Составное зубчатое колесо

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - повышение нагрузочной способности и упрощение сборки составного зубчатого колеса за счет использования цилиндрической пружины как элемента , замыкающего усилие между венцом и ступицей, и как элемента, позволяющего фиксировать последние друг относительно друга при сборке. В пазах 3 и 4 ступицы 2 и венца 1 попарно с зазором размещены призматические сухари 5 и 6. Буртики сухаря 5 охватывают венец 1 с его торцов, а буртики сухаря 6 - венец 1 и сгупицу 2. Глухие полуотверс гия на с харях 5 и 6 образуют собой ц;1линдрнческ ю полость, в которой размещена пружина 9. Плоскости cyxapeii 5 н б накло1;ены к радиальной нлоскости колеса под углом i. С хари 5 и 6 бы гь смещены относите,1ьно поверхности разъема Bei-ща 1 и ступицы 2 к оси колеса. Высоты Ь. и Ii2 буртиков сухарей 5 и 6 могут быть определены пз соотношений h.4 sinct; h (В-Н . to-oC) ;2, где В и Н - со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 F 16 Н 55/17

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

11, 1Р

И) А ())ыг. l

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3921524/25-28 (22) 03.07.85. (46) 23.11.86. Бвл. № 43 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О. В. Берестнев, Г. В. Мойсенович.

В. Л. Басинюк и С. А. Иванов (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 243349, кл. F 16 Н 55/14, 1968. (54) СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к м вши ностроению. Цель изобретения — повышение нагрузочной способности и упрощение сборки составного зубчатого колеса за счет использования цилиндрической пружины как элемента, замыкающего усилие между венцо и ступицей, и как элемента, позволяющего фиксировать последние друг относителы)0 друга при сборке. В пазах 3 и 4 ступицы 2 и венца 1 попарно с зазором размещены призматические сухари 5 и 6. Буртики сухаря 5 охватывают венец 1 с его торцов, а

„„Я1„1„„1272042

á! pTH HH суx2pH 6 — В(. I!(1! I и с Г и и их

Глухие полуотвсрстия на с !харях 5 и 6 образуют между с«бol !11 линдрическук) полость, в которой размещена пружина 9.

Плоскости смхаре 1 о и 6 иакл«иены к раДИ2ЛЬНОЙ ИЛ««К«СTI! КОЛСС2 li«,1 М)СIОМ хари 5 и 6 могу -. был . смещены относиlc,!üно поверхности р()зъем(1 вепц(1 1 и cò!, пины

2 к оси колеса. 13ыс«ты 1), и 11 буртиков сухарей 5 и 6 vo!.óò быть определены из соотношений h, = — Л в)п с: 1) 4(В-Н.,р.с)12, где

В и Н - — OOTвс TC . БС !1и«11)и ри H 3 и III)1(!OTII

ССЧСI)И Я I13 PI)!»Х Х 2 I) C! l l) И !. Ii 2 ОС 1»«С I)),! 1!P (!—

l1гения !»0)сcа. Пi!!H .:Iеpед(ii".с н;)Г:), 31 1) и(—

1IC1 C3)101 CT3 Il:-I B.)H13 i() P. « ":I()CI!T(., lb(:« (1 париОГ« колес-:::з;а счет дс ф«(1 .: ..,, I, px х(:

H СOOTBCTCI ВМ!OillH. : C (ICH)ЕН)!). (Г Г »., 11 .» . в ппеделах заз«р(.в ),„:, ))АЙ, и Ь. В, I

01 харя 6 иес; Г «с))овк(к; «сс!-), 10 1 1 м и, H3 KO lCC0. 2 Л; ГИК!1 ",Х2РЯ I) ВЬ)1.«, IIH ; Г роль 32м v2 1 (акс)«11 !.1«c!i«ñ (,1, 0«пи (, (. ц(их 33301! 5, «осс!! с l и в 2(т«;1 ько (х и )I.i! цше усилия;12 и: "::,.:.) 1) cс р:)диа.)ьи,:,; нап))авлеиии. 2 3. !I. ф-лы. 3 ил.

1272!)42

И !обретение относится к x»f!инострое— нию и может быть использовано в зуб (ятых передачах.

Целью изобретения являе)ся повып!ение нагрузочной способности и упро цсние сборки составного зубчатого кол "ca за счет использования цилиндрической пру)KHf lb! к»к элемента, замыкяющег0 усили(меж.(у «е»цом и ступицей, и как элемента, >юзволяющего фиксировать !юследние друг от;кн» тельно друга при сборке.

На фиг. изображено составное 3> бчатое колесо; на фиг. 2 — разрез А Л на фиг. 1; на фиг. 3 — заготовка для:10.! чения пары сухарей.

Составное зубчатое колесо состоит пз разъемных венца 1 и ступицы 2, па ii(>licpxНОСтЯХ РаЗЪЕМа КОТОРЫХ РЯ )Н)МСРП0 Ilr окружности выполнены обряц(снные,(руl к другу прямоугольныс рядна Ib»tie пазы

3 и 4. В пазах 3 и 4 ii0!iap:to с зазор„ i: а между собой и зазорами 1>з и Ь, ря>мсп)спы призматические сухари 5 и 6.

Ha Topllax кяждоЙ Iiapbl cvx !1;(Й выполнены буртики в:!сотой h3 ня сухаре 5 и h на сухаре 6, которые охватываю> !0р цы соответственно венца и венца с0 ("гупицей. На поверхностях сухарей 5 и 6, об

paavK)tIIHx зазор Ь, выполнены глух»с с противоположных торцов э-. их cvxapcl. канавки 7 и 8, образу!ощие между гобой цилиндрическую полость диаметром D осью, параллельной оси коле(а.

Поверхности сухарей 5 и 6, образуюши зазор Л, наклонены к радиальной l!ëîñêoñòè колеса, проходящей через ось пол=сти ди»вЂ” метром D, под углом с, равным у(лx иcхо,iного контура. Упругие элементы, зямыкяк)щие усилие между венцом 1 и ступицей 2, выполнены в виде цилиндри>еских пружин!) и размещены в полости диаметром D.

Пары сухарей 5 и 6 могут быть сме:цепы относительно поверхности ра>ье>1;- ве.iaa и ступицы 2 к оси колеса.

Высоты 1> и 1>ябуртиков сухар(и 5 I! k! определяк> гся из cooTHO:пений

В-Н йд

2 где В и H — COOTflr TCTI>CHtfo! ilip5!H;I и «ысота сечения пары сухарей 5 и 6 и Ir)cKO("i»I() вращения колеса (фиг. 1) ..

Зубчатое колесо работает с.!едук)(цим образом.

В процессе передачи нагрузки проис >одит самоуcTBHoBKa венца 1 относительно парного колеса (не показано) за «чет деформации пружин 9 и соответствующHx смсщеняй сухарей 5 и 6 в предела, зазоров

h, h и (3. При этом пружина 9 испытыf>;let

В ОСНОВНОМ СжИМаЮЩИЕ ЕЕ В Р !(Harkt tfOXI направлении нагрузки, линия действия Которых перпендикулярна нове!>хност5!)1 »;— харей 5 и 6, накло:lcнным под мглом

П ри сборке кол(са в пазы 3 и 4 устанавливают сухари 6, которые саоНМН бур.Ièêàми высо!ой hg фиксиру)от венец 1 отtIocHIeльно ступицы 2. Далее в канавку 8

cxxapB 6 згкла ibIBaется пружина 9 с упором в глх x()H конец канавки 8 Сухарь 5 вводится 13 llaabl 3 и 4 путем деформации пружины 9 с торца, соответствующего открытой стороне канавки 7. При снятии монT;IiKftoH»ягрузки cx xaðb 5 своими буртиками высотой h фиксирует в сборке весь комплект деталеи: веH(.ц 1, ступицу 2, парный су;ярь 6 и пружину 9 (от выпадания). (0oTH0tIf(HH(. I>bi oT h y H h 2 буртиков выбирается с учетом, что буртики сухаря 6 несут основнун) осевую нагрузк)., а буртики сухаря 5 только выполняют роль замка.

Сме!ценис5м tlap су харей 5 и 6 относите Ib»0 повер;IIOcTH эазъсма венца 1 и сту:!ицы 2 к Ос» колес; можно обеспечить ми20 »5!маг!ьну)о толп(инx зубчатого вснца l, что позв()ляет получить 0»тимальные виброакус) »1 !еские характеристики колеса. Величина сме!пения определяется из расчета на сня-!!и гязя 4 венца 1, так как зазор Лмежду

25 (3 !рями 5 и 1, IipH ." аксималы(ых на>рузках ныоирается и сухари работают как жесткие

1!ii!0IlKH.

Для предотвря>пения !!î 10мок упругих элеме>ггов вс.(и !ина зазора Л устянавлнва(.ТСЯ ИЗ СО(П НО»1 IIH5

Р(з»(c. с

Рyq r Il pc Ilia H способ»оса ь уtlpx I 01 о

ЭЛ ЕМ С»T(1;

С -- жестко "- х прх гого элемента.

35 СуxapH получяк>1 из за> отовки (фи!. 3), :меюшей Е3Н1 прямоуголыюй призмы с глухим отверстием дия.,(етром D, для чего она !

)fl >резастся год уг,ion ((. к боковой грани.

Фо(>.>(ила и:>обретения

1. СОс гявн;>е зуг ча г(н колесо содержа:lt(е разъем!»10 !н-нсц и ступицу. ня поверхH0cTH х .)aз ь(м (! KOTO pl l x ран»омер(30 Il0 окру ж!н>сти Hblllo, lk-е»ы обра;ценные друг

45 к дрх гx upямох гг>льные радиалы(ые liaçû, :.!ризмятическ>!е гvx;IpH, п()tlapHo размещенные в после,п>их c:;ktçopîxf меж,k) собой, и упругие эле >гнты, у«Ta»QHленные I3 сухарях, oTли (иющееез! тем, !т(>, с целью повыщения нагрузочной clioc06tioc и упрощения сбор5(3 ки колеса, х су.<ар(й каждой пары на их

Top!Iax вып:)лпены т ртики, охватывающие торцы на одном из сухарей — — венца, а на другом — «спца и ступицы, и на установленных с зазором поверхностях глухие с противоположных орцов пары канавки. образующие че кду собой цилиндрическую н>лость с оськ>. параллельной ОсН колеса, ;н)верх»ости сухарей наклонены к радиа Ib1272042

4 где где

Составитель Б. Сергеев

Редактор О. Юрковецкая Техред И. Верес Корректор Е. Ропгко

Заказ 6322!33 Тираж 880 !1одиисиос

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Рву шская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 ной плоскости колеса, проходящей через ось полости, под углом, равным углу исходного контура, а упругие элементы выполнены в виде цилиндрических пружин и размещены в полостях.

2. Колесо по п. 1, отличающееся тем.

5 что пары сухарей смещены относительно поверхности разъема венца и ступицы к оси колеса.

3. Колесо по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что высоты буртиков сухарей опреде- 1О лены соотношениями

h, и h — высоты буртиков сухарей, соответственно охватывающих торцы венца и торцы венца и ступицы:

В и H — соответственно ширина и высота сечения пары сухарей плоскостью вращения колеса; — угол профиля исходного контура; — ширина зазора между сухарями пары.

Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах нормальной точности

Передача // 1232881

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано для зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в мобильной и бытовой технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в планетарных передачах с большими передаточными отношениями и передачах с паразитными шестернями, работающих в вакууме при отсутствии смазки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах для регулирования взаимного расположения сопрягаемых зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в передачах, редукторах и трансмиссиях для привода различных машин и механизмов

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к составам сталей, применяемых для изготовления ведущего и ведомого зубчатых колес, работающих в паре

Изобретение относится к ремонту деталей машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий
Наверх