Опора скольжения

 

СО1ОЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (5й 4 F 16 С 17/02

E

1 Д

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ll0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3716609/25 — 27 (22) 08.02.84 (46) 30,08.86. Бюл. Р 32 (71) Институт проблем механики AH СССР (72) Н.И.епихин, М. А. Сляднев, В.П.Виноградов и С,A.Õÿðëàìîâ (53) 621.822 ° 5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 964287, кл, F 16 С 17/02, 1979. (54)(57) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая корпус, цапфу вала и охватывающую ее подшипниковую втулку, которые сопряжены по посадке с гарантированным на-.

THl oM H MBiiiUó которыми расположен

„„SU„„12542 17 д 1 слой смазочного материала, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения технологичности сборки и зксплуатационных характеристик, она снабжена двумя конусными втулками, установленными с торцов опоры с возможностью осевого фиксированного перемещения в корпусе, подшипниковая втулка выполнена с прорезями с обеих сторон, на внешней стороне втулки соответственно разрезанным сектором выполнены выступы, смещенные к краям ceicторов и контактирующие с внутренними поверхностями конусных втулок, 1 1

Изобретение бтносится к подшипникам скольжения и может найти применение в узлах трения, где необходима автокомпенсация износа, особенно в малогабаритных опорах с. повышенной частотой вращения.

Цель изобретения — улучшение технологичности сборки и эксплуатационных характеристик.

На фиг. 1 изображена опора скольжения (разрез А-А на фиг. 2); на фиг. 2 — разрез Б-Б на фиг. 1, Опора скольжения содержит цапфу 1 вала, охватывающую его, частично раз-. резанную подшипниковую втулку 2 с выступами 3, например, зачеканенными стальными жес.ткими шариками, и прижимные конусные втулки 4, размещенные в корпусе 5.

Гарантированный натяг и необходимый микрозазор создаются при перемещении втулки 4 по резьбе корпуса 5 за счет несимметричной деформации секторов 6 подшипниковой втулки 2 надавливанием конусными поверхностями втулок 4 на выступы 3.

Из фиг.2 видно, что в результате деформированного состояния секторов

6 между шероховатыми поверхностями цапфы 1 вала. и втулки 2, разделенных слоем смазочного материала 7 в микрозазоре (шероховатость и микрозазор на чертеже показаны утрированно), образуются три участка контакта: участок с граничной смазкой с угловым размером о, и толщиной S„, с жидкостной смазкой (d, S ) и промежуточный участок контакта с;полужидкостной смазкой (д S() °

На участке с1, — S контакт цапфы

254217 2 вала с втулкой и слоем смазочного материала осуществляется преимущественно при непосредственном контакте микронеровностей труадхся поверхно-, стей.

На участке контакта с полужидкостной смазкой доля контакта с граничной смазкой меньше, чем на участке J„

S и, кроме того, имеет место также

10 жидкостная смазка.

На участке контакта и „вЂ” S осуществляется только жидкостная смазка, а поверхности цапфы вала и втулки разделены так, что их микронеровности не касаются друг друга и полностью разделены слоем смазочного материала. Однако максимальная величина этого слоя отвечает условию 5 «с (4-8) (R „+К„„„, ) с тем, чтобы в рабомдкс мокс чих условиях опора скольжения не потеряла на этом участке. несущую способность к восприятию радиальных сил.

Опора скольжения работает следующим образом. При вращении цапфы 1

2g вала жидкий или пластичный смазочный материал вследствие вязкости вовлекается в микрозазор с жидкостной смазкой и далее следует до участка с граничной смазкой, при этом поток смазочного материала упруго разжимает деформированные сегменты, вследствие чего по всей окружности образуется .устойчивый замкнутый слой (пленка) смазочного материала, обладающий

35 высокой несущеи способностью к восприятию внешних cH$I

Предлагаемая опора скольжения отличается улучшенной технологичностью сборки и улучшенными эксплуатационны40 мн харак теристнками

1254217

Составитель В.Городничев

Техред И,Ходанич Корректор В.Бутяга

Редактор Е.Копча

Заказ 4702/39 Тираж 777 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх