Центробежная муфта

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах для передачи вращения . Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем повышения плавности включения и расширен1;1е эксплуатационных возможностей путем обеспечения возможности регулирования ее силовой цепи. Указанная цель достигается за счет размещения на втулке 6 центробежного механизма включения. Он состоит из нажимного диска (НД) 16 с опорными элементами 14, упорного диска 11 и из размещенных между ними центробежньк грузов в виде шариков (Ш) 13. Между выступом 17 втулки 6 и нажимным диском 16 установлена отжимная пружина 18. Регулирование осевого положения втулки 6 осуществляется с помощью гайки 7 и поводка 8, размещенного в кольцевой канавке 9. Регулирование осевого хода НД 16 производится с помощью гайки 19. При разгоне полумуфты 1 Ш 13 под действием центробежных сил перемещается по радиальным паз ам 12 упорного диска 11. Воздействуя на опорные элементы 14 Ш 13 перемещают НД 16 влево. Благодаря осевому сжатию пакета ведущих фрикционных дисков 3 и ведомых 4 осуществляется передача крутящего момента на ведомую полумуфту 2. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. i (Л Со о со О) VI Iflfft

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 67 А1 (51)4 F 16 D 43/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А STOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3866921/25-27 (22) 15.03.85 (46) 15.04.87. Бюл. В 14 (75) М.П.Шишкарев (53) 621.825.9 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

11 418645, кл. F 16 D 43/10, 1972.

Авторское свидетельство СССР

У 1174626, кл. F 16 D 43/10, 1983. (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах для передачи вращения. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем повышения плавности включения и расширение эксплуатационных воэможностей путем обеспечения возможности регулирования ее силовой цепи.

Указанная цель достигается эа счет вазмещения на втулке 6 центробежного механизма включения. Он состоит иэ нажимного диска (НД) 16 с опорными элементами 14, упорного диска 11 и из размещенных между ними центробежных грузов в виде шариков (Ш) 13. Между выступом 17 втулки 6 и нажимным диском 16 установлена отжимная пружина

18. Регулирование осевого положения втулки 6 осуществляется с помощью гайки 7 и поводка 8, размещенного в кольцевой канавке 9. Регулирование осевого хода НД 16 производится с помощью гайки 19. При разгоне полумуфты 1 Ш 13 под действием центробежных сил перемещается по радиальным лазам 12 упорного диска 11. Воздействуя на опорные элементы 14 Ш 13 перемещают НД 16 влево. Благодаря осево" му сжатию пакета ведущих фрикционных дисков 3 и ведомых 4 осуществляется передача крутящего момента на ведомую полумуфту 2. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1 130

Изобретение относится к машино" строению и может. быть использовано в устройствах для передачи вращения.

Целью изобретенкя является улуч- шение эксплуатационных качеств путем повышения плавности включения и расширение эксплуатационных воэможностей муфты путем обеспечения возможности регулирования ее силовой цепи.

На фиг.1 изображена центробежная муфта, продольный разрез; на фиг.2— разрез А-А на фиг. 1.

Центробежная муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты с ведущими 3 и ведомыми 4 фрикционными дисками. На полумуфте 1 посредством направляющей шпонки 5 установлена с возможностью осевого перемещения втулка 6. Осевое перемещение втулки

6 осуществляется с помощью установленной на резьбовом конце полумуфты 1 гайки 7 с поводком 8, размещенным в кольцевой канавке 9 прямоугольного сечения, выполненной на втулке 6. На втулке 6 посредством направляющей шпонки 10 смонтирован с воэможностью осевого перемещения упорный диск 11, в радиальных пазах 12 которого помещены центробежные грузы, выполненные в виде шериков 13. Последние установлены с возможностью взаимодействия с опорными элементами, выполненными в виде шариков 14, размещенных в осевых гнездах 15 нажимного диска 16.

Нажимной диск 16 установлен с возможностью перемещения в осевом направлении и с возможностью взаимодействия с пакетом фрикционных дисков, образованного ведущими 3 и ведомыми 2 фрикционными дисками. Между нажимным диском 16 и выступом 17 втулки 6 установлена отжимная пружина 18, осевая жесткость которой регулкруется с помощью гайки 19.

Т„- C(F„- FÄ ), (2) (3) 30 где h — расстояние между центрами шариков 11 и 12 в направлении вдоль оси вращения муфты; и — диаметр шарика 11 и 12 (диаметры приняты равными).

В процессе включения муфты размер

h увеличивается, следовательно, yseличивается и величина угла . Поэтому с учетом выражений (2) и (3) вид1

40 но, что растет и осевая сила сжатия пакета фрикционных дисков 3 и 4.

Таким образом, в начале разгона ведущей полумуфты 1 осевая сила невелика, но по мере увеличения скорос45 ти осевая сила увеличивается не только вследствие увеличения центробежной силы шариков 13, но и увеличения проекции данной силы на ось муфты sa счет увеличения угла < . Это повышает

g0 плавность включения муфты.

Конструкция муфты и, в частности, нажимного устройства упрощается из-за отсутствия сепаратора для шариков 11, функцию которого выполняет упорный

gc диск 10 с гнездами под шарики 11.

Кроме того, использование в качестве опорных элементов нажимного диска шариков 14 исключает необходимость выполнения на нажимном дисЦентробежная муфта работает следующим образом.

Крутящий момент с ведущей полумуфты 1 посредством шпонки 5, втулки 6, шпонкк 10 нажимного диска 16 и пакета фрикционных дисков 3 и 4 передает" ся полумуфте 2. Прк -разгоне полумуфты 1 шарики 13 под действием центробежных сил перемещаются по гнездам упорного диска 11 и, воздействуя иа шарики 14, перемещают нажимной диск

16 влево, сжимая пружины 18. Благодаря осевому сжатию пакета фрикционных дисков 3 и 4 осуществляется передача

3767 2 крутящего момента на. ведомую полумуф ту 2.

Прк этом передаваемый муфтой крутящий момент определяется уравнением

5 где С вЂ” постоянная муфты;

F „ — осевое усилие сжатия паке50 та фрикционных дисков;

F„15.

Осевое усилие сжатия пакета фрикционных дисков 3 и 4 определяется уравнением

55 где Рч — центробежная сила шариков 11;

eL — угол наклона касательной в

20 точке касания шариков 11 и

12 к оси вращения муфты;

Р - угол трения.

В процессе перемещения нажимного диска 16 влево (фиг.1) угол о изменяется по следующему закону:

3 13037 ке 16 криволинейной опорной поверхности. Это упрощает технологию изготовления и снижает стоимость муфты в целом. В муфте снижены потери на трение, так как шарики 13 и 14 имеют вы- 5 сокий класс чистоты поверхностей.

Регулирование муфты на необходимый крутящий момент (при постоянной номинальной скорости вращения) или на необходимую номинальную скорость вклю- .10 чения (при неизменном крутящем мо- . менте, передаваемом муфтой) осуществляется путем перемещения гайки 7 по резьбе полумуфты 1. В этом случае втулка 6 изменяет свое осевое положе- 15 ние на полумуфте 1, что приводит к изменению усилия сжатия пружины 18 и согласно выражению (1) — к изменению крутящего момента, передаваемого муфтой (при постоянной скорости), ли-20 бо к изменению номинальной скорости включения муфты (при постоянном крутящем моменте).

Восстановление величины хода нажимного диска 16 при включении производится регулированием его осевого положения относительно втулки 6 при помощи гайки 19.

Таким образом, для регулирования муфты отпадает необходимость в ее 30 разборке.

Ход нажимного диска 16 при включении выбирается таким, чтобы величина угла oL при крайнем левом положении35 нажимного диска 16 превышала величи67 4 ну угла трения Р (для исключения явления заклинивания шариков 13).

Формула и з о б р е т е н и я

1. Центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, фрикционные диски, центробежный механизм включения, состоящий из нажимного диска с опорными элементами и упорного диска, установленных на ведущей полумуфте с воэможностью осевого перемещения, из центробежных грузов, размещенных между нажимным и упорным дисками с возможностью взаимодействия с опорными элементами нажимного диска, а также содержащий контактирующую с нажимным диском отжимную пружину, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем повышения плавности включения и расширения эксплуатационных возможностей, она снабжена втулкой с радиальным выступом, установленной на ведущей полумуфте с воэможностью осевого перемещения, нажимной и упорный диски размещены на втулке, причем отжимйая пружина установлена между нажимным диском и выступом втулки.

2. Муфта по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью упрощения технологии изготовления,в нажимном диске выполнены осевые гнезда, а опорные элементы выполнены в виде шариков, помещенных в осевые гнезда нажимного диска.

130376?

Составитель И.Лукина

Техред Л.Олейник

Корректор А,Зимокосов

Редактор Л.Повхан

Заказ !290/36. Тираж 812 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Центробежная муфта Центробежная муфта Центробежная муфта Центробежная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машинострое нию, может использоваться в устройствах для передачи вращения и позволяет расширить функциональные возможности центробужных муфт путем обеспечения плавности включения и предохранительных свойств при перегрузке

Изобретение относится к области машиностроения , а точнее к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи крутящих моментов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для неррдачи момента враше |ия в онределенно.м диапазоне частот вращения

Изобретение относится к устройствам для передачи момента вращения ограниченной величины в определенном диапазоне частот вращения ведущего звена

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к устройствам для передачи момента вращения
Наверх