Узел крепления обмотки в полузакрытых пазах магнитопровода электрической машины

 

Изобретение относится к электротехнике , а именно к узлу крепления всыпной обмотки в пазах магнитопровода эл. машины. Цель изобретения - повышение надежности и упрощение технологии изготовления. Узел крепления обмотки представляет собой заклинивающий элемент (ЗЭ) 1 из упругого материала, имеющий V-образный профиль. ЗЭ 1 расположен между концевыми частями 2 пазовой гильзы 3 и стенками 4 верхней части паза 5. ЗЭ 1 вершиной обращен к дну паза 5, а концевые части 2 пазовой гильзы 3 отогнуты к оси паза. При установке ЗЭ 1 его боковые участки входят в соприкосновение с кромками шлица и сжимаются , вершина ЗЭ 1 внедряется в паз, раздвигая и отгибая к оси паза концевые части 2 пазовой гильзы 3 и выталкивая проводники 8 к дну и стенкам паза. ЗЭ 1 с V-образным профилем обеспечивает высо (О кий уровень уплотнения обмотки в пазу и (/) надежную ее фиксацию при пониженном расходе материала на его изготовление. 3 ил. IN5 о: ел со 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Л0„„ 1265918 А1 (sg 4 Н 02 К 3 48

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А 8ТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ц 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3783999/24-07 (22) 25.08.84 (46) 23.10.86. Бюл. № 39 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский институт технологии электрома шиностроения (72) Л. М. Гафт, А. Я. Сорока и В. E. Устьянов (53) 621.315 (088.8) (56) Патент США № 3371237, кл. 310 †2, 1968.

Бернштейн Л. N. Изоляция электрических машин общепромышленного применения.— М.: Энергия, 1971, с. 163 — 165. (54) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ОБМОТКИ В

ПОЛУЗАКРЫТЫХ ПАЗАХ МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к узлу крепления всыпной обмотки в пазах магнитопровода эл. машины.

Цель изобретения — повышение надежности и упрощение технологии изготовления. Узел крепления обмотки представляет собой заклинивающий элемент (ЗЭ) 1 из упругого материала, имеющий V-образный профиль.

ЗЭ 1 расположен между концевыми частями 2 пазовой гильзы 3 и стенками 4 верхней части паза 5. ЗЭ 1 вершиной обращен к дну паза 5, а концевые части 2 пазовой гильзы 3 отогнуты к оси паза. При установке ЗЭ 1 его боковые участки входят в соприкосновение с кромками шлица и сжимаются, вершина ЗЭ 1 внедряется в паз, раздвигая и отгибая к оси паза концевые части 2 пазовой гильзы 3 и выталкивая проводники 8 к дну и стенкам паза. ЗЭ 1 с V-образным профилем обеспечивает высокий уровень уплотнения обмотки в пазу и надежную ее фиксацию при пониженном расходе материала на его изготовление. 3 ил.

1265918

Формула изобретения г ч

Фиг.1

ВНИИПИ Заказ 5677/54 Тираж 631 Подписное

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к конструкции узла крепления обмотки в пазах магнитопровода электрической машины, в частности в полузакрытых пазах якорей и роторов, и может быть использовано в электретехнической промышленности.

Цель изобретения — повышение надежности и упрощение технологии изготовления узла крепления обмотки.

На фиг.1 изображены элементы узла крепления обмотки перед сборкой; на фиг.2 — то же, в процессе сборки узла; на фиг.3 — узел крепления обмотки в сборе.

Узел крепления обмотки содержит заклинивающий элемент 1 из упругого материала, расположенный между концевыми частями 2 пазовой гильзы 3 и стенками 4 верхней части паза 5. Заклинивающий элемент 1 имеет V-образный профиль, вершиной 6 обращенный к дну паза 5, при этом концевые части 2 пазовой гильзы 3 отогнуты к оси паза 5 (фиг.3).

Сборка (изготовление) узла крепления обмотки осуществляется одним из известных способов, например введением заклинивающего элемента 1 в верхнюю часть паза 5 через его шлиц с помощью инструмента 7 типа пластины (фиг.1 и 2) . При установке заклинивающего элемента 1 боковые участки элемента входят в соприкосновение с кромками шлица, в результате чего сжимаются, а вершина 6 элемента 1 внедряется в паз 5, раздвигая и отгибая к оси паза концевые части 2 пазовой гильзы 3, выталкивая (вытесняя) проводники 8 к дну и стенкам паза 5, тем самым уплотняя проводники 8 в пазу 5.

После того, как боковые участки элемента пройдут шлиц паза 5, под действием сил упругости боковые участки элемента раздвигаются, раздвигая при этом концевые части 2 пазовой гильзы 3 и дополнительно уплотняя и фиксируя проводники 8 в пазу 5 (фиг.3) .

Использование предлагаемой конструкции узла крепления обмотки позволяет повысить его надежность за счет того, что заклинивающий элемент с V-образным профилем и вершиной, обращенной к дну паза, обеспечивает высокий уровень уплотнения обмотки в пазу, следовательно предотвращает перемещения обмотки при работе электрической машины. Такой профиль в сочетании с отогнутыми к оси паза концевыми частями пазовой изоляции, прилегающими к боковым участкам заклинивающего элемента, обеспечивает надежную фиксацию обмотки в пазу при пониженном расходе материала на заклинивающий элемент. Кроме того, изобретение позволяет упростить технологию изготовления узла крепления обмотки, поскольку V-образный профиль упругого элемента дает возможность устанавливать эле2О мент через шлиц паза, исключив смятие, выворачивание, поломку заклинивающего элемента независимо от степени расшихтовки и скоса пазов. В качестве материала для заклинивающих элементов могут быть ис25 пользованы пленочные, композиционные материалы с необходимым классом нагревостойкости и т. д.

Узел крепления обмотки в полузакрытых пазах магнитопровода электрической машины, содержащий заклинивающий элемент из упругого материала, расположенный между концевыми частями пазовой гильзы и стенками верхней части паза, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения технологии изготовления, заклинивающий элемент имеет Ч-образный профиль, вершиной обращенный к дну паза, при этом концевые части пазовой гильзы отогнуты к оси паза.

Узел крепления обмотки в полузакрытых пазах магнитопровода электрической машины Узел крепления обмотки в полузакрытых пазах магнитопровода электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к злектромашиностроению , в частности к конструкции статора электрической машины

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение эксплуатационной надежности и упрощение статора электрической машины

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к конструкции статоров электрических машин, в которых для крепления обмотки в открытых пазах магнитопровода используют клин и прокладки

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в динамоэлектрических машинах

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для изготовления обмоток, используемым для укладки проводников обмотки внутри открытых пазов роторов и статоров, преимущественно силовых электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к асинхронному сварочному генератору для ручной дуговой электросварки

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения якорей быстроходных электродвигателей с принудительным обдувом воздуха

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх