Моментный шаровой шарнир

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН ((9) Я 0 ((() (51)4 F 16 С 11 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3490219/25-27 (22) 17.09.82 (46) 30.01.86 ° Бюл. У 4 (71) Институт механики машин

AH ГССР и Грузинский политехнический институт им.В.И.Ленина (72) Б.Д.Петриашвили, М.А.Билашвили и В.О.Маргвелашвили (53) 621.828.2(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

681247, кл. F 16 С 11/06, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

Ф 968516, кл, F 16 С 11/06, 1981 (прототип). (54) (57) MOMEHTHbM ШАРОВОЙ ШАРНИР, содержащий корпус с внутренней сферической поверхностью, и выполненными на ней направляющими пазами, расположенными во .взаимно(перпендикулярных плоскостях, устайовленную с воэможностью взаимодействия с внутренней сферической поверхностью корпуса и с возможностью взаимодействия с направляющими пазами корпуса посредством подпятника пяту с наружной сферической поверхностью и плоским торцом, подпятник, образованный двумя полудисками, расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях и установленными подвижно друг относительно друга, а также относительно упомянуто о корпуса и пяты, и центральный шар, сопряженный с пятой и полудисками подпятника, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью обеспечения возможности разворота пяты относительно корпуса в одной плоскости вне зависимости от угла их взаимного разворота в другой перпендикулярной плоскости, он снабжен охватывающими один иэ полудисков подпятника двумя парами полуцилиндрических вкладышей, установленных в выполненных полуцилиндрических пазах пяты, ось которых параллельна ее торцу, и расположенными между другим полудиском подпятника и торцом пяты двумя сухариками с плоской рабочей поверхностью и с выполненной с противоположной стороны полуцилиндрической канавкой, установленными с возможностью взаимодействия рабочей поверхности с торцом пяты, а канавкой — с полуцилиндрическим выступом полудиска.

1208343

Из эбретение относится к области машиностроения, в частности к шаровым шзрнирам, обеспечивающим пространственное вращение ведомого звена.

Известен шаровой шарнир, содержащий корпус с направляющим опорным шлицом, подпятник, выполненный в виде сферических сегментов с пазами, ответными по сечению опорному шлицу корпуса и образующими 10 с ним полости для подвода управляющей рабочей жидкости пята выполнена в виде диска с цилиндрическими выступами на его торцовых поверхностях и сегментов, прилегающих с двух сторон к диску, на которых выполнены гнезда, взаимодействующие с цилиндрическими выступами дискя. Pj .

И=-иестен также моментный шаровой 20 шарнир, содержащий корпус с внут— ренней сферической поверхностью и внутренними направляющими пазами, расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях, пяту, выполнен- 25 ную в виде полусферы с взаимно перпендикулярными шлицами на ее торце, подпятник, выполненный в виде двух полудисков, расположенных Во взаимно перпендикулярных плоскостях

P установленных с возможностью взаимодействия с направляющими пазами корпуса и шлицами пяты и содержащих секторные вкладыши, установленные зодвижно в Гнездах полудисков, 35 а та.<же центральный шар, сопряженныи "o всеми подвижными звеньями (2) .

Недостатками известных технических решений являются невозможность осуществления пространственного разворота пяты относительно корпуса, т.е. альтернативность er о функционирования, обеспечивающая возможность разворота пяты относительно корпуса из исходного положения ли45 оо вокруг оси одного шлица, либо вокруг оси другого шлица.

11ель изобретения — обеспечение возможности разворота пяты относительно корпуса, т.е. расширение функциональных возможностей шарнира.

Поставленная цель достигается тем, что моментный шаровой шарнир, содержащий корпус с внутренней сферической поверхностью и выполнен- 5 ными на ней направляющими пазами, расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях, установленную с возможностью взаимодействия с внутренней сферической поверхностью корпуса и с гозможностью взаимодействия с направляющими пазами корпуса посредством одпятника пяту. с наружной сферической поверхностью и плоским торцом, подпятник, образованный двумя полудисками, расположенными во взаимно перпендикулярных плоскос— тях и установленными подвижно друг относительно друга, а также относительно упомянутых корпуса и пяты, снабжен охватывающими один из полудисков нодпятника двумя парами полуцилиндрических вкладышей, установленных в выполненных полуцилиндрических пазах пяты, ось которых параллельна ее торцу, и расположенными между другим полудиском подпятника и торцом пяты двумя сухариками с плоской рабочей поверхностью и выполненной с противоположной стороны полуцилиндрической канавкой, установленными с возможностью взаимодействия рабочей поверхности с торцом пяты„ а канавкой — с полуцилиндрическим выступом полудиска.

На фиг. 1 изображен моментный шаровой шарнир, общий вид; на фиг. 2 — то же, с частичным вырывом корпуса „ на фиг. 3 — то же, в частично разобранном ниде.

Моментный шаровой шарнир содержит корпус 1 с внутренней сферической поверхностью Z и внутренними направляющими пазами 3; пяту 4, жестко соединенную с приводимым элементом (не показан), с наружной сфери— ческой поверхностью 5, плоским торцом 6 и полуцилиндрическими пазами

7,.переходящими в окно 8, (ось полуцилиндрических пазов 7 выполнена параллельно плоскости торца б), подпятник, выполненный из двух полудисков 9 и 10, причем полудиск 9 выполнен с полуцилиндрическим выступом

11 на прямолинейной образующей, полудиск 10 — с пазом 12 от криволинейной образующей до поверхности контакта с центральным шаром 13, толщина полудисков 9 и 10 соответствует ширине пазов 3, ширина паза 12 соответствует толщине полудиска 9, две пары полуцилиндрических вкладышей

14, выпуклая поверхность каждого из которых соответствует поверхности пазов 7, а зазор между поверхностями вкладышей соответствует толщине полудиска 10, и сухарика 15, каждый

3 12 из которых выполнен с плоской поверхностью 16 и полуцилиндрической канавкой 17 на обратной стороне (поверхность канавки 17 соответству— ет поверхности выступа 11). Корпус шарнира выполнен с отверстиями 18, предназначенными для соединения с гидросистемой (не показана).

Яарнир работает следующим образом.

Для угловых перемещений приводимого элемента, жестко соединенного с пятой 4, через отверстия 18 из нагнетающей магистрали подается рабочая жидкость в камеры, каждая из которых образована боковыми поверхностями полудисков 9 и 10, частью торца 6 пя гы 4 и частью внутренней сферической поверхности 2 корпуса 1.

Из двух остальных камер рабочая жидкость направляется в сливочную магистраль.

Под воздействием усилий, создава— емых рабочей жидкостью, возможен разворот пяты 4 относительно подпятника; вокруг оси цилиндрического сопряжения выступа 11 и канавки 17, при этом пята разворачивается относительно полудиска 9, а вкладыши

14 своими плоскими поверхностями

08343 4 скользят по боковым поверхностям полудиска 10; вокруг оси цилиндрического сопряжения вкладышей 14 и пяты 4, при этом пята 4 совместно

5 с полудисками 9 разворачивается относительно полудиска 10, а полудиск

9 скользит в пазу 12; вокруг любой оси, расположенной в плоскости,пер— пендикулярной продольной оси шарнира, при этом происходит разворот вкладышей 14 относительно пяты 4, проскальзывание полудиска 10 в зазоре между вкладышами, проскальзывание полудиска 9 в пазу 12, разво15 рот подудиска 9 относительно сухариков 15 и скольжение сухариков 15 по торцу 6.

Ыарнир может быть использован для передачи крутящего момента относительно его продольной оси, 20

Таким образом, путем обеспечения в плоскости, перпендикулярной продольной оси шарнира, угловой подвижности сухариков 15 при отклонении каждого из полудисков от перпенди25 кулярного относительно торца 6 пяты

4 положения достигается разворот пяты относительно корпуса, т.е. расширяются функциональные воэможности предлагаемого шарнира.

1208343

1208343

ВНИИПИ Заказ 228/47 Тираж 777 Подписное филиал ППП "Патент, r.Ужгород, ул.Проектная, 4

Моментный шаровой шарнир Моментный шаровой шарнир Моментный шаровой шарнир Моментный шаровой шарнир Моментный шаровой шарнир 

 

Похожие патенты:

Шарнир // 1052747

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно к исполнительным органам, контактирующим с высокотемпературными объектами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям защитных чехлов шаровых шарниров
Наверх