Устройство для определения отметок продольного профиля трассы

 

Изобретение относится к устройствам для определения отметок продольного профиля местности при работах на изыскании, строительстве и технической инвентаризации автомобильных дорог. Цель изобретения - повышение точности работы устройства за счет линеаризации функции влияния уклона на результаты измерений. Устройство содержит в закрытом блоке набор дисков, насаженных на вал, связанный с лентопротяжным механизм.ом 2, снабженным датчиком 3 пройденного пути. На плоскостях дисков нанесены концентрические импульсные дорожки в количестве, соответствующем числу контактных делений на циферблате уклономера 4. Напротив каждой дорожки расположена считывающая головка, электрически связанная на входе с соответствующим контактом циферблата уклономера 4, снабженного датчиком 5 угла наклона, а на выходе с реверсивным шаговым электродвигателем 7, связанным с цифропечатающим счетчиком 8 вертикальных отметок и самописцем 9 профильной линии. При этом считывающие головки имеют двухканальную связь с уклономером 4 и реверсивным шаговым « электродвигателем 7. Считывающие головки (Л вмонтированы в опорные колодки, укреппенные на корпусе блока между дисками. Количество импульсов на каждой круговой дорожке соответствует величине уклона контактного деления уклономера 4, связанного со считывающей головкой этой дорожки . 2 ил. ьо О5 Ю IND 00 ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1262285 А1

m 4 G 01 С 7/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ:СВИДЕТЕЛЬСТВУ жит в закрытом блоке набор дисков, насаженных на вал, связанный с лентопротяжным механизмом 2, снабженным датчиком 3 пройденного пути. На плоскостях дисков нанесены концентрические импульсные дорожки в количестве, соответствующем числу контактных делений на циферблате уклономера 4. Напротив каждой дорожки расположена считывающая головка, электрически связанная на входе с соответствующим контактом циферблата уклономера 4, снабженного датчиком 5 угла наклона, а на выходе с реверсивным шаговым электродвигателем 7, связанным с цифропечатающим счетчиком 8 вертикальных отметок и самописцем 9 профильной линии. При этом считывающие головки имеют двухканальную связь с уклономером 4 и реверсивным шаговым электродвигателем 7. Считывающие головки вмонтированы в опорные колодки, укреппенные на корпусе блока между дисками.

Количество импульсов на каждой круговой дорожке соответствует величине уклона контактного деления уклономера 4, связанного со считывающей головкой этой дорожки. 2 ил. (21) 3859711/24-10 (22) 25-02.85 (46) 07.10.86. Бюл. № 37 (71) Киевский автомобильно-дорожный институт им. 60-летия Велйкой Октябрьской социалистической революции (72) П. А. Гончаров, В. М. Сиденко, Ю. П. Гончаров, М. Д. Аленич и Т. Ю. Гончарова (53) 528.087.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 195132, кл. G 01 С 9/06, 24.11.66.

Авторское свидетельство СССР № 691687, кл. G 01 С 7/04, 16.12.77. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОТМЕТОК ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

ТРАССЫ (57) Изобретение относится к устройствам для определения отметок продольного профиля местности при работах на изыскании, строительстве и технической инвентаризации автомобильных дорог. Цель изобретения— повышение точности работы устройства за счет линеаризации функции влияния уклона на результаты измерений. Устройство содерфri;

° (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,:.-/

1262285

Изобретение относится к области измерений и записи отметок продольного профиля местности при работах на изыскании, строительстве и технической инвентаризации автомобильных дорог.

Цель изобретения — повышение точности за счет линеаризации функции влияния уклона на результаты измерений.

На фиг. 1 приведена блок-схема взаимосвязи предложенного устройства с другими комплектующими приборами дорожной инвентаризационной машины; на фиг. 2 показан дисковой блок с условно снятым кожухом и с видом на расположение опорных колодок между дисками с вмонтированными в них считывающими головками; на фиг. 3— разрез А-А на фиг. 2, с видом одной опорной колодки; на фиг. 4 — фрагмент части опорной колодки и двух дисков; на фиг. 5 разрез Б-Б на фиг. 4, фрагмент части опорной колодки и одного диска.

Блок-схема (фиг. 1) содержит узел 1 для определения вертикальных отметок, кинематически связанный с лентопротяжным механизмом 2, снабженным датчиком 3 пройденного пути, электрически связанным на входе с уклономером 4, снабженным датчиком 5 угла наклона трассы, и на выходе с электрокоммутаторным блоком 6 реверсивного шагового электродвигателя 7, кинематически связанного с цифропечатающим счетчиком 8 и самописцем 9, которые, в свою очередь, связаны с километровым печатающим счетчиком 10, связанным с лентопротяжным механизмом.

Узел 1 для определения отметок содержит электромагнитные считывающие головки

11 — 13, расположенные напротив импульсных дорожек 14 — 17. Вал 18 с насаженными дисками 19 заключены в кожух 20, к которому прикреплены опорные колодки 21, с вмонтированными в них электромагнитными считывающими головками 22 — носителем информации, выполненным в виде бумажной ленты на лентопротяжном столе.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом съемки продольного (Ipoфиля трассы на цифропечатающем счетчике 8 вручную устанавливают исходную вертикальную отметку, которая может быть абсолютной отметкой от уровня Балтийского моря или условной.

Исходная отметка по команде оператора печатается на нулевой начальной вертикальной координате профиля. Километровый печатающий счетчик 10 устанавливается на нулевой отсчет. Пульт программного управления печатанием вертикальных отметок (не показан) устанавливается на заданную программу печатания, например через 100 м. Самописец 9 устанавливается в зависимости от предстоящего рельефа профиля, перед подъемом — в нижнее положение, а перед спуском в верхнее положение бумажной ленты носителя. Проверяется

5 !

О

55 соответствие показания стрелки уклономера 4 с показанием потенциометра датчика 5 угла наклона.

Автоматическое взаимодействие всех при боров осуществляется в следующем порядке.

Предположим, что указательная (коммутирующая) стрелка (не указана) уклономера 4 по сигналу датчика 5 угла наклона включает на циферблате (не указан) уклономера, например, контакт деления 10 тысячных, который связан со считывающей головкой 13 (фиг. 3), которая расположена напротив импульсной дорожки 17, содержащей 10 импульсных датчиков на один оборот диска. Таким образом, устройство передаст электронно-коммутаторному блоку 6 по каналу положительной шкалы 10 импульсов, по которым реверсивный шаговый электродвигатель 7 повернет вал цифропечатающего счетчика 8 по нарастающему счету на 10 единиц.

При принятой, например, расчетной частоте вращения вала 18 дискового блока в 100 оборотов на 1 км пройденного пути получится, что на этом уклоне на протяжении 1 км пути цифропечатающий счетчик 8 отсчитает 1000 единиц. А при принятой цене одного импульса, например, в 1 см измерения высоты, получаем, что на протяжении 1 км пути трасса поднялась на 1000 см или на

10 метров, что и соответствует подъему с уклоном в 10 тысячных.

Таким образом, вертикальная отметка в конце километрового расстояния от начала увеличится на !000 единиц.

3а пройденное расстояние в 1 км цифропечатающий счетчик 8 по сигналу пульта управления, установленному, например, на программе печатания через 200 м длины пути, отпечатает в графе «Вертикальные отметки» пять отметок: превышающую исходную отметку на 200, 400, 600, 800 и на

1000 см; связанный с реверсивным шаговым электродвигателем 7, самописец 9 поднимет профильную линию на расстоянии в 1 км пройденного пути на 10 м в соответствующем вертикальном масштабе продольного профиля.

Таким образом, при движении всего комплекса (например, дорожной инвентаризационной машины) по трассе, с включенными лентопротяжным механизмом и уклономером, автоматическая система будет непрерывно действовать, решая уравнение

Н й+!! tgn, где Н вЂ” вертикальная отметка данной точки профиля;

h — исходная вертикальная отметка (абсолк>тная или условная);

l — расстояние, пройденное с каким-то одним углом наклона;

tgn — наклон трассы к горизонту, с которым пройдено расстояние l, выраженный в тысячных долях.

1262285

Формула изобретения

) /1 12 2/

3

При проходе на подъеме показания положительной шкалы уклономера будет включаться в указанное уравнение со знаком +, а при спуске, показания отрицательной шкалы уклономера будет включаться в уравнение со знаком —.

Таким образом, на цифропечатающем счетчике 8 все время будет зафиксирован отсчет Н из указанного уравнения, определяющий вертикальную отметку точки профиля, на которой находится дорожная инвентаризационная машина.

Устройство для определения отметок продольного профиля трассы, содержащее реверсивный шаговый электродвигатель, уклономер со шкалой, лентопротяжный механизм, набор дисков, насаженных на вал, с импульсными датчиками, установленными на их плоскостях в виде круговых дорожек, и считывающие электромагнитные головки, выходы которых связаны с реверсивным шаговым электродвигателем, отличающееся тем, что, с целью повышения точности за счет линеаризации функции влияния уклона на результаты измерений, на каждом диске расположены дополнительные круговые концентрические дорожки, шкала уклономера выполнена в виде оцифрованных контактных делений, связанных с входами соответствующих электромагнитных головок, а вал дис15 кового набора кинематически связан с лентопротяжным механизмом.

l262285

А-А

6 вЂ

Фиг.5

Редактор П. Коссей

Заказ 5410/36

17

1Z

17

Составитель Т. Древновская

Техред И. Верес Корректор А. Знмокосов

Тираж 670 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для определения отметок продольного профиля трассы Устройство для определения отметок продольного профиля трассы Устройство для определения отметок продольного профиля трассы Устройство для определения отметок продольного профиля трассы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно проведению инженерных грунтово-гидрологических изысканий автомобильных дорог

Изобретение относится к области транспорта, а точнее - к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к транспорту, в частности к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к определению профиля поверхности дорожного покрытия с помощью транспортных средств, движущихся вдоль его профиля, например, при строительстве или эксплуатации дорог

Изобретение относится к измерительной технике для топографической съемки, данные которой могут быть использованы при ремонте и реконструкции дорог, взлетно-посадочных полос и т.п

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при проведении инженерных изысканий автомобильных дорог на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильной дороги

Изобретение относится к геодезическим изысканиям, в частности к способам расстановки насосных станций на трассе полевых магистральных трубопроводов с помощью транспортных средств, движущихся вдоль профиля, подлежащего трассированию, преимущественно для насосных станций, привод которых осуществляется от двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к мониторингу автомобильных дорог, в частности автомобильных дорог средних классов с гравийным, асфальтобетонным и другим покрытием дорожной одежды
Наверх