Центробежная муфта

 

Изобретение относится к области машиностроения , а точнее к устройствам для передачи вращения. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности муфты. Центробежная муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, соединенные фрикционными дисками 3. На ведущей полумуфте 1 установлены подпружиненный нажимной диск 10, сепаратор 6 с щариками и упорный диск 12. Шарики 8 размещены в окнах сепаратора и контактируют с радиальными направляющими на нажимном диске 10 и с упорным диском 12. При разгоне ведущей полумуфты 1 щарики под действием центробежной силы перемещаются вдоль радиальных направляющих от оси муфты. Воздействуя на скосы окон сепаратора, шарики поворачивают его, одновременно воздействуя на конусную поверхность нажимного диска 10, перемещая его в осевом направлении и обеспечивая сжатие фрикционных дисков. Увеличение нагрузочной способности муфты обеспечивается за счет увеличения усилия сжатия дисков путем воздействия щарикоБ непосредственно на нажимной диск и дополнительно через резьбовую пару сепаратора. 2 ил. с с (Л N3 СХ) ел ю 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1278524 цц 4 F 16 D 43 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3766263/25-27 (22) 09.07.84 (46) 23.12.86. Бюл. № 47 (72) М. П. Шишкарев (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1038649, кл. F 16 D 43/10, 1982. (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к области машиностроения, а точнее к устройствам для передачи вращения. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности муфты. Центробежная муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, соединенные фрикционными дисками 3. На ведущей полумуфте 1 установлены подпружиненный нажимной диск 10, сепаратор 6 с шариками и упорный диск 12. Шарики 8 размещены в окнах сепаратора и контактируют с радиальными направляющими на нажимном диске 10 и с упорным диском 12. При разгоне ведущей полумуфты 1 шарики под действием центробежной силы перемещаются вдоль радиальных направляющих от оси муфты.

Воздействуя на скосы окон сепаратора, шарики поворачивают его, одновременно воздействуя на конусную поверхность нажимного диска 10, перемещая его в осевом направлении и обеспечивая сжатие фрикционных дисков. Увеличение нагрузочной способности муфты обеспечивается за счет увеличения усилия сжатия дисков путем воздействия шариков непосредственно на нажимной диск и дополнительно через резьбовую пару сепаратора. 2 ил.

1278524

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи вращения.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности, точности срабатывания и уменьшение осевых габаритов муфты.

На фиг. 1 изображена центробежная муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Центробежная муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт, соединенных пакетом 3 фрикционных дисков. На ведущей полумуфте посредством шпонки 4 смонтирована резьбовая втулка 5, на которую навинчен посредством несамотормозящей резьбы левого направления сепаратор 6, имеющий окна под шарики, выполненные со скосами 7. Шарики 8 помещены в сепараторе 6 между скосами окон последнего и радиальными направляющими 9, закрепленными на нажимном диске 10. Последний установлен на полумуфте 1 подвижно в осевом направлении и подпружинен в направлении пружиной 11. Ограничение от осевого смещения шариков вправо осуществляется при помощи упорного диска 12, установленного на регулировочной втулке 13. Осевое перемещение втулки 13 производится при помощи гаек 14, а упорного диска 12 — при помощи гаек 15. Направляющие 9 закреплены на нажимном диске 10 при помощи штифтов 16. Сепаратор 6 подпружинен относительно нажимного диска 10 в окружном направлении пружинами 17 растяжения. Зазоры между фрикционными дисками пакета 3 и 4 в невращающейся муфте не показаны.

Центробежная муфта работает следующим образом.

В невращающейся муфте шарики 8 поджаты в осевом направлении к упорному диску 12 пружиной 11 через нажимной диск 10, в окружном направлении — посредством пружин 17 сепаратором 6 к радиальным направляющим 9. Осевое положение резьбовой втулки 5 регулируется гайками 14 через втулку 13 так, что отсутствует осевой зазор между нажимным диском 10 и резьбовой втулкой 5. Гайками 15 регулируется осевое положение упорного диска 12 так, что осевой зазор между шариками 8 и упорным и нажимным дисками отсутствует.

В процессе разгона ведущей полумуфты 1 шарики 8 под действием центробежной силы перемещаются вдоль радиальных направляющих 9 от оси вращения муфты и, воздействуя на скосы 7 окон сепаратора 6, поворачивают последний в направлении против часовой стрелки на некоторый угол.

Одновременно с этим шарики, воздействуя на конусную поверхность нажимного диска !О, перемещают его влево, обеспечивая при этом сжатие пакета 3 фрикционных дисков и передачу крутящего момента на ведомую полумуфту 2. Таким образом на нажимной диск действуют три силы: со стороны шариков 8 под действием центробежной силы, со стороны сепаратора 6 под действием шариков на скосы 7 окон сепаратора и резьбового соединения между втулкой 5 и сепаратором 6 и со стороны пружины 11.

При этом осевое усилие сжатия пакета фрикционных дисков составляет

2Х бл r U- oc. = tg((x — р) — XFnpi 900

Ы д (p — p) !

Х бл rn 1ц —,о) д 900 где 6 — вес шарика; д — ускорение силы тяжести;

r — радиус центра тяжести шарика;

n — частота вращения полумуфты 1;

d — средний диаметр резьбы между сепаратором 6 и резьбовой втулкой 5; а — угол скоса окон под шарики в сепараторе;

P — угол подъема витка резьбы; у — угол между образующей конусной

25 поверхности нажимного диска 10 и осью вращения муфты; р — угол трения;

Frump. — усилие пружины 17;

Fnp.p — усилие пружины 11.

Осевое усилие сжатия фрикционных дисков возрастает на величину второго слагаемого. Соответственно и передаваемый муфтой крутящий момент больше.

Для обеспечения передачи муфтой максимального крутящего момента необходимо, чтобы величины соответствующих углов удовлетворяли следующему соотношению:

t y 9,!рай

tgn R где р — шаг резьбы;

40 — число заходов резьбы;

R — расстояние от оси вращения муфты до точки контакта шарика со скосом торцового кулачка сепаратора для положения шарика при номинальной частоте вращения муфты.

Вследствие того, что радиальные направляющие 9 закреплены на нажимном диске 10, при работе муфты последний испытывает тангенциальные усилия со стороны шариков 8. В случае вращения муфты в направлении против часовой стрелки (фиг. 2) окружная сила от передаваемого крутящего момента на шпонку 4 со стороны нажимного диска 10 частично уравновешивается тангенциальными усилиями, что уменьшает трение в шпоночном соединении и также у способствует увеличению осевой силы сжатия пакета фрикционных дисков и повышению точности ограничения передаваемого крутящего момента.

1278524

Формула изобретения

Фиг.2

Составитель М. Косьминова

Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор О. Головач

Заказ 6815/31

Использование изобретения позволяет повысить нагрузочную способность муфты, уменьшить осевые габариты и повысить точность срабатывания.

Центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, соединенные фрикционными дисками и нажимной центробежный механизм в виде установленных на ведущей полумуфте нажимного диска и сепаратора с шариками, контактирующими с нажимным диском, отличающаяся тем, что, с целью увеличения нагрузочной способности, она снабжена упорным диском, установленным на ведущей полумуфте, сепаратор установлен посредством несамотормозящей резьбы и подпружинен относительно нажимного диска, окна сепаратора выполнены со скосами, направленными к оси муфты, нажимной диск выполнен с радиальными направляющими и подпружинен к фрикционным дискам, а шарики размещены между направляющими нажимного диска, скосами окон сепаратора и упорным диском. !

Центробежная муфта Центробежная муфта Центробежная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи крутящих моментов

Изобретение относится к машинострое нию, может использоваться в устройствах для передачи вращения и позволяет расширить функциональные возможности центробужных муфт путем обеспечения плавности включения и предохранительных свойств при перегрузке

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах для передачи вращения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для неррдачи момента враше |ия в онределенно.м диапазоне частот вращения
Наверх