной надежности и упрощение статора электрической машины. Статор содержит магнитопровод с пазами, в .которых размещена обмотка, закрепленная посредством клиньев, зафиксированных с торцов стопорными кольцами, имеющими выступы. Выполнение в данном случае стопорных колец в виде волнообраз-.. ной ленты или гребенки обеспечивает простоту их конструкции,.так как бни представляют собой упрощенной формы цельную деталь, -а размещение выступов этих колец в полостях лобовых частей обмотки надежно фиксирует клинья в пазах магнитопровода а и.создает жесткость и монолитность лобовых частей обмотки. 1а.л. ф-лы, Q)

3 ил.

С:

1 1

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции статора электрической машины.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности и упрощение конструкции.

На фиг. 1 показана часть статора, поперечный разрез; на фиг.2 — часть стопорного кольца волнообразной формы; на фиг.З вЂ” часть стопорного кольца в виде гребенки.

Статор электрической машины содержит магнитопровод 1, в пазах 2 которого расположены секции 3 обмотки, укрепленные посредством клиньев 4. Клинья 4 фиксируются. в аксиальном направлении стопорными кольцами 5, выполненными с выступами 6, расположенными в полостях 7 лобовых частей обмотки между близлежащими ее секциями. Стопорные кольца 5 выполнены из упругого изоляционного магнитопроводного и/или/ теплопроводного материала (например, волокнистого, пропитанного магнитопроводной смолой) в виде волнообразной ленты 8, толщина которой не превышает высоты клиньев 4, а ширина - величины прямолинейной части секций 3, выступающей за пределы магнитопровода 1. Стопорные кольца 5 могут быть выполнены из аналогичного материала в виде гребенки 9. Шаг выступов стопорньм колец может быть равен или кратен зубцовому делению магнитопровода.

Стопорные кольца изготовляют путем формования непосредственно на обмотке или в специальных матрицах с последующей их встройкой в обмотку статора. После пропитки статора пропиточными лаками и последующей его сушки образуется единая монолитно-соединенная конструкция частей обмотки, Такая конструкция статора позволяет существенно повысить эксплуата ционную надежность обмотки, поскольку стопорные кольца с выступами, 201962 2 расположенными в полостях лобовых частей обмотки между близлежащими ее секциями, не только надежно фиксирует клинья в пазах магнитопрово5 да, но и создают жесткость и монолитность лобовых частей обмотки в области выхода секций из пазов, т.е. в наиболее уязвимых их местах, а также улучшают структуру магнитного

10 и теплового полей в этих областях, что положительно влияет на характеристики машины.

Выполнение стопорных колец в виде волнообразной ленты или гребенки

15 обеспечивает простоту их конструкции, технологичность при изготовлении и использовании, поскольку они представляют собой упрощенной формы цельную деталь. Этому также

20 способствует принятие кратности шага выступов-стопорных колец относительно зубцового деления магнитопровода больше единицы.

Таким образом, изобретение поэво25 ляет повысить эксплуатационную надежность обмотки, снизить трудоем- кость ее изготовления и улучшить теплоэнергетические характеристики машины.

Формула из обре те ния

1, Статор электрической машины, содержащий магнитопровод с пазами, 5 В которых размещена обмотка, закрепленная посредством клиньев, зафиксированных с торцов в аксиальном направлении стопорными кольцами, имеющими выступы, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности и упрощения конструкции, стопорные кольца выполнены из упругого материала, а выступы расположены между

45 секциями лобовых частей обмотки и сопряжены с ними.

2. Статор по п.1„ о т л и ч а— ю шийся тем, что шаг выступов стопорного кольца равен или кратен

50 зубцовому делению магнитопровода.

1201962

Составитель Ф.Подольская

Техред C.Èèãóíoâà Корректор Л.Патай

Редактор А.Лежнина

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 8101/56 Тираж 645 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к конструкции статоров электрических машин, в которых для крепления обмотки в открытых пазах магнитопровода используют клин и прокладки

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в динамоэлектрических машинах

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для изготовления обмоток, используемым для укладки проводников обмотки внутри открытых пазов роторов и статоров, преимущественно силовых электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к асинхронному сварочному генератору для ручной дуговой электросварки

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения якорей быстроходных электродвигателей с принудительным обдувом воздуха

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх