Механизм выключения сцепления и способ его монтажа

 

1. Механизм выключения сцепления , содержащий корпус, выжимной подшипник, осевую направляющую в виде втулки с размещенным на ее конце фланцем с опорной поверхностью и шарнирно закрепленную относительно корпуса вилку управления в виде рычага и жестко связанной с ним концевой детали с диаметрально расположенными на расстоянии один от другого на торце в ее рабочей активной зоне опорными злементами и с открытым с конца боковым сквозным пазом С-образной формы, причем рычаг вилки управления закреплен на корпусе с возможностью перемещения при монтаже в окружном направлении, а втулка размещена в С-образном сквозном пазу концевой детали вилки, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий зксплуатации путем упрощения демонтажа и монтажа вилки управления в механизме, он снабжен распределительной деталью. шарнир вилки управления расположен на ней между ее рычагом и концевой деталью, на втулке с фланцем установлены выжимной подшипник и распределительная деталь, концевая деталь вилки управления установлена между выжимным подшипником и распределительной деталью с возможностью взаимодействия с этим подшипником посредством плоской опорной поверхности фланца втулки, .а вилка управления закреплена на корпусе свозможностью перемещения в плоскости перпендикулярной плоскости ее поворота, 2.Механизм поп.1, отличающ и и с я тем, что опорные элементы концевой детали вилки управления расположены на прямой, проходящей через ось шарнира этой вилки. 3.Механизм по п.1, отличающийся тем, что в средней части активной зоны концевой детали вилки управления между ее основными опорными элементами у опорной поверхности С-образного паза выполнен по меньшей мере один дополнитель.ный опорный элемент. 4.Механизм поп.1, отличающийся тем, что, он снабжён соединительными элементами, на распределительной детали выполнены два диаметрально расположенных цилиндрических выступа с гнездами под соединительные элементы, а на опорной поверхности фланца втулки выполнены две выемки под упомянутые цилиндрические выступы, причем каждый из последних размещен через один основной опорный элемент концевой детали вилки и установлен с СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СО»

РЕСПУБЛИК

„„SU „„12074 (y)y F 16 D 13/58 23/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К flATEHTY (21) 3453801/25-27 (22) 09. 06. 82 (31) 8111272 (32) 09. 06. 81 (33) ЕК (46) 23.01.86.Вюл. Р 3 (71) ВАЛЕО (FR) (72) Пьер Рено (ЕК) (53) 621-825.54(088,8) (56) Малаховский Я.Э., Лапин А.А, Сцепление. — M.: Машгиз, 1960, с.148, фиг.93.

Патент США У 2260770, кл.192-93, опублик.1941. (54) МЕХАНИЗМ ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ

И СПОСОБ EI 0 МОНТАЖА . (57) 1. Механизм выключения сцепления, содержащий корпус, выжимной подшипник, осевую направляющую в виде втулки с размещенным на ее конце фланцем с опорной поверхностью и шарнирно закрепленную относительно корпуса вилку управления в виде рычага и жестко связанной с ним концевой детали с диаметрально расположенными на расстоянии один от другого на торце в ее рабочей активной зоне опорными элементами и с открытым с конца боковым сквозным пазом С-образной формы, причем рычаг вилки управления закреплен на корпусе с возможностью перемещения при монтаже в окружном направлении, а втулка размещена в С-образном сквозном пазу концевой детали вилки, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации путем упрощения демонтажа и монтажа вилки управления в механизме, он снабжен распределительной деталью, шарнир вилки управления расположен на ней между ее рычагом и концевой деталью, на втулке с фланцем установлены выжимной подшипник и распределительная деталь, концевая деталь вилки управления установлена между выжимным подшипником и распределительной деталью с возможностью взаимодействия с этим подшипником посредством плоской опорной поверхности фланца втулки,,а вилка управления закреплена на корпусе с.возможностью перемещения в плоскости перпендикулярной плоскости ее поворота.

2. Механизм по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что опорные элементы концевой детали вилки управления расположены на прямой, проходящей через ось шарнира этой вилки.

3, Механизм по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что в средней части активной эоны концевой детали вилки управления между ее основными опорными элементами у опорной поверхности С-образного паза выполнен по меньшей мере один дополнительный опорный элемент °

4. Механизм по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что, он снабжен соединительными элементами, на распределительной детали выполнены два диаметрально расположенных цилиндрических выступа с гнездами под соединительные элементы, а на опор" ной поверхности фланца втулки выполнены две выемки под упомянутые цилиндрические выступы, причем каж дый из последних размещен через один основной опорный элемент коне цевой детали вилки и установлен с

1207403!

20 возможностью взаимодействия с выжимным подшипником посредством упомянутых выемок фланца втулки.

5. Механизм по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что распределительная деталь выполнена в виде крестообразной пластины.

6. Механизм по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что он снабжен пружиной, установленной в месте расположения рычага вилки управления с возможностью подпружинивания вилки управления к втулке с выжимным подшипником.

7. Механизм по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что шарнир вилки управления выполнен сферическим.

8. Механизм по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что упомянутый шарнир выполнен в виде поворотной оси и на ней с возможностью прямолинейного перемещения вдоль нее установлена вилка управления.

9. Способ монтажа механизма выключения сцепления, включающий размещение вилки управления внутри механизма выключения сцепления, закрепление ее

Изобретение относится к машиностроению, в частности к автомобилестроению, где используется в сцеплениях автомобиля.

Цель изобретения - улучшение условий эксплуатации путем упрощения демонтажа и монтажа вилки управления в механизме.

На фиг.1 изображен механизм выключения сцепления с вилкой сцепления, взаимодействующей с его выжимным подшипником, разрез; на:фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.З вЂ” разрез

Б-Б на фиг.1 на фиг.4 и 5 — вид B на фиг.1; на фиг.6 - -разрез Г-Г на фиг.4; на фиг.7 " то же, вариант исполнения; на фиг.8 — вилка сцепления предлагаемого механизма; на фиг.9 — разрез Д-Д на фиг.8; на фиг.10 -. вариант исполнения вилки сцепления и ее монтажа..

Механизм выключения сцеплением в основном состоит из выжимного подшарнира на смонтированном в корпусе кронштейне и введение С-образного паза активной эоны ее концевой де=-; тали в зацепление с втулкой, на: йбторой установлен выжимной подшипник, отличающийся тем, что, с целью упрощения монтажа путем исключения разборки всего узла, закрепление шарнира вилки управления на кронштейне корпуса выполняют в собранном механизме выключения сцепления, причем вилку управления располагают в стороне от плоскости ее последующего перемещения.

10. Способ по п.9, о т л и ч а юшийся тем, что зацепление с втулкой, на которой установлен выжимной подшипник, осуществляют путем ок, ружного перемещения вилки управления относительно ее шарнира.

11.. Способ по п.9, о т л и ч а юшийся тем, что зацепление с втулкой, на которой установлен выжимной подшипник, выполняют путем прямолинейного перемещений вилки управления относительно оси ее шарнира. шипника 1 и взаимодействующей с ним вилки 2 управления, содержащей шарнирную зону 3, относительно которой она поворачивается под действием рычага 4 управления этой вилки, и рабочую активную зону 5; выполненную на концевой детали этой вилки и посредством которой она действует на выжимной подшипник 1.

В варианте исполнения рычаг 4 управления (фиг.1-6) составляет единое целое с активной зоной 5, а вся вилка сцепления выполняется из одной заготовки путем штамповки. Вилка 2 управления имеет желобчатый поперечный профиль с дном 6 и двумя боковыми стенками 7.

Вилка 2 управления своей шарнирной зоной 3 крепится на кронштейне 8 (фиг.3), который в свою очередь крепится в корпусе 9 коробки скоростей (не показана). Для обеспечения поворо1207403 4

Для воздействия на опорную поверхность фланца 21 в двух диаметраль3 та вилкн сцепления на кронштейне выполнена шаровая пята 10.

Кронштейн 8 расположен внутри корпуса 9, а рычаг 4 управления вилки 2 управления выходит наружу из корпуса 9 через отверстие 11, предусмотренное для этого.

Шаровая пята представляет собой выпуклость 12 в дне 6, имеющая форму, аналогичную форме шаровой пяты

10. В этой выпуклости 12 выполнено отверстие 13 для прохода оси 14 кронштейна 8, которая на практике обычно представляет собой винт. На конце рычага 4 управления под дальнейшее его соединение выполнено отверстие 15 Вилка 2 управления установлена с возможностью перемещения относительно шаровой пяты 10 в окружном направлении и в прямолинейном. Последнее перемещение выполняется в плоскости, в которой лежит линия P т,е. в плоскости, перпендикулярной ее поворота.

Выжимной подшипник 1 содержит установленный на направляющей 16 подвижный элемент 17, с которым взаимодействует вилка 2 управления, и активный элемент 18, взаимодействующий с муфтой 19 сцепления (не показана).

Подвижный элемент 17 выжимного подшипника 1 содержит втулку 20, с расположенным на конце ее фланцем

21 с опорной поверхностью. Фланец

21 может представлять собой два диаметрально противоположных рычага 22

Активный элемент 18 выжимного подшипника 1 связан в осевом направлении с подвижным элементом 17 при помощи кожуха 23, находящегося в зацеплении с упором 24, смонтированном на втулке 20 этого подвижного элемента 17. При выполнении подшипника выключения сцепления в виде нажимного подшипника 1 его активный элемент 18 удлиняют и располагают на нем деталь 25. Кроме этого, концевая деталь вилки управления располагается между выжимным подшипником 1 и фланцем 21 втулки 20, охватывая последнюю.

10 !

20

Для этого активная зона 5 концевой детали вилки 2 управления выполнена открытой сбоку в направлении,: обозначенном стрелкой D (фиг.8), т.е ° выполнена со сквозным пазом

С-образной формы. но противоположных точках этого последнего активная зона 5 вилки

2 управления имеет две точки опоры

26, именуемые основными точками опоры, которые располагаются в активной осевой плоскости, обозначенной штрихпунктирной линией А (фиг.2) и параллельной плоскости поворота

Р рычага 4 управления. Кроме этого, они расположены на различных расстояниях от шарнирной зоны.

Каждая из основных тачек опоры

26 вилки 2 управления выполнена в виде бобышки сферической формы, полученной путем штамповки в дне 6.

Ось такой бобышки располагается в принципе в активной осевой плоскости А.

Однако с целью избежать последствии возможного отклонения этих бобышек относительно этой плоскости

А ось бобышки может быть несколько смещена в поперечном направлении

25 относительно этой плоскости в направлении, противоположном срединной части активной зоны 5. В та же время, на активной зоне 5 путем штамповки выполняется по меньшей мере одна дополнительная точка опоры 27, расположенная между основными опо1 ными точками 26. Однако дополнительные точки 27 могут быть выполнены в количестве — два. .35 Для направления вилки 2 сцепления во время ее поворота и для удержания втулки 20 от проворота на последней сбоку и параллельно оси выжимного подшипника 1 выполняется нап40 равляющая фаска 28, в которую упирается вилка 2 управления средней частью своей активной зоны 5. Для этого на срединной части активной зоны 5 предусмотрена соответствую4S щая упорная поверхность, например, лыска 29.

Пружина 30, связанная одним своим концом с рычагом 4 управления, Ъ а другим — с корпусом 9 постоянно прижимает вилку управления 2 к направляющей фаске 28 втулки 20.

Для симметрии на втулке 20 могут быть выполнены две направляющие фаски, расположенные диаметрально противоположно одна другой.

Для улучшения работы механизм выключения сцепления снабжают распределительной деталью 31, устанав5 1 ливаемой между активной зоной 5 вилки 2 управления и выжимным подшипником или, точнее, фланцем 21 подвижного элемента 17 этого подшипника, которая равномерно распределяет воспринимаемое ею усилие и действует .на манер ярма по отношению к точкам опоры 26. Распределительная деталь 31 имеет форму жесткого диска 32, в средней части которого выполнено отверстие 33 для надевания его с зазором на втулку 20 подвижного элемента 17 выжимного подшипника 1. Периферийный край 34 диска 32 отогнут в осевом направлении.

Распределительная деталь 31 может иметь крестообразную форму, образованную в активной плоскости

А вилки 2 управления двумя рычагами 35, и перпендикулярно этой плоскости два рычага 36. В опорную поверхность фланца 21 распределительная деталь 31 упирается двумя диаметрально противоположными один другому цилиндрическими выступами

37, выполненными путем штамповки и находящихся под углом 90 по окружности относительно основных опорных точек активной зоны 5 вилки 2 управления.

Каждый из выступов 37 распределительной детали 31 входит в выемку соответствующей формы, которая предусмотрена на опорной поверхности фланца 21 подвижного элемента 17, а активная зона 5 вилки 2 управления по меньшей мере своими основными опорными точками 26 упирается в этот распределительный орган.

Для облегчения монтажа всего узла в гнездо каждого из выступов 37 вставляется соединительная скоба 38, представляющая собой шпильку соответствующей формы. Одним своим концом 39 эта шпилька проходит через отверстие 40 в загнутом крае 34 распределительной детали 31 и входит в отверстие между соответствующим выступом 37 и диском 32. Загнутый под прямым углом конец 41 другой ветви 42, параллельной ветви 39 шпильки и проходящей сзади-фланца

21 подвижного элемента 17, входит в отверстие 43, выполненное в этом фланце (фиг.4).

Фиксация углового положения выжимного подшипника 1 на его направ207403 Ь

20 ном валу 46 болтом 48.

55

50 ляющем кронштейне 16 может, например, обеспечиваться при помощи пружины

44 (фиг.1), зацепленной одним концом эа отогнутый край 34 распределительной детали 31, а другим концом за неподвижную точку на картере двигателя или за лапку, имеющуюся на этом картере.

Как вариант втулка 20 подвижного элемента 17 выжимного подшипника 1 может монтироваться при помощи шлицев.

В конструкции могут быть использованы соединительные, защелкивающиеся средства 45. Шарнир вилки 2 управления может быть выполнен с поворотным валом 46, а рычаг 4 управления может быть выполнен в виде муфты 47, зафиксированной на поворочМеханизм выключения сцепления монтируется и работает следующим образом.

На первом этапе монтажа вилку 2 управления устанавливают внутри корпуса 9 на ее кронштейне таким образом, что ее активная зона 5 находится в поперечном направлении на некотором расстоянии от пути, по которому должен перемещаться выжимной подшипник 1, т.е. несколько в стороне от ее окончательного положения (фиг.б).

На втором этапе в конце относительного осевого сближения узла сцепления и корпуса 9 коробки скоростей, воздействуют на вилку 2 управления с тем, что ее активная зона

5 входит в зацепление с втулкой 20 и с выжимным подшипником 1. В этом случае вилку 2 управления на кронштейне 8, который представляет собой шаровую пяту 10, просто поворачивают в плоскости, перпендикулярной оси выжимного подшипника 1. После этого к ней крепят пружину 30, которая постоянно поджимает активную зону 5 в направлении к оси выжимного подшипника, прижимая лыску 29 боковой стенки 7 вилки к направляющей фаске 28 втулки 20 подвижного элемента 17.

В процессе работы вилка 2 управления посредством по меньшей мере основных своих опорных точек 26 активной зоны 5 упирается в распределительную деталь 31 или, точнее, в два рычага 35 этой детали, Изза упоминавшегося смещения основных опорных точек 26 относительно активной осевой плоскости А вилка 2 управления упирается в распределительную деталь 5 также по меньшей мере одной вспомогательной опорной точкой 27. В этой связи имеется полная уверенность, что по причине этого смещения поворот, который может совершать вилка 2 управления под действием передачи, с которой она соединена, вокруг пересечения ее активной осевой плоскости А с ее дном 6, приводит к тому, что по меньшей мере одна из вспомогательных опорных точек 27 упирается в распределительную деталь 31. При повороте вилки сцепления в направлении, обозначенном стрелкой F (фиг.1), для вытягивания выжимного подшипника 1 распределительная деталь 5 поворачивается вокруг оси, перпендикулярной активной осевой плоскости А.

Во время этого поворота вилка 2 управления перемещается в радиальном направлении относительно распределительной детали 31, Следует заметить, что контакт между вилкой 2 управления и распределительной деталью 31 осуществляется по плоской поверхности этого последнего.

Цилиндрические выступы 37 (фиг.7) распределительной детали 31 упираются в плоскую поверхность выжимного подшипника 1, которой практически является поверхность фланца

21 подвижного элемента 17 этого подшипника. Согласно данного варианта могут быть предусмотрены защелкивающиеся средства 45, которые вступают в действие во время установки на место вилки 2 управления в конце ее поворота в направлении оси выжимного подшипника 1 и соединяют вилку с распределительной деталью

31, При таком варианте конструкции распределительный орган не только поворачивается, вступая в контакт с фланцем 21 подвижного элемента

17 при повороте вилки 2 управления, но и продольно перемещается, вступив в такой контакт с фланцем 21.

С другой стороны, в этом случае не происходит никакого относительного движения скольжения между вилкой

2 управления и распределительной деталью 5.

1207403

45

55 средства, предназначенные для удержания в определенном угловом положении муфты подвижного элемента вы5

На фиг.10 показан вариант конструкции, когда вилка 2 сцепления крепится на поворотном валу 46. В этом случае рычаг 4 управления может быть выполнен в виде муфты 47, надетой с возможностью продольного перемещения на поворотный вал 46, а вилка 2 управления зафиксирована от проворота остроконечным болтом 48.

В этом случае плоскость поворота P рычага 4 управления не совпадает с плоскостью поворота P вилки 2 управления, но параллельна этой плоскости Р, В соответствии с предлагаемым при монтаже всего узла перемещают вилку 2 управления параллельно оси поворотного вала 46 из положения, представленного штрихпунктирной линией (в этом положении она позволяет относительное осевое сближение узла сцепления с выжимным подшипником 1 и корпуса 9 коробки скоростей), в рабочее положение, представленное сплошной линией (фиг.10). В этом положении вилка сцепления входит в зацепление с втулкой 20 на участке, расположенном между активным элементом 18 и распределительной деталью

31 ° Во всех случаях предпочтительно, чтобы распределительная деталь 31 была предварительно закреплена при помощи шпилек или других соединительных элементов для упрощения операции монтажа всего узла. Также во всех случаях предпочтительно, чтобы этот распределительный орган имел крестообразную форму и отверстие между его рычагами для уменьшения величины поперечного поворота вилки сцепления при ее установке на место.

Таким образом, изобретение позволяет упростить монтаж и демонтаж устройства, улучшить его работу, что в конечном счете улучшит условия эксплуатации механизма.

Так, например, рычаг управления, связанный с. вилкой сцепления, не обязательно представляет собой прямолинейную (или перпендикулярную оси поворота вилки сцепления) деталь, но может иметь изогнутую форму или быть установлен под углом, Кроме того, жимного подшипника, могут представ9 1207403 10 лять собой по меньшей. мере одну лап- ном органе и взаимодействующую с ку, выполненную на распределитель- краем вилки сцепления.

A-А

21

1 207403

8ид В я

Фиг%

Г-Г

21

s7

1 2074.03

I Г

21

ЯЯ

Фиг. Ю

Фиг.7

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

ВНИИПИ Заказ 8751/61

Тираж 880 Подписное

Механизм выключения сцепления и способ его монтажа Механизм выключения сцепления и способ его монтажа Механизм выключения сцепления и способ его монтажа Механизм выключения сцепления и способ его монтажа Механизм выключения сцепления и способ его монтажа Механизм выключения сцепления и способ его монтажа Механизм выключения сцепления и способ его монтажа Механизм выключения сцепления и способ его монтажа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для трансмиссий транспортных средств, а именно для выключения сцепления при переключении передач

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в трансмиссиях транспортных средств в качестве узла сцепления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания
Наверх