Стопорное устройство

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения деталей машин и механизмов друг с другом в условиях больших перепадов температур. Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей за счет автоматического перемещения ползуна стопорного устройства при изменении рабочей температуры. Стопорное устройство состоит из корпуса 1 с расположенным в нем ползуном , выполненным в виде ряда злементов (Э) 2,3,4и5. Э2и4 выполнены из материала с минимальным темпе ; ратурным коэффициентом расширения (ТКР), а Э 3 и 5 - с максимальным ТКР. Э 2,3,4, последовательно соединены между собой и корпусом 1 таким образом, что обеспечивается их взаимное перемещение относительно друг друга и корпуса 1 при рабочей температуре внешней среды при соотW ветствующем выдвиженииползуна в направлении 4«ксируемой детали. 1 з.п, с ф-лы, 2 ил. ND СО О) О5фиг . 2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1273660 А1 @4 F 16 В 1/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ д; всг" "

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 38 741 59/2 5-2 7 (22) 06.02.85 (46) 30.1!.86. Бюл. В 44 (72) В. В. Горин (53) 62 1. 838. 19 (088, 8) (56) Крайнев А. Ф. Словарь-справочник по механизмам. М.: Машиностроение, 1981, с. 343, рис. а.

Авторское свидетельство СССР

В 298766, кл. F 16 В 1/00, 1970. (54) CTOIIOPHOE УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения деталей машин и механизмов друг с другом в условиях больших перепадов температур. Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей за счет автоматического перемещения ползуна стопорного устройства при изменении рабочей температуры. Стопорное устройство состоит из корпуса 1 с расположенным в нем ползуном, выполненным в виде ряда элементов (Э) 2,3,4 и 5. Э 2 и 4 выполнены иэ материала с минимальным темпе-, ратурным коэффициентом расширения (ТКР), а Э 3 и 5 — с максимальным

ТКР. Э 2,3,4,Р последовательно соединены между собой и корпусом 1 таким образом, что обеспечивается их взаимное перемещение относительно друг друга и корпуса 1 при рабочей температуре внешней среды при соответствующем выдвижении ползуна в направлении фиксируемой детали, 1 з,п, ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к узлам и деталям машин для закрепления и соединения их друг с другом в условиях больших перепадов температур, Цель изобретения — повышение эксплуатационных воэможностей путем автоматического перемещения ползуна при изменении рабочей температуры.

На фиг. 1 показано стопорное устройство при нерабочей температуре; на фиг. 2 " то же, при рабочей температуре, Устройство состоит из корпуса 1 с расположенным в нем ползуном, выполненным в виде ряда элементов 2,3, 4 и 5, соединенных последовательно, причем элементы 2 и 4 выполнены из материала с минимальным температурным коэффициентом расширения (TKP), а элементы 3 и 5 — из материала с максимальным ТКР, Предпочтительно выполнять элементы 2,3,4 и 5 в виде концентрично расположенных втулок.

Стопорное устройство работает следующим образом.

Элемент 2 соединен с корпусом 1 верхним торцом, а нижним торцом он соединен с элементом 3, который верхним торцом соединен с элементом

4, а тот в свою очередь соединен нижним торцом с элементом 5. При йерабочей температуре элементы 2-5 имеют одинаковый вертикальный размер. При увеличении температуры рабочей среды элементы 2-5 занимают положение (показано на фиг. 2), при котором они входят в паз удерживаемой детали (условно не показана), т,е. в результате указанного расположения элементов 2-5, имеющих разный ТКР, изменение линейного размера на каждой паре элементов накапливается кратно количеству пар. Таким образом, удерживаемая деталь застопорена при рабочей температуре.

Для того, чтобы удерживаемую деталь

127366О 2 вывести иэ стопореиия, необходимо понизить температуру до первоначального значения, при которой элементы

2-5 занимают положение, показанное

5 иа фиг, 1.

Изобретение может быть.использовано в механизмах, работающих при больших перепадах температур, например в рабочем органе теплового реле, 10 в узле крепления тепловьщелякнцих сборок, в опорной плите активной зоны ядерного реактора, Формула изобретения

1. Стопорное устройство, содержащее корпус и полэун, размещенный в отверстии, выполненном в корпусе со стороны установочной плоскости, 20 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей за счет автоматического перемещения полэуна при изменении рабочей температуры, ползун выполнен

25 в виде ряда равных по высоте элементов, установленных с возможностью контакта между собой и стенками отверстия по смежным поверхностям, каждый промежуточный элемент одним

З0 концом жестко соединен с предыдущим, а противоположным — с последующим элементами, смежные элементы выполнены из материалов с различными коэффициентами температурного расши35 рения, 1емпературные коэффициен ы расширения четных элементов ряда превышают по величине аналогичные коэффициенты нечетных элементов, а крайний элемент свободным концом жестко связан с периферийным участ-, ком отверстия в зоне установочной плоскости корпуса.

2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что каждый

45 элемент ползуна выполнен в виде втулки, а ряд образован концентричной установкой втулок одна относительно другой. !

1273660

Составитель В. Голов

Редактор М. Петрова ТехредМ,Хоцанич

Корректор И. Зрдейи

Заказ 6410/33 Тиразк 777

ВНИИПИ Государственного комитета СССРпо делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Ю

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Уигород,. ул. Проектная, 4

Стопорное устройство Стопорное устройство Стопорное устройство 

 

Похожие патенты:

Фиксатор // 1190099

Изобретение относится к машиностроению, а именно к элементам листового корпуса бытового агрегата

Изобретение относится к способу фиксации металлических деталей от проворачивания вокруг оси крепления и может быть использовано в различных областях техники и машиностроения, например для фиксации пружинного зажима и акустического сигнализатора износа на колодке дискового тормоза автомобиля

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции стыковочных узлов секционных конструкций

Изобретение относится к конструкциям металлических рам для электрических стоек

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и представляет собой механическое средство фиксации изделий

Изобретение относится к области машиностроения, когда требуется обеспечить свободу тепловых деформаций изделий

Изобретение относится к средствам стыковки и расстыковки различных частей, преимущественно в изделиях космической техники

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, в частности, при разработке и проектировании космических аппаратов

Изобретение относится к механизмам вообще, а именно к быстроразъемным устройствам для соединения деталей, например, металлических труб с регулированием по высоте, и может найти особенно эффективное применение при изготовлении школьной, компьютерной мебели, складских стеллажей, строительных лесов, а также в других отраслях народного хозяйства, где требуется сборка конструкций с регулированием по высоте
Наверх