Противоблокировочное устройство для гидравлического тормоза транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А3 (N) (11) (5D 4 В 60 T 8/38 ф Я дщлр p g

13 „", АРМИИ дай

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н IlATEHTY

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2066632/27-11 (22) 26.09.74 (31) 7313129-4 (32) 26.09.73 (33) SE (46) 07.07.86. Бюл. № 25 (71 и 72) Ян Олов Мартин Холст (БЕ) (53) 629.113 †(088.8) (56) Патент США ¹ 3614) 76, кл. 303-61, 1971. (54) (57) 1 . ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ТОРМОЗА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее встроенный в тормозную магистраль между главным и колесным тормозными цилиндрами отсечной клапан, поджимаемый к седлу пружиной и отжимаемый от него толкателем, контактирующим через ролик с кулачковой поверхностью на торце кольцевого элемента, связанного с корпусной деталью торсионной, пружиной и имеющего возможность совершать колебательное вращательное движение в зависимости от величины замедления затормаживаемого колеса, . о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности торможения, оно снабжено электродвигателем постоянного тока, подключенным к источнику питания посредством цепи управления; включающей контакт, замыкаемый датчиком замедления, связанным с затормаживаемым колесом, и переключатель, обеспечивающий изменение направления вращения электродвигателя, вал которого посредством передачи связан с кольцевым элементом, при этом контактная пластина переключателя связана посредством фрикционных дисков, сжатых регулировочной пружиной, с валом электродвигателя.

2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что. передача выполнена из шестерни наружного зацепления на валу электродвигателя и шестерни внутреннего зацепления на кольцевом элементе.

3. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что электродвигатель выполнен реверсивным.

4. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, электродвигатель выполнен нереверсивным, а в передачу включена электромагнитная муфта, управляемая переключателем.

5. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что. в цепь управления включены контур первоначального направления движения, релейный переключатель и пусковое реле с нормально замкнутым контактом, соединено ным с указанным контуром и релейным переключателем.

6. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем,что датчик .замедления выполнен из элемента вращения, жестко связанного с колесом, и инерционного диска, установленного соосно элементу вращения и связанного с ним упругими средствами, ограничивающими их относительный проворот.

7. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что на кулачковой поверхности выполнена стопорная выемка, а диаметрально ей в шестерне кольцевого элемента — участок без зубьев.

1243615 2

«й

$0

Изобретение относится к противоблокировочным гидравлическим тормозным системам транспортных средств.

Цель изобретения — повышение эффективности торможения.

На фиг.1 изображено противоблокировочное устройство, разрез,, на фиг.2электрическая схема предлагаемого устройства; на фиг.3 — переключатель; на фиг.4 — вариант выполнения противоблокировочного устройства; на фиг.5датчик замедления; на фиг.6 — то же, увеличенный вид; на фиг.7 — то же, при избыточном замедлении; на фиг.8 вариант выполнения датчика замедления; на фиг.9 — то же, в поперечном сечении; на фиг.10 — то же, другой вариант, разрез; на фиг.11 — вид А на фиг.10; на фиг.12 — вариант предлагаемого устройства; на фиг.13 то же, в нерабочем положении.

Гидравлический тормоз колеса имеет трубопровод 2 с клапаном 3, состоящим из корпуса 4, в котором установлен шарик 5, перекрывающий седло 6 под действием пружины 7.

Штанга 8 для отвода шарика 5 является частью узла 9. Главный тормозной цилиндр 10 через трубопровод 2 с клапаном 3 соединен с колесным тормозным цилиндром (не показан).

Устройство содержит маховик 11, вращающийся вокруг оси 12. К маховику 11 прикреплена торсионная спиральная пружина 13, другой кбнец которой неподвижен, Кулачок 14 на маховике 11 контактирует со следящим элементом 15, связанным со штангой 8. С маховиком 11 связано приводное средство 16, содержащее электродвигатель 17 постоянного тока, вал которого связан с маховиком ведущей шестерней 18, входящей в зацепление с кольцевой шестерней 19, выполненной на маховике.

Приложение к маховику 11 крутящего момента от средства 16 контролируется средствами 20 управления, соединяющимися с колесом 1 для определения величины замедления и подачи сигнала о наличии замедления, превышающего установленную величину. Питание электродвигателя 17 осуществляется от батареи 21.

Кроме того, имеются: средства 22 управления, соединенные со средствами 20 управления и с маховиком 11 и содержащие пусковую схему 23 (фиг.2)

I и переключатель 24 полярности (фиг.З).

Переключатель 24 полярности и переключатель 25 сигнализации связаны с пусковой схемой 23 (фиг. 2) .

Во время работы при поступлении сигна.ла в результате замыкания переключателя 25, свидетельствующего об избыточной величине замедления колеса

1, происходят проскальзывание и блокировка колеса, через нормально закрытые контакты 26 репе 27 подается напряжение для приведения в действие релейного переключателя 28 первого направления. С помощью нормально открытых контактов 29 и 30 переключателя 28 приводится в действие электродвигатель 1? для врашения в первом направлении и передачи вращения маховику 11 через находящиеся в зацеплении шестерни 18 и 19. Поскольку угловое положение маховика изменяется и он движется против усилия пружины 13„ то усилию пружины противодействует также усилие, образующееся от приложения рабочего давления к клапану 3, которое передается через элемент 15 и кулачок 14.

Переключатель 24 используется в сочетании с электродвигателем 17 и содержит вал 31, вращающийся в соответствии с вращением маховика 11.

Вместе < валом 31 движется находящаяся во фрикционном зацеплении с ним пластина 32, взаимодействующая с первым ЗЗ и вторым 34 контактами.

Пластина 32 установлена между двумя фрикционными дисками 35 и 36, сжатыми пружиной 37.

При вращении электродвигателя в первом направлении, что обусловлено срабатыванием релейного переключателя 28, пластина 32 замыкается с контактом 33 и поддерживает в рабочем состоянии релейный переключатель

28, тогца как нормально открытый контакт 38 замыкается при срабатывании реле 27 через задерживающую цепь, состоящую из сопротивления 39 и конденсатора 40.

Когда электродвигатель устанавливает маховик 11 в положение, в котором усилие пружины 13 уравновешивается обьединенным воздействием противодействуЮщих усилий, прикладываеьых через кулачок 14 и электродвигатель 17,, то момент, сообщаемый маховику 11, восстанавливается, вслед>

3 1243

t ствие чего маховик слегка выводится из равновесия. При увеличении этого момента маховик под действием пружины

13 начинает вращаться в обратном направлении в сторону нейтрального положения. Это приводит к тому, что пластина 32 выходит из зацепления с контактом 33 переключателя 24, который поддерживал в рабочем состоянии релейный переключатель 28, в результате 0 прекращается воздействие на маховик .усилия, создаваемого средством 16.

При отсутствии противодействующего усилия, создаваемого средством 16, усилие, создаваемое пружиной 13, воз- 15 вращает маховик в нейтральное положение.

В случае использования реверсируемого электродвигателя при реверсивном перемещении маховика обратно 20 в нейтральное положение пластина 32 входит в зацепление с контактом 34.

В результате срабатывает переключатель 41, а вследствие замыкания его нормально открытых контактов 42 и 43 электродвигатель 17 начинает вращаться в противоположном нАправлении. Такое обратное вращение создает на маховике импульс силы, под действием которого маховик смещается в нейтраль-30 ное положение.

Когда маховик совершает колебательные движения между крайними положениями через нейтральное шарик 5 клапана 3 движется между положением вне седла 6 и положением в седле, а давление, подаваемое к колесному цилиндру, уменьшается аналогично "пульсирующему действию". Когда шарик 5 находится вне седла, усилие, возни кающее от приложения рабочего давления к клапану 3, снова передается маховику 11, противодействуя усилию пружины 13.

45.

Прекращение приложения усилия торможения приводит к освобождению колеса 1, при этом средства 20 прекращают работу средств 22 управления, т.е. переключатель 25 разомкнут для снятия 0 напряжения с пусковой схемы 23 и электродвигателя 17. После этого оставшиеся силы, действующие на маховик, доминируют над усилием пружины 13, в результате маховик возвращается в нейтральное положение.

Такой возврат маховика частично приводит к тому, что пластина 32 пе615 реключателя 24 остается в промежуточном положении между контактами 33 и 34.

В варианте выполнения (фиг.4) устройство содержит электродвигатель 17, вращающийся только в одном направлении. С помощью муфты 44 вал двигателя связан с маховиком. Муфта 44. может быть выполнена электромагнитной, управление которой осуществляется переключателем 24, выполненным двухполюсным, перекидным.

Средства 20 могут выполняться в виде датчиков замедления — акселеро- метров. Акселерометр (фиг.5-7) имеет два диска 45 и 46 и пластинчатые пружины 47. При вращении дисков 45 и 46 расстояние A (фиг.6) между ними сохраняется до тех пор, пока угловое положение дисков остается без изменения. В том случае, когда один диск начинает вращаться относительно другого, усилие пружин 47 преодолевается и в результате их сгибания диски подходят ближе один к другому (как обозначено размером b на фиг.7). Один из дисков 45 (46) крепится к колесу

1, а другой остается свободным.

Ротор 48 установлен для вращения в корпусе 49, который может крепиться к колесу 1. Вращение ротора 48 ограничено упорами 50 и 51, взаимодействующими со штырем 52.

Пороговая величина замедления определяется пружиной 53, соединяющей ротор с корпусом, а сигнализация о превышении порога замедления осуществляется переключателем 54, приводимым в действие выступом 55.

В варианте выполнения акселерометра (фиг.10 и 11) корпус 56, который кр:спится к колесу 1, окружает ротор

57. С помощью штыря 58, выступающего из ротора 57 через угловую прорезь

59, выполненную в корпусе 56, ротор смещается на оси. В результате этого перемещения срабатывает переключатель

60, выполняющий функцию переключателя 25.

В варианте выполнения (фиг.12 и

13), когда маховик 11 находится в нейтральном положении, шарик 5 удерживается вне седла 6 вследствие взаимодействия элемента 15 с кулачком 14, имеющим наивысшую точку в нейтральном положении. Кулачок имеет криволинейный участок реверса или участок

61 с "выемкой", расположенный диаме рально противоположно наивысшей точке в нейтральном положении. На шес-v терне 19 имеется участок 62 без зубьев, находящийся диаметрально против участка с выемкой 61 кулачка, Это необходимо для гарантированного положения шарика 5 вне седла в случае„ если пружина 13 сломается .

11осле поломки пружины 13 электродвигатель 17 вращает маховик 11 посредством зацепления между шесте,>HHNH

18 и t9. Так как противодействующее у илие пружины отсутствует, маховик

11 под действием электродвигателя 17 поворачивается больше обычного..Элемент 15 движется к участку 61 кулачка, шарик > находится вне сепла 6.

Под действием гидравлического давления элемент 1> входит в выемку 61 в тот момент, когда ведущая шестерня

10 18 достигает участка 62 шестерни 19 и начинает свободно вращаться, а клапан 3 остается в Открытом положенииа

1243615

1243б15

1243615

Составитель С.Макаров

Редактор А.Шишкина Техред Л.Олейник Корректор И.Муска

Заказ 3720/59 Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113635, Москва, Ж-35., Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Противоблокировочное устройство для гидравлического тормоза транспортного средства Противоблокировочное устройство для гидравлического тормоза транспортного средства Противоблокировочное устройство для гидравлического тормоза транспортного средства Противоблокировочное устройство для гидравлического тормоза транспортного средства Противоблокировочное устройство для гидравлического тормоза транспортного средства Противоблокировочное устройство для гидравлического тормоза транспортного средства Противоблокировочное устройство для гидравлического тормоза транспортного средства Противоблокировочное устройство для гидравлического тормоза транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно, к антиблокировочным устройствам тормозных систем транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к антиблокировочным устройствам тормозных систем транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано, например, в антиблокировочно-противобуксовочных системах грузовых автомобилей и других транспортных средств с пневматическим или пневмогидравлическим приводом тормозов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к антиблокировочным устройствам тормозных систем транспортных средств с пневматическим или пневмогидравлическим приводом тормозов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к антиблокировочным устройствам тормозных систем транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к пневматическим тормозным системам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к пневматическим тормозным системам транспортных средств

Изобретение относится к гидроавтоматике, в частности к устройствам регулирования тормозного усилия в противоблокировочных системах или системах регулирования проскальзывания ведущих колес в автомобилях
Наверх