Топливный бак транспортного средства

 

Изобретение относится к области транспортной техники и может быть использовано в колесных и гусеничных машинах, аппаратах н-а воздушной подупгке, летательных аппаратах , которые подвергаются опасности быть перевернутыьш. Цель изобретения - повьппение надежности в эксплуатации топливного бака. Топливный бак снабжен проходящей по контуру его дна трубкой для сообп1ения полости бака с атмосферой. Указанная трубка сообщена с дополнительными трубками, которые равномерно распределены снаружи бака и проходят по его торцам или сторонам, расположенным симметрично по диагонали,и верхней части корпуса бака. 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (511 4 В 65 D 90/22 В 60 К 15/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОбРЕТЕНИЯ 1 Ц

r;. у ВЯ1-;д,.

Н ПАТЕНТУ (21 ) 3576802/27-1 3 (22) 28. 03 . 83 (31 ) 8209227 (32) 29.03.82 (33) ОВ (46) 30.12.86. Бюл. Ф 48 (71) Министр транспорта Великобритании (ОВ) (72) Бриан Филип Чинн, Джон Синк лейр Армоур, Питер Майкл Фредерик

Ватсон и Грэхем Леонард Донн (ОВ) (53) 621.642.3(088.8) (56) Патент ФРГ 11 - 1175097, кл. 63 с 78, опублиК. 1964.

Патент ФРГ У 1176502, кл. 63 с 78, опублик. 1965.

Патент ФРГ Ф 2148063, кл. В 60 К 15/02, опублик. 1974.

Патент ФРГ N - 2045004, кл. 63 с 78, опублик. 1974, „„SU „„1281170 А 3 (54) ТОПЛИВНЫЙ БАК ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области транспортной техники и может быть использовано в колесных и гусеничных машинах, аппаратах на воздушной подушке, летательных аппаратах, которые подвергаются опасности быть перевернутыми. 11ель изобретения — повышение надежности в эксплуатации топливного бака. Топливный бак снабжен проходящей по контуру его дна трубкой для сообщения полости бака с атмосферой. Указанная трубка сообщена с дополнительными трубками, которые равномерно распределены снаружи бака и проходят по его торцам или сторонам, расположенным симметрично по диагонали,и верхней части корпуса бака. 8 ил.

128! 170 2

Изобретение относится к транспортной технике °

Цель изобретения — повышение надежности в эксплуатации топливного бака, На фиг, 1 изображен упрощенно и схематично топливный бак автомобиля в соответствии с первым вариантом изобретения, на фиг. 2 — то же, упрощенный перспективный вид, раскрывающий основную геометрию бака; на фиг, 3-6 — виды, иллюстрирующие повороты бака, изображенного на фиг.2, в некоторых направлениях; на фиг.7 топливный бак автомобиля в соответствии с вторым вариантом изобретения, упрощенный перспективный вид, на фиг, 8 — упрощенный вертикальный цилиндрический топливный бак, имеющий три вентиляционные трубки, вид в перспективе.

Топливный бак автомобиля выполнен в виде коробчатого резервуара 1, поверхность которого состоит из шести стенок 2-7. В верхней части резервуара на границе между стенками 2 и

7 расположена заливная горловина

8. Последняя герметично закрыта съемной крышкой 9 и имеет короткий патрубок, входящий в резервуар и предназначенный для обеспечения возможности заполнения резервуара топливом до максимального уровня, совпадающего с нижней частью стенки патрубка. При этом даже в максимально заполненном баке остается воздушное пространство, Выпускная трубка 10 позволяет подавать топливо иэ бака через дроссель 11 посредством насо- 1 са 12.

На фиг ° 2 топливный бак, показан в виде коробки с углами в точках

А,В,С,DЕ,F,GèН.

Согласно фиг. 1, 2 выпускная трубка 10 описывает незамкнутый контур (петлю) внутри бака около нижней

его поверхности CDHG, проходя близко к углам С, D, Н и Г, и выходит из бака через стенку 2 вблизи от угла .

D. Выпускная трубка 1С имеет открытый конец 13, который расположен вблизи от угла С бака и через который топливо поступает в выпускную трубку и выходит по ней иэ бака под действием насоса. Конец 13 является единственной точкой, где топливо может входить в выпускную трубку. Топливный бак содержит также две венти—

45 ляционные трубки 14 и 15, сообщающие выпускную трубку с атмосферой. Вентиляционная трубка 14 проходит сквозь стенку 6 к выпускной трубке 10, к которой она припаяна в точке 16 на самом краю контура выпускной трубки, Вентиляционная трубка 14 огибает наружную сторону бака 1 и доходит до места, расположенного диагонально напротив угла бака, ближайшего к крайней точке 16 контура выпускной трубки,и в этом месте сообщается через открытый свой конец с атмосферой.

Таким образом, вентиляционная трубка

14, припаянная к выпускной трубке !О в точке 16 вблизи от угла 0 бака, проходит через угол F к углу С, где и заканчивается с.воим открытым концом. Подобным же образом расположена и вентиляционная трубка !5, только она не проходит сквозь стенку 6 резервуара, а припаяна к выпускной трубке 10 в точке !7 около угла D резервуара с наружной стороны его стенки. Затем вентиляционная трубка

15 проходит через угол А и заканчивается открытым концом и угла

Вентиляционные трубки 14 и 15 сообщаются с внутренней полостью выпускной трубки IO соответственно в точках 16 и !7, в которых они припаяны к выпускной трубке. Таким образом, между выпускной и вентиляционными трубками имеется свободный проход. Поэтому, когда в баке находится топливо, оно поднимается в вентиляционных трубках до уровня, совпадающего с уровнем топлива в баке, Для предотвращения возможности всасывания топлива насосом из вентиляционной трубки 15 вместо выпускной трубки 10 при нормальной эксплуатации насоса предусмотрен дрос-: сель 11, Бак содержит также вентиляционный обратный клапан 8, позволяющий воздуху входить в бак для компенсации вытекания топлива по выпускной трубке, но не пропускающий топливо

50 в противоположн м направлении.

На фиг. 1 бак показан в нормальном вертикальном положении, на фиг. 3 — поворот бака согласно в направлении по часовой стрелке вокруг оси СН.

При повороте бака (фиг. 3) топливо в нем,течет в направлении от стенки 2 к стенке 4, в результате открытый конец 13 выпускной трубки

3 1 281

10 оказывается выше уровня топлива и истечение топлива из бака прекращается. Аналогичным образом при повороте бака вокруг оси-ЛН в направ-. лении против часовой стрелки (фиг.4) топливо в баке течет в направлении от стенки 5 к стенке 7, в результате открытый конец 13 выпускной трубки

1О оказывается выше уровня топлива и истечение топлива из бака также !О прекращается.

При повороте бака в направлении против часовой стрелки вокруг оси

CD (фиг, 5) топливо течет в направлении от стенки 4 к стенке 2, в результате точка 16 оказывается вьш е уровня топлива. При этом, хотя конец 13 выпускной трубки 10 может остаться ниже уровня топлива в баке, истечение топлива из бака через выпускную трубку в результате естественного сифонирования или под воздействием насоса невозможно вследствие сообщения возможного пути истечения с атмосферой через вентиляционную трубку 14.

При повороте бака в направлении по часовой стрелке вокруг оси ВН (фиг. 6) точка 17 оказывается выше уровня топлива. При этом, хотя конец

I3 выпускной трубки 10 может оставаться ниже уровня топлива в баке, истечение топлива из бака через выпускную трубку невозможно вследствие. сообщения ее с атмосферой через вентиляционную трубку 15.

Рассматривая все возможные повороты бака вокруг невертикальных осей, можно увидеть, что, поскольку внутри бака имеется воздушное пространство, неистечение топлива через выпускную трубку прекращается при любом значительном повороте бака из

его нормального положения.

Топливный бак согласно фиг. 7 (второй вариант) имеет резервуар 1 с выпускной трубкой 19, открытый конец 13 которой расположен внутри резервуара 1, и с вентиляционными трубками 20 и 21, которые припаяны к выпускной трубке в точках 22 и 23 соответственно. Бак снабжен также заливной горловиной 8 с крышкой 9 и вентиляционным обратным клапаном 18.

В показанном на фиг. 7 топливном баке выпускная трубка описывает незамкнутый контур бака не внутри, как на фиг. 1, а снаружи бака. При этом для того, чтобы тачки 22 и 23 ока—

t5

170 зались выше уровня топлива в баке, требуется меньший поворот бака вокруг той или иной оси, чем необходим для перемещения точек 16 и 17 (фиг.1) в положение вьппе уровня топлива. Истечение топлива из бака (фиг. 7), таким образом, более чувствительно к смещению бака из нормального вертикального положения, чем истечение из бака согласно фиг. 1 °

В показанном на фиг. 7 баке необходимо просверлить стенку его только в одной точке 24, тогда как в баке, показанном на фиг. I, это нужно делать в трех точках. Таким образом, конструкция, показанная на фиг. 7, более предпочтительна тем, что просверление создает затруднение, связанные, например, с производством или с увеличением воэможности утечки. Кроме того, поскольку выпускная трубка на фиг. 7 расположена полностью снаружи бака, то относительно легким становится обслуживание, например прочистка образованных в трубке пробок, ремонт поврежденных участков или негодных паяных соединений с вентиляционными трубками. Однако по сравнению с внутренним расположением выпускной трубки, как на фиг.1, наружное расположение выпускной трубки увеличивает возможность ее повреждения.

На фиг. 8 вертикальный цилиндрический топливный бак 25 показан схематически. Выпускная трубка 26 проходит вокруг основания бака и имеет открытый конец 13 внутри бака, Топлива мажет впускаться в бак через наполнительнае устройство 8, которое может быть уплотнено крьш кой 9. В течение обычного опорожнения бака воздух пускается в бак посредством обратного клапана 18. У мест 27, 28, 29, находящихся на равном расстоянии относительно выпускной трубки, выпускная трубка соединяется с вентиляционными трубками соответственно .

30, 31, 32. Что касается баков, представленных на фиг. 1 и 7, то вращение бака вокруг любой горизонтальной аси приводит к течению топлива иэ выходной трубки посредством доступа воздуха к входной трубке у самого открытого конца 13 или посредством одной или более вентиляционных трубок.

Каждая вентиляционная трубка согласно фиг. 1, 7 и 8 имеет длину, 12811

Когда выпускная трубка имеет выпуклую криволинейную конЬигурапию, например круглую, каждая точка кривой может быть крайней. Поэтому вместо того, чтобы предусматривать вентиляционную трубку в каждой точке кривой, можно распределить трубки по кривой с заданными между ними

35 промежутками. Если же требуется предельное уменьшение угла поворота, необходимого для отсечки топлива, вентиляционные трубки могут быть расположены не в крайних точках вы—

40 пускной трубки.

Топливный бак транспортного сред45 ства, включающий корпус с днищем и вертикальными сторонами и заливной горловиной, соединенной с полостью бака ниже верхней части корпуса,вентиляционный обратный клапан, сообщен50 ные между собой трубки для связи внутренней полости бака с атмосферой при его вертикальном положении, одна из которых расположена над верхней частью корпуса, о т л и ч а ю m и й55 с я тем, что, с целью повьппения надежности в эксплуатации, он снабжен дополнительными трубками для связи полости бака с атмосферой,при этом одна трубка расположена по педостаточную для того, чтобы она доходила до первой точки на баке, диагoHBsIbHO противоположной второй его точке, ближайшей к точке припайки вентиляционной трубки к выпускной.

Однако для уменыпения возможности утечки топлива иэ вентиляционной трубки при повороте бака, в результате которого топливо течет в направ— лении к второй точке, каждая венти- 10 ляционная трубка может быть продолжена эа укаэанную первую точку. В соответствии с другим вариантом вентиляционная трубка может быть выполнена более короткой, при условии 15 если открытый конец ее будет находиться вьш е уровня топлива в даже заполненном до максимального уровня бака при повороте бака, в результате которого вторая точка будет 20 самой нижней точкой бака. Там, где заливная горловина расположена так, что бак всегда содержит воздух, даже будучи заполненным до максимального уровня, каждая вентиляционная 25 трубка может быть выполнена таким образом, чтобы она не доходила до упомянутой первой точки.

Топливный бак может быть установлен на автомобиле, что обеспечивает меру безопасности, заключающуюся в ограничении потенциально опасного вытекания топлива иэ бака при смещении автомобил". из своего нормального, вертикального положения, например в результате дорожного происшествия.

Изобретение не ограничивается де— талями описанных вариантов, оно может быть применено к закрытым резервуарам для жидкостей,в которых необходимо прекратить истечение жидкости иэ выпускного отверстия при смещении резервуара из вертикального положения.

Зависимость между углом поворота резервуара вокруг какой-либо оси и точкой прекращения истечения топлива может быть определена конфигурацией выпускной трубки на участке сгибания ею контура дна бака. Так, чем дальп1е от центра бака отстоит выпускная трубтрубка в каком-либо направлении, тем меньший угол поворота необходим для того, чтобы выпускная трубка оказалась выше уровня топлива при повороте бака вокруг оси, расположенной под углом к этому направлению. Таким образом, может быть Bbl7О 6 полнен любои профиль отсечки Toit.ttèва путем обеспечения соответствующей конфигурации контура выпускной трубки.

Баки, показанные на фиг. 1, 7 и

8, имеют прямоугольную коробчатую форму, но может быть использована любая форма бака. На фиг. 1 и 7 показан контур выпускной трубки, лежащий в одной плоскости, и расположенной либо полностью внутри, либо полностью снаружи бака, Однако в более обобщенном виде выпускная трубка может быть неплоской и может быть расположена частично внутри и частично снаружи бака.

Кроме того, на фиг. 1, 7 показаны две вентиляционные трубки, кото— рые расположены в наиболее удаленных от центра бака точках выпускной трубки, соответствующих углам D, С, G и Н. Но может быть предусмотрено больше вентиляционных трубок, причем не все они могут быть pGcTIo ложены в крайних точках контура. формула и э с б р е т е н и я

l 2811 риметру дна корпуса и сообщена одним конпом с полостью бака со стороны днища, а другие равномерно распределены снаружи его и проходят по его торцам или сторонам, расположенным симметрично по диагонали, и переходят на верхнюю часть корпу о 8 са с расположением на ней также по диагонали, причем концы каждой из указанных трубок в верхней части корпуса размещены над трубкой, рас-! положенной по периметру дна корпуса, симметрично по диагонали соединению их с нижней трубкой.

)28) )70

Составитель В.PtHIldB

Редактор М.Келемеш Техред М.Ходанич Корректор М.)))ароши

Заказ 7135/60 Тираж 713 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r Ужгород, ул, Проектная, 4

Топливный бак транспортного средства Топливный бак транспортного средства Топливный бак транспортного средства Топливный бак транспортного средства Топливный бак транспортного средства Топливный бак транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Емкость // 1276573
Изобретение относится к устройствам для транспортировки сжиженного газа

Изобретение относится к пожарной технике

Изобретение относится к области гидравлического транспортирования угля

Емкость // 1221074

Изобретение относится к области электроизмерительной техники

Изобретение относится к топливному баку трактора с дизельным двигателем

Емкость // 1219418
Наверх