Тренажер для водителей транспортных средств

 

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей транспортных средств. Цель изобретения - повышение эффективности обучения. Рабочее место обучаемого снабжено органами управления, которые связаны с датчиками 7 ик положения. По сигналу с моделирующего блока 12 включается электромагнит, тормозная колодка оттягивается и освобождает рулевой вал, растормаживая рулевое колесо . При остановке транспортного средства сердечник электромагнита обесточивается. Отжимная пружина возвращает устройство в исходное положение , затормаживая рулевой вал 1.6. 4 з.п. ф-лы, 7 ил. I сл tsS 00 00 00 Р1

СООЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 6 09 В 9/04

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3650150/18-11 (22) 11.10.83 (46) 15 06.86. Бюл. № 22 (71) Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (72) П.П. Белов, И.А. Венгеров, В.Г. Грибов, Г.С. Грибов, В.Н. Жевайкин, В Г. Карцев, В.Д. Язынин, А.Е. Чебышев и А.М. Мясковский (53) 629.1.13.014.9(088.8) (56) Автомобильный транспорт. М., 1979, ¹ 3, с. 48. (54) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к устройствам для обучения водителей транспортных средств. Цель изобретения повышение эффективности обучения. Рабочее место обучаемого снабжено органами управления, которые связаны с датчиками 7 их положения. По сигналу с моделирующего блока 12 включается электромагнит, тормозная колодка оттягивается и освобождает рулевой вал, растормаживая рулевое колесо. При "остановке1 транспортного средства сердечник электромагнита обесточивается. Отжимная пружина возвращает устройство в исходное положение, затормаживая рулевой вал 16.

4 з.п. ф-лы, 7 ил.

1 12381

Изобретение относится к техническим средствам обучения. и может быть использовано для обучения водителей транспортных средств, например автобусов.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения.

На фиг. 1 представлена блок-схема предлагаемого тренажера; на фиг. 2— выполнение органов управления; на фиг. 3 — конструктивное выполнение имитатора растормаживания рулевого колеса; на фиг. 4 — конструкция имитатора нагрузки рулевого колеса и увода колес; на фиг. 5 — конструкция имитатора возврата рулевого колеса в нейтральное положение и имитатора отказа рулевого управления; на фиг. 6 — блок-схема имитатора гидромеханической передачи и акустической обстановки; на фиг. 7 — выполнение теневого проектора.

Тренажер содержит рабочее место 1 обучаемого с органами 2 управления, в состав которых входят рулевое коле- со 3, рычаг 4 управления гидромеханической коробкой передач, педаль 5 акселератора, педаль 6 ножного тормоза и рычаг ручного (стояночного) тормоза (не указан). Органы 2 управления связаны с датчиками 7 их поло жения. Имитатор 8 контрольно-измерительных приборов содержит имитатор спидометра 9., другие контрольно-измерительные приборы 10, например амперметр, указатель уровня топлива, указатель поворота, и т.д. .Выходы датчиков 7 положения связаны с входами блока 11 анализа управляющих действий обучаемого и моделирующего блока 12, который моделирует

40 работу двигателя. Выход моделирующего блока 12 связан с входом имйтатора 13 гидромеханическай передачи, выход которого связан с имитатором

14 акустической обстановки, Блок на45 грузки 15 включает имитатор 16 растормаживания рулевого колеса, имитатор 17 возврата рулевого колеса в среднее положение, имитатор 18 увода рулевого колеса, имитатор 19 рулевого управления. Устройство содержит также имитатор 20 отказа тормозной системы, который обеспечивает "провал" педали ножного тормоза. Тренажер содержит имитатор 21 дорожной З обстановки, которнй включает светосигнализатор 22, экран 23, кинопроектор 24, теневой проектор 25 с приво35 2 дом перемещения 26 и датчиком 27 траектории движения.

Рабочее место 28 обучающего содержит задатчик 29 программы, блок 30 контроля траектории, блок 31 задания критических ситуаций, блок 32 оценки, пульт 33 управления и блок 34 питания

Педаль 6 ножного тормоза установлена на оси 35 (фиг. 2) и снабжена штоком 36, связанным с электромагнитом 37 с сердечником кронштейном 39, датчиком 40 с кронштейном 41 и пружиной 42. На штоке 36 укреплен резиновый упор 43.

Имитатор 16 растормаживания рулевого колеса (фиг. 3) содержит электромагнит 44 с сердечником, тормозной барабан 45, установленный на рулевом валу 46. На тормозном барабане 45 укреплена тормозная колодка 47 с тормозной лентой 48. На кронштейне 49 установлен датчик 50 с пластиной 51 его включения. Электромагнит 44 ук.— реплен жестко посредством уголка 52.

Имитатор изменения нагрузки на рулевом колесе и увода колес содержит шкив 54 рулевого вала 46, связанный посредством клиновидного ремня 55 и натяжного ролика. 56 со шкивом 57 электродвигателя 58. Натяжной ролик

56 соединен с датчиком 59 усилия через подпружиненный сердечник 60, Пружина сердечника упирается в кронштейн 61. Для стабилизации в системе использована обратная связь от датчика 59 усилия. В случае имитации увода иа обе обмотки электродвигателя 58 с блока 31. задания критических ситуаций подается напряжение, вызываю-, щее его вращение, передаваемое на рулевое колесо.

Имитатор возврата руля в среднее положение и обрыва рулевой тяги (фиг, 5) содержит на рулевом валу 46 электромагнитную муфту 62, на шкиву

54 рулевого вала 46 укреплен тросик

63, :связанный через ролик 64 с пружиной 65.

Имитатор гидромеханической передачи и акустической обстановки (фиг, 6) состоит из дифференциального усилителя 66, входы которого соединены с выходами моделирующего блока 12 и задатчиком 29 программ, а выход — с усилителем 67 мощности, вторым.входом соединенным с датчиком пружины рычага 4 пульта (датчик входит в состав блока датчиков 7), а выхоl 238135

20 дом — с пороговым блоком 68, имитатором спидометра 9, приводом 26 пере,мещения теневого проектора 25 и двигателем 69 имитатора 14 акустической обстановки. Второй вход порогового блока 68 связан с рычагом

4, а выход — с усилителем 70 низкой частоты. На валу электродвигателя 69 закреплен диск 71 с постоянными магнитами, расположенными по его окружности вблизи магнитной головки 72, и блок 73 воспроизведения звука.

Стандартный теневой проектор 25 дооборудован системой контроля траек" торин движения, включающей ведущие ролики 74 из резины, верхний прижимной ролик 75 и токосьемный ролик 76 с токосъемником 77 (фиг. 6). Диск 78 местности оборудован двухсторонними съемными контактами 79, устанавливаеж)мн в местах возможного .изменения траекторий.

Тренажер работает следующим образом, Обучаемый располагается на рабочем ме те 1 и начинает манипулировать органами 2 управления в зависимости от дорожной обстановки, имитируемой на экране 23 с теневого проектора 25..

По командам с задатчика 29 программ на светосигнализаторе 22 высвечивается требуемая последовательность действий. При этом в моделирующем блоке 12, реализующем упрощенную передаточную функцию моделируемого транспортного средства по углу" и "по скорости", вырабатываются электрические сигнапы, управляющие приводом 26 перемещения теневого проектора 25.

Обучающий в это время с помощью блока.30 контроля траектории и. блока 32 оценки контролирует правильность работы обучаемого. Одновременно.имитатор 13 по сигналам с моделирующего блока )2, задатчика 29 программ и рьг чага 4 формирует управляющие сигналы на имитатор 14 акустической .обста новки, реализующий через головные телефоны блока 73 воспроизведения звука специфический шум работы.

Имитатор )3 работает следующим образом, Сигнал с датчика педали 5 акселератора через моделирующий блок

12 поступает на вход дифференциаль» ного усилителя 66, кс.торый соединен вторым входом с эадатчика 29 программ, подающим сигнал, имитирующий нагрузку транспортного средства в реальных условиях движения. На выходе усилителя 66 формируется электрический сигнал, пропорциональный скорости движения транспортного средства, который поступает на вход усилителя 67 мощности, напряжение с которого поступает на электродвига" тель 69, частота вращения вала которого зависит от этого напряжения.

Закрепленные на диске 71 вала постоянные магниты наводят в магнитной головке 72 электрические импульсы., которые усиливаются и поступают на головные телефоны блока 73 воспроизведения звука.

Имитатор отказа тормозной системы работает сЛедующии образом. В нормальном положении привод датчика 40 педали б упирается в резиновый упор

43, установленный под педалью, чем имитируется ответная реакция тормозной системы. При подаче соответствующей команды включается электромагнит

37, сердечник которого приподнимает

25 привод датчика 40 педали 6 под упо ром, педаль "проваливается", имитируя отказ ножного тормоза, При этом воздействие педали 6 на датчик 40 . не производится, а следовательно, не происходит и изменение скорости

"движения".

По сигналу с моделирующего блока

12 включается электромагнит 44, тормозная колодка 47 оттягивается и ос- . вобождает рулевой вал 46, растормажи35 ! вая рулевое колесо 3. При "остановке" транспортного средства сердечник электромагнита 44 обесточивается, отжимная пружина 53 возвращает устрой-. ство в исходное положение, затормаживая рулевой вал 16.

Возврат рулевого колеса в среднее положение происходит следующим образом. При повороте рулевого колеса от

45 среднего положения тросик 63 наматывается на шкив 54, растягивая пружину 65. При отпускании рулевого колеса оно возвращается в среднее положение (.с силой растянутой пружины). При имитации отказа рулевой системы (обрыв продольной рулевой тяги) по сигналам с блока 31 задания критических ситуаций электромагнитная муфта 62 разъединяет рулевой вал 46 с нагрузочными устройствами. ф о р м у л а изобретения

1 . Тренажер для водителей транспортных средств, содержащий рабочее мес1238135 то обучаемого с органами управления, связанными с блоком нагрузки и датчиками их положения, выходы которых подключены к входам моделирующего блока, задатчик программ, блок оценки, имитатор контрольно-измерительных приборов и имитатор дорожной обстановки, включающий экран, светосигнализатор, кинопроектор, связан- 1р ный с выходом задатчика программ, и теневой проектор с приводом его перемещения, связанным с одним из выходов моделирующего блока, и имитатор акустической обстановки, о т л и — 15 ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он снабжен датчиком траектории движения, соединенным с его выходом блоком контроля траектории, имитатором гид- щ ромеханической передачи, анализатором управляющих действий обучаемого, блоком задания критических ситуаций, имитатором отказа тормозной системы, а блок нагрузки выполнен на имитато- 25 ре отказа рулевого колеса и соединенных с его тремя входами имитаторах растормаживания рулевого колеса, возврата рулевого колеса в среднее положение и увода рулевого колеса, четвертый Зр вход имитатора отказа рулевого колеса соединен с одним из выходов блока задания критических ситуаций, другие выходы которого подключены соответственно к входам имитатора контрольно- З измерительных приборов, к входу имитатора увода рулевого колеса и входу имитатора отказа тормозной системы связанного выходом с органами управления, при этом. входы анализатора 4О управляющих действий обучаемого соединены соответственно с выходом датчика положения органов управления, первым выходом задатчика программ и вторым выходом моделирующего блока, 4> третий выход которого подключен к входам имитатора растормаживания и увода рулевого колеса, а четвертый— к первому входу имитатора гидромеханической передачи, один выход которо-5О

ro подключен к имитатору акустической обстановки, а другие выходы соответственно к имитатору контрольно-измерительных приборов и к приводу теневого проектора, а второй и третий входы соответственно к выходам датчиков положения органов управления и второму выходу задатчика программ, третий и четвертый выходы которого связаны соответственно с светосигнализатором и кинопроектором, а выход датчика траектории движения соединен с одним из входов блока контроля траектории, другой вход которого связан с кинопроектором, а выход подключен к другому входу блока оценки.

2, Тренажер по и. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что имитатор акустической обстановки содержит электродвигатель с закрепленными на его валу диском, выполненным из изоляционного материала, по окружности которого размещены постоянные магниты, взаимодействующие с магнитной головкой, связанной. через усилитель низкой частоты с блоком воспроизведения звука.

3. Тренажер по п. 1, о т л и— ч а ю шийся, тем, что имитатор растормаживания рулевого колеса содержит установленный на рулевом валу барабан с тормозной колодкой и электромагнитным приводом, связанным с входом блока растормаживания.

4. Тренажер по п. l о т л и— ч а ю шийся тем, что имитатор увода рулевого колеса содержит на своем входе электродвигатель, соединенный механической передачей со шкивом рулевого колеса, и натяжной ролик, механически связанный с электродатчиком усилий..

5. Тренажер по п, 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что имитатор отказа рулевого управления содержит электромагнитную муфту, установленную между полуосями вала рулевого колеса, при этом подвижная полумуфта механически связана с электромагнитным приводом.

l238I35

1238135

1238I35

Составитель Л, Резникова

Редактор А. Гулько Техред.Г.Гербер Корректор В. Бутяга Заказ 3296/52 Тираж 455 . . Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород,. ул. Проектная, 4

Тренажер для водителей транспортных средств Тренажер для водителей транспортных средств Тренажер для водителей транспортных средств Тренажер для водителей транспортных средств Тренажер для водителей транспортных средств Тренажер для водителей транспортных средств Тренажер для водителей транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устро1 |ствам для обучения онераторов-железнодорожннков

Изобретение относится к устройствам ДЛЯ воспроизведения изображения дорожной обстановки движения транспортного средства при подготовке операторов-водителей на тренажере

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх