Комплексный блокируемый гидротрансформатор

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях колесных и гусеничньрс машин. Цель изобретения - повышение точности V (Л С Jff . IS jr/ J/VJ |T nw. /

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (gg 4 F 16 Н 41/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ г 1 В 1У1гФ

ГОСУДАРСТЯЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОткРытий (21) 3743710/25-06 (22) 15.05.84 (46) 07. 11.86. Бюл. М 41 (72) А.И.Сафонов (53) 621.226.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 903636, кл . F 16 Н 45/02, 1980.

„„SU„„1268850, А 1 (54) КОМПЛЕКСНЫЙ БЛОКИРУЕИЫЙ ГИДРОТРАНСФОРИАТОР (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях колесных и гусеничных машин. Цель изобретения — повышение точности

12 включения блокировочного фрикциона ((БФ) 5 гидротрансформатора (Г) . Между насосным и турбинным колесами (К)

2,3 находится планетарный дифференциал 16, связанный через фрикцион 28 с золотником 14, .сообщающим полость

Г с бустером 6. По достижении расчетного отношения чисел оборотов К 2 и 3 уравниваются их угловые скорости. ,Увеличение оборотов К 3 приводит к перемещению золотника 14 в положение, при котором рабочая жидкость через каналы 3 1, 33 попадает в управ ляющую полость 11 бустера 6. Под

68850 действием центробежных сил, возникающих в жидкости из-эа ее вращения, сжимаются ведущие 9 и ведомые 10 диски БФ 5, открывая его. Для выключения БФ 5 обороты К 2 и 3 должны снизиться до расчетных значений. В результате под действием центробежной силы происходит перемещение эолбтника 15 и сообщение управляющей полости 11 со сливным отверстием 34. Т.к. золотники 14 и 15 включены последовательно, включение и выключение

БФ 5 происходит на разных режимах работы Г. 1 э.п. ф — лы, 9 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях колесных и гусеничных машин.

Цель изобретения — повышение точности включения блокировочного фрикциона гидротрансформатора.

На фиг. 1 представлен комплексный блокируемый гидротрансформатор, раз- 10 рез, на фиг. 2 — кинематическая схема планетарного дифференциала с доC полнительным фрикционом, управляющим золотником, гидравлически связанным с рабочей полостью гидротрансформато- 15 ра, на фиг. 3 — план скоростей планетарного дифференциала и дополнительного фрикциона в положении, когда золотник выключен, на фиг. 4— план скоростей в начальный момент включения золотника; на фиг. 5— план скоростей в положении, когда золотник выключен, на фиг. 6 — разрез А-А на фиг. 1, положение золотников, связывающих рабочую полость гидротрансформатора с управляющей полостью бустера и со сливом в случае, когда блокировочный фрикцион выключен, на фиг. 7 — то же, положение золотников, при котором блокйровочный фрикцион подготовлен к включению на фиг. 8 — то же, положение золотников при включенном блакировочном фрикционе» на фиг. 9 — то же, положение золотников, при котором блокировочный фрикцион подготовлен

35 к включению .

Комплексный блокируемый гидротрансформатор содержит размещенные в рабочей полости 1 насосное- колесо

2, турбинное колесо 3 и реактор 4, а также блокировочный фрикцион 5 и бустер 6.

Реактор 4 установлен на подвижной опоре 7. Блокировочный фрикцион 5 состоит иэ нажимного диска 8, воздействующего на ведущие диски 9, связанные с насосным колесом 2, и ведомые диски 10, связанные с турбинным колесом 3. Бустер 6, размещенный в расточке турбинного колеса 3 коаксиально с рабочими колесами гидротрансформатора, имеет кольцевую управляющую полость 11. Тягой 12 бустер б может перемещать нажимной диск 8 блокировочного фрикциона 5. Для возврата нажимного диска 8 в исходное положение предназначены пружины 13.

Управляющая полость 11 бустера 6 гидравлически связана с рабочей полостью 1 гидротрансформатора и со сливом через золотники 14 и 15.

Между насосным 2 и турбинным 3 колесами гидротрансформатора имеется кинематическая связь, выполненная в виде планетарного дифференциала

16, при этом в насосном колесе 2 на подшипниках 17 установлена шестерня

18, находящаяся в зацеплении с зубчатым венцом 19 выполненным на подвижной опоре 7. реактора 4. Шестерня 20, связанная с шестерней 18, сцеплена с венцом 21 солнечной шес3 1 терни 22 дифференциала 16. Саттелит

23 дифференциала 16 установлен на подшипнике 24 в водиле 25 и сцеплен с солнечной шестерней 22 и коронной шестерней 26, которая нарезана в теле турбинного колеса 3.

К водилу 25 при помощи подпружиненного прижимного диска 2? поджимается фрикционный диск 28 дополнительного фрикциона 29. Фрикционный диск 28 снабжен выступом 30, при помощи которого осуществляется перемещение золотника 14, гидравлически связанного с рабочей полостью I гидротрансформатора.

Золотник 14 каналом 3 1 гидравлической связи соединен с золотником

15, который в исходном положении поджат пружиной 32. Золотник 15 служит для сообщения канала 31 с управляющей полостью 1 1 бустера 6 при помощи канала 33 гидравлической связи, а также для соединения канала 33 со сливом через отверстие 34.

На планах скоростей (фиг. 3-5) при помощи линий 35-46 представлено изI менение угловых и линейных скоростей различных элементов планетарного дифференциала 16 и дополнительного фрикциона 29 в зависимости от режима работы гидротрансформатора.

Комплексный блокируемый гидро- . трансформатор работает следующим образом.

При трогании машины с места GpH малых скоростях движения обороты насосного колеса 2 значительно выше оборотов турбинного колеса 3. Угловая скорость шестерни 19 (фиг, 2 и

3) выражена линией 35 и определяется скоростью оси шестерни 18 (линия 36) и скоростью в полюсе зацепления шестерни 18 и венца 19, которая равна нулю. По линии 35 определяется скорость полюса зацепления шестерни 20 и венца 21 (линия 37).

Следовательно, линия 38 является угловой скоростью солнечной шестер ни 22. Линии 39 и 40 — скорости полюсов зацепления сателлита 23 с солнечной шестерней 22 и коронной шестерней 26 — определяют положение пинии 41 угловой скорости сателлитa

23, а получаемая при этом линейная скорость оси сателлита 23 (линия 42) определяет положение линии 43 угловой скорости водила 25. Угловая скорость (линия 44) турбинного колеса 3

268850 4 оказывается меньше угловой скорости водила 25. Также и линейная скорость фрикционного диска 28 (линия 45) оказывается меньше скорости нажимного диска 27 (линия 46), т.е. дополнительный фрикцион 29 на водиле 25 пробуксовывает, а это приводит к тому, что выступ ЭО диска 28 постоянно отжимает золотник 14 в положение

10 (фиг. 6), при котором канал 3 1 не сообщается с рабочей полостью 1 гидротрансформатора. Рабочая жидкость не может проходить в управляющую полость 11 бустера 6 (фиг. 1) бло1 кировочный фрикцион 5 выключен.

По мере увеличения оборотов турбинного колеса 3 (фиг. 7), увеличивается центробежная сила, действующая на золотник 15, который сжимает

2б пружину 32 и, перемещаясь, сообщает канал 33 с каналом 3 1, одновременно перекрывая сообщение канала 33 со сливным отверстием 34. Блокировочный фрикцион 5 подготовлен к

25 включению.

По достижении расчетного отношения чисел оборотов насосного 2 и турбинного 3 колес (фиг. 4) уравниваются угловые скорости (линии 38, 43 и 44) соответственно солнечной шестерни 22, водила 25 и турбинного колеса 3. Теперь сколь угодно малое увеличение оборотов турбинного колеса 3 приводит к перемещению золотника 14 в положение (фиг. 8), при

35 котором канал 31 сообщен с рабочей .полостью 1 гидротрансформатора. Рабочая жидкость через каналы 31 и, 33 попадает в управляющую полость 11 бустера 6. Центробежные силы, действующие в рабочей жидкости из-за ее вращения с турбинным колесом Э, давят на бустер 6, который при помощи тяг 12 перемещает нажимной диск 8 и сжимает ведущие 9 и ведомые 10 диски блокировочного фрикциона 5. Блокировочный фрикцион 5 включен.

При включении блокировочного фрикциона 5 увеличивается угловая скорость турбинного колеса 3. Возрастает (фиг. 5) скорость полюса зацепления сателлита 23 (линия 40) и коронной шестерни 26. Следовательно, увеличивается линейная скорость оси

H сателлита 23 (линия 42) . Угловая скорость водила 25 (линия 43) становится больше угловой скорости турбинного колеса 3 (линия 44) . Линейная

68850 6 тической связью насосное и турбинное колеса, а также реактор, блокировочный фрикцион, жестко связанный с бустером, управляющая полость которого

5 гидравлически связана через два золотника с рабочей полостью гидротрансформатора и со сливом, причем золотник, связывающий рабочую полость гидротрансформатора с управляю111 щей полостью бустера выполнен с возможностью управления в зависимости от частоты вращения турбинного колеса, отличающийся тем, что, с целью повышения точности включения блокировочного фрикциона, в нем кинематическая связь между насосным и турбинным колесами выполнена в виде планетарного дифференциала, насосное колесо снабжено шестерней, находящейся в зацеплении с зубчатым венцом, .выполненным на опоре реактора и связанным с солнечной шестерней планетарного дифференциала, 4 коронная шестерня планетарного диф25 ференциала закреплена на турбинном колесе, а водило связано с дополнительным фрикционом, при этом орган управления золотника, установленного в гидравлической линИи связи между р рабочей полостью гидротрансформатора и управляющей полостью бустера, кинематически связан с диском дополнительного фрикциона.

3S формула изобретения

i, Комплексный блокируемый гидротрансформатор, содержащий размещенные в рабочей полости, связанные кинема- щ

Фиг. 7

5 12 скорость фрикционного диска 28 (линия 45) превышает. скорость нажимного диска 27 (линия 46) и выступ 30 удерживает золотник 14 в положении, открывающем канал 31 Случайные колебания оборотов насосного 2 и турбинного 3 колес не могут привести к разблокированию гидротрансформатора.

Для выключения блокировочного фрикциона 5 обороты насосного 2 и турбинного 3 колес должны снизиться до расчетных значений, при которых центробежная сила, действующая на золотник 14, становится меньше усилия пружины 32. Золотник 15, перемещаясь, сообщает канал 33 со сливным отверстием 34. Рабочая жидкость через канал 33 и отверстие 34 вытекает иэ управляющей полости 11 бустера 6 (фиг. 1)", бустер 6, тяги 12 и нажимной диск 8 под действием пружин 13 перемещаются, освобождая ведущие 9 и ведомые 10 диски блокировочного фрикциона 5. Гндротрансформатор раэблокирован.

Насосное колесо 2, не связанное теперь механически с турбинным колесом 3, ускоряет свое вращение, линейные и угловые скорости элементов приходят к соотношению, показанному на фиг. 3, а золотники 14 и 15 становятся в исходное положение, показанное на фиг. 6 °

2. Гидротрансформатор по п. 1, отличающийся тем, что бустер выполнен с кольцевой рабочей полостью и расположен в расточке турбинного колеса коаксиально с кочесами гидротрансформатора.

1268850

Фиг.

Фигб

Сост а ви тель Я . Бра цнав ск ий

Техред И. Ходанич Корректор М.Самборская

Редактор Е.Папп

Заказ 6014/37 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раунская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул. Проектная, 4

Комплексный блокируемый гидротрансформатор Комплексный блокируемый гидротрансформатор Комплексный блокируемый гидротрансформатор Комплексный блокируемый гидротрансформатор Комплексный блокируемый гидротрансформатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано в энергетических установках летательных аппаратов и наземных транспортных средств

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к роторным двигателям внутреннего сгорания, и может быть использовано в энергомашиностроении, тепловозо- и судостроении, авиации, тракторо- и автомобилестроении

Изобретение относится к гидравлическим передачам гидродинамического типа

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам управления блокировкой гидротрансформатора транспортных средств

Изобретение относится к строительным транспортным средствам, движение которых обеспечивается за счет гидравлического насоса

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к гидродинамическим передачам и может быть использовано в трансмиссиях самоходных машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в гидравлических передачах для преобразования энергии текучей среды в механическую энергию выходного звена
Наверх