Электрическая машина

 

1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА с газовым охлаждением, преимущественно турбогенератор, содержащая ротор и статор с сердечником, имеющим радиальные вентиляционные каналы и обмотку, размещенную в пазах сердечника , закрепленную выступающими в зазор между ротором и статором пазовыми клиньями, образующими с внутренней поверхностью сердечника полости, соединенные с указанным зазором и радиальными.вентиляционными каналами, отличающаяся тем, что, с целью улучшения охлаждения , выступающие части клиньев в соседних пазах сопряжены между.собой по боковым поверхностям, а . указанные полости по всей длине разделены поперечными перегородками на отдельные камеры, имеющие на внутренней поверхностистенок вытянутые в тангенциальном направлении отверстия, смещенные в осевом С S направлении от радиальных каналов. . 2. Машина поп.1, отлича (Л ющаяся тем, что выступающие с в зазор части клиньев имеют в поперечном сечении Т-образную форму. 3. Машина по п.1, а-т л и ч а ю щ а я с я тем, что выступающие в зазор части клиньев имеют в попею речном сечении Г-образную форму.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ggy Н 02 К 9/02 3/48

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2i) 3784578/24-07 (22) 28.08.84 (46) 30.12.85. Бюл. ¹ 48 (71) Научно-исследовательский,проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электрома. шиностроения Харьковского завода

"Электротяжмаш" им. В.И.Ленина (72) В.В.Кошелев, В.Б.Каплунов, В.В.Кузьмин, А.К.Шофул и И.Я.Черемисов (53) 621.313.713(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

523485, кл. Н 02 К 3/48, 1976.

Авторское свидетельство СССР № 873337, кл. Н 02 К 3/48, 1981. (54)(57) 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА с газовым охлаждением, преимущественно турбогенератор, содержащая ротор и статор с сердечником, имеющим радиальные вентиляционные каналы и обмотку, размещенную в пазах сердечника, закрепленную выступающими в зазор между ротором и статором,.SU„„1201964 А пазовыми клиньями, образующими с внутренней поверхностью сердечника полости, соединенные с указанным зазором и радиальными. вентиляционными каналами, отличающаяся тем, что, с целью улучшения охлаждения, выступающие части клиньев в соседних пазах сопряжены между.собой по боковым поверхностям, а . указанные полости по всей длине разделены поперечными перегородками на отдельные камеры, имеющие на внутренней поверхности стенок вытянутые в тангенциальном направлении отверстия, смещенные в осевом направлении от радиальных каналов.

2. Машина по п.1, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что выступающие в зазор части клиньев имеют в поперечном сечении Т-образную форму.

3. Машина по п.1, о--т л и ч а— ю щ а я с я тем, что выступающие в зазор части клиньев имеют в поперечном сечении Г-образную форму.

1201964

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении электрических машин, например турбо- и гидрогенераторов, а также при реконструк. ции электрических машин, находящихся в эксплуатации.

Целью изобретения является улучшение охлаждения.

На фиг.1 показана электрическая машина, продольный разрез; на фиг . 2 и 3 - вид А на фиг.1 и разрез

"Б-Б на фиг.2 для Т-образного выполнения выступающей части клина; на фиг.4 и 5 — вид А на фиг.1 и разрез

Б-Б на фиг.4 для Г-образного выполнения выступающей части клина.

Электрическая машина содержит статор с сердечником 1, охлаждаемым газом, проходящим через радиальные вентиляционные каналы 2. Раздача газа осуществляется со стороны спинки сердечника. В пазах 3 сердечника размещена обмотка 4, закрепленная пазовыми клиньями 5, выступающими в зазор 6 электрической машины между статором и ротором 7.

Выступающие в зазор части клиньев 8 выполнены из электроизоляционного материала, например пластмассы АГ-4, и имеют Т-образную (фиг.2 и 3) или Г-образную (фиг.4 и 5) форму. Этими выступающими частями 8 со стороны расточки сердечника 1 статора образованы полости 9, разделенные внутренними поперечными перегородками 10 на отдельные камеры 11 в пределах каждого зубца 12.

Камеры 11 соединены с одной стороны с выходом 13 из радиального вентиляционного канала 2, а с другой стороны 14 через тангенциальные вырезы

15 в выступающих частях 8 пазовых клиньев 5 — с зазором 6 электрической машины. Вырезы 15 смещены в аксиальном направлении относительно выхода 13 иэ радиального вентиляционного канала 2 в сторону движения охлаждающего газа в зазоре 6 электрической машины.

Для исключения паразитных перетоков газа из камер 1 1 в. зазор 6 машины выступающие части клиньев 5 сопряжены по боковым поверхностям так, чтобы зазоры 16 были минимально возможными, Выступающие в зазор машины клинья устанавливают по крайней мере на части длины сердечника 1 в наиболее нагруженных зонах: средней или торцовой.

В работающей электрической машине охлаждающий, сердечник статора газ проходит по радиальному вентиляционному каналу 2 и, попадая в камеру 11, охлаждает со стороны расточки сердечника коронку зубца 12.

Затем газ выходит из камеры 11 через тангенциальный вырез 15 в-выступе

8 пазового клина. В результате того, что в камеру 11 при заданном направлении движения охлаждающего газа . практически исключается попадание более подогретого газа из зазора, достигается интенсификация охлаждения зубцов 12 сердечника статора, а следовательно, повышение надежности и нагрузочной способности электрической машины, Этому способствует и то, что в обычной конструкции, движущийся с высокой скоростью газ в зазоре создает дополнительное сопротивление радиальному потоку газа на

30 выходе из вентиляционных каналов.

В предлагаемой конструкции охлаж дающий газ выходит в зазор между статором и ротором не непосредственно из вентиляционного канала 2 в сердечнике, а из камеры 11, при чем направление движения газа внутри камеры и на выходе из нее совпадает с направлением движения газа в зазоре машины. Это снижает гидравлическое сопротивление на входе газа в зазор электрической машины, особенно при высокой аксиальной скорости газа в зазоре.

45 Выступ пазового клина Т-образной формы более механически надежен (меньше консоль), но сложнее в изготовлении, чем выступ пазового клина Г-образной формы, который проще в

gp:изготовлении.

Использование изобретения обеспечивает повышение надежности электрической машины и улучшение ее охлаждения.

1201964

1201964

Puz. 3

ВидА рие. 9

9 О дЯИИПИ Заказ 8101/56 Тираж 645 Подписное филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение эксплуатационной надежности и упрощение статора электрической машины

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники
Наверх