Червячный редуктор
Изобретение относится к редукторостроению и может быть использовано в приводах различных машин. Цель изобретения - повьшение нагрузочной способности. В червячном редукторе червяк 2 охвачен с зазором испарителем 4 тепловой трубы с возможностью перемещения в плоскости, перпендикулярной оси вала червяка. Тепло, образуемое при работе редуктора, воспринимается смазкой, находящейся в зоне контакта червяка 2 и червячного колеса 3. Смазка выдавливается из этой зоны и омывает стенки испарителя 4, увеличивая в нем давление. Пар двисл
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51)4 F 16 Н 1 16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
$ св
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3824357/25-28 (22) 17. 12. 84 (46) 07 . 01. 87. Бюл. У 1 (71) Киевский технологический институт пищевой промьппленности и Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт редукторостроения (72) Ю.Г.Артюхов, И.И.Сторижко, И.В.Зирнис, И.А.Лисовенко и С.С.Писарев (53) 621.833.38.712.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1048198, кл. F 16 Н 1/16, 1980.
Патент США М- 3715932, кл. 74-425, 1973.
„,SU„„) 281786 А1 (54) ЧЕРВЯЧНЫЙ РЕДУКТОР (57) Изобретение относится к редукторастроению и может быть использовано в приводах различных машин. Цель изобретения — повышение нагрузочной способности, В червячном редукторе червяк 2 охвачен с зазором испарителем 4 тепловой трубы с возможностью перемещения в плоскости, перпендикулярной оси вала червяка. Тепло, образуемое при работе редуктора, воспринимается смазкой, находящейся в зоне контакта червяка 2 и червячного колеI са 3. Смазка выдавливается из этой зоны и омывает стенки испарителя 4, увеличивая в нем давление. Пар дви- у
1281786 жется по транспортной трубке 7, охватывающей червяк 2 и испаритель 4 с
1 конденсатором 5. На холодных стенках
Изобретение относится к редукторостроению и может быть использовано в приводах различных машин.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и долго- 5 вечности редуктора за счет расположения испарителя тепловой трубы снаружи червяка и червячного колеса.
На фиг.i изображен червячный редуктор, общий вид; на фиг.2 — разрез О
Л-А на фиг.1.
Червячный редуктор содержит корпус 1, червяк 2, червячное колесо 3 и устройство для охлаждения в виде испарителя 4, выполненного, например, 15 в форме короба, имеющего двойные стенки, образующие замкнутое пространство, и конденсатора 5, например, в форме замкнутого цилиндрического сосуда, оребренного с внешней стороны и установленного вне редуктора. На стенках испарителя 4 со стороны замкнутого пространства укреплен капиллярный слой 6, например, из пористого материала или многослойной сетки.
Кондесатор 5 соединен с испарителем
;14 транспортной трубкой 7, образуя замкнутую герметичную систему — тепловую трубу. Испаритель 4 имеет кронштейны 8, которые прорезями перемеща-30 ются относительно шпилек 9, укрепленных в корпусе 1 с помощью гаек 10.
Редуктор работает следующим образом.
Внутрь тепловой трубы заливают рабочую жидкость, например воду, ацетон, метилен, этилен и фторированныеуглеводороды, в оптимальном количестве. В тепловой трубе создают давле- 40 ние, при котором температура кипения рабочей жидкости соответствует температуре смазки, которую необходимо создать у зоны контакта червяка 2 и червячного колеса 3. Тепловую трубу 45 предварительно герметизируют. При включении редуктора в работу в репоследнего пар конденсируется и рассеивается в окружающее пространство.
2 ил. зультате трения поверхностей контакта червяка 2 и червячного колеса 3 образуется тепло, которое воспринимается смазкой, находящейся в зоне контакта. Нагретая смазка выдавливается из зоны контакта и, омывая стенки испарителя 4 и тепловой трубы, передает им тепло, выделенное при трении. Поскольку стенки испарителя с небольшим зазором охватыВают зону контакта червяка и червячного колеса, то термическое сопротивление при передаче образующегося тепла к стенкам тепловой трубы невелико. Движущиеся витки червяка и зубья червячного колеса усиливают конвективный теплообмен между смазкой и стенками испарителя и способствуют стабилизации температуры смазки у зоны контакта.
Рабочая жидкость, находящаяся на стенках испарителя 4 в капиллярном слое 6, воспринимает тепло и испаряется. Это вызывает увеличение давления пара в испарителе 4, в результате чего пар движется по транспортной трубке 7 в конденсатор 5. На холодных стенках конденсатора 5 пар конденсируется, отдавая им тепло, которое затем рассеивается стенками и ребрами конденсатора и уносится воздухом окружающего пространства. Сконденсированная рабочая жидкость из конденсатора 5 по стенкам транспортной трубки 7 стекает под действием гравитационных сил в испаритель 4, скапливается на его дне и по капиллярному слою 6 снова распространяется по стенкам испарителя 4. Если конденсатор 5 установлен недостаточно высоко над испарителем 4, чтобы конденсат стекал под действием гравитационных сил, то к стенкам конденсатора
5 и транспортной трубки 7 также крепится капиллярный слой, что способствует возвращению конденсата рабо- I
1281786
Червячный редуктор, содержащий червяк, корпус, червячное колесо и
Составитель P.Îæêíà
Техред А.Кравчук Корректор Л.Патай
Редактор О. Юрковецкая
Заказ 7242/31 Тираж 810 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытии
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4 чей жидкости в испаритель под действием. капиллярного эффекта. В данном редукторе тепловая труба не встроена в червяк или червячное колесо, поэтому не влияет на их прочность и жесткость и позволяет вынести конденсатор за пределы редуктора, расположить его в зоне, наиболее благоприятной для рассеивания тепла в окружающее пространство.
Формула изобретения устройство для охлаждения в виде ис" парителя и конденсатора, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и
5 долговечности редуктора, в корпусе выполнено отверстие, нерабочая поверхност» червяка размещена с зазором относительно испарителя, а редуктор снабжен кронштейнами, закрепленньяи на испарителе и установленными в корпусе с возможностью перемещения в плоскости, перпендикулярной .оси вала червяка, и транспортной Фрубкой, проходящей через отверстие и связывающей конденсатор с испарителем. (