Коробка передач

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач трансмиссий транспортных машин. Цель - увеличение КПД коробки передач (КП) за счет уменьшения количества шестерен внешнего зацепления. Для этого в корпусе 14 КП соосно расположены валы входа 1 и выхода 23, а также валы планетарного механизма. Муфта (М) 3 на входе КП соединяет входной вал 1 с шестерней 2 привода промежуточного вала 6 или с валом 4 солнечной шестерни, а также обеспечивает нейтральное положение . М 22 на выходе КП выборочно соединяет один из элементов планетарного механизма с выходным валом 23. 1 ил. 2 табл.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СО!.1ИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (5и4 В 60 17 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ЕХь,..

Ф 1ß 5 1Ã 11 15 18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3940620/31-11 (22) 06.08.85 (46) 15.01.87. Бюл. № 2 (71) Курганский машиностроительный институт (72) В. Ф. Грушецкий, В. И. Некрасов, А. С. Терехов и Г. Н. Шпитко (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1150106, кл. В 60 К 17/06, 1984. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частноÄÄSUÄÄ 1283123 1 сти к коробкам передач трансмиссий транспортных машин. Цель — увеличение КПД коробки передач (КП) за счет уменьшения количества шестерен внешнего зацепления.

Для этого в корпусе 14 КП соосно расположены валы входа 1 и выхода 23, а также валы планетарного механизма. Муфта (М)

3 на входе КП соединяет входной вал 1 с шестерней 2 привода промежуточного вала

6 или с валом 4 солнечной шестерни, а также обеспечивает нейтральное положение. М 22 на выходе КП выборочно соединяет один из элементов планетарного. механизма с выходным валом 23. 1 ил. 2 табл.

1283123

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.

Цель изобретения — увеличение КПД.

На табл. 1 — работа муфт; на табл. 2— положение звеньев планетарного механизма.

На чертеже изображена схема 11-ступенчатой коробки передач.

На входном валу 1 свободно установлена шестерня 2. Муфта 3 соединяет вал 1 с шестерней 2 или валом 4 или обспечивает нейтральное положение. Шестерня 2 находится в постоянном зацеплении с шестерней

5, жестко закрепленной на промежуточном валу 6. На промежуточном валу 6 свободно установлены шестерни 7 и 8, которые соединяются с валом 6 муфтой 9. Шестерня 7 находится в постоянном зацеплении с шестерней 10, а шестерня 8 — с шестерней 11. Шестерни 10 и 11 закреплены на коаксиальном валу 12, на концах которого имеются зубчатые венцы.

Муфта 13 имеет три положения. В положении I она соединяет вал 4 с корпусом коробки 14 передач, а так как вал 4 жестко связан с солнечной шестерней 15, то в этом положении муфта 13 останавливает солнечную шестерню 15. В положении II муфта 13 соединяет коаксиальный вал 12 с валом 4 и через него — с солнечной шестерней

15. В положении Н1 муфта 13 соединяет вал 12 с трубчатым валом 16. Последний соединен с водилом 17, на котором установлены сателлиты 18, находящиеся в зацеплении с эпициклической шестерней 19 и солнечной шестерней 15.

Муфта 20 имеет четыре положения. В положении I муфта 20 соединяет вал 12 с трубчатым валом 16. В положении II она соединяет вал 12 с корпусом планетарного механизма 21 и эпициклической шестерней

19. В положении III останавливает эпициклическую шестерню 19, соединяя корпус планетарного механизма 21 с корпусом коробки

14 передач. В положении IV останавливает водило 17, соединив вал 16 с корпусом коробки 14 передач.

Муфта 22 в положениях I, 11 и III соединяет выходной вал 23 с элементами планетарного механизма 19, 17 и 15.

Работа коробки передач осуществляется следующим образом.

I передача.

От входного вала 1 через муфту 3 (положение I) шестерни 2 и 5 крутящий момент передается на вал 6. От вала 6 через муфту

9 (положение I) шестерни 7 и 10 крутящий момент передается на коаксиальный вал 12.

От вала 12 через муфту 13 (положение II) момент подается по валу 4 на солнечную шестерню 15. Муфтой 20 (положение III) эпициклическая шестерня 19 остановлена относительно корпуса коробки 14 передач. С водила 17 муфтой 22 (положение 11) крутящий момент передается на выходной вал

23. Эта передача изображена на чертеже.

II передача.

Обеспечивается переключением муфты

9 в положение Ш. Крутящий момент передается от входного вала 1 муфтой 3 (положе-. ние I) шестерни 2 и 5, вал 6, муфту 9 (положение III) шестерни 8 и 11 на вал 12 и далее как в передаче 1.

III передача.

10 На вал 12 момент передается аналогично 1 передаче. С вала 12 муфтой 20 (положение II) момент передается на эпициклическую шестерню 19, муфтой 13 (положение I) остановлена солнечная шестерня 15. С водила 17 муфтой 22 (положение II) крутящий момент передается на вал 23.

IV передача.

На вал 12 момент передается аналогично передаче II, далее аналогично передаче IП.

V передача.

На вал 12 момент передается аналогично передаче 1. С вала 12 муфтой 20 (положение II) крутящий момент передается корпусу планетарного механизма, муфтой 22 (положение 1) — на вал 23. Муфта 13 находится в положении 11.

VI передача.

На вал 12 момент передается аналогично передаче II и далее как в передаче V.

VII передача.

На вал !2 момент передается аналогично передаче 1. С вала 12 муфтой 20 (положение I) момент передается на водило 16.

Муфтой 13 (положение I) остановлена солнечная шестерня 15. С эпициклической шестерни 19 через муфту 22 (положение I) момент передается на вал 23.

VII I передача.

На вал 12 момент передается аналогично передаче II и далее аналогично передаче VII.

IX передача (прямая).

От входного вала 1 через муфту 3 (положение III) крутящий момент передается на вал 4, по валу 4 — к солнечной шестерне 15 и далее через муфту 22 (положение III) на вал 23. Муфта 13 находится в положе45 нии III, муфта 9 в нейтральном положении 11.

X передача.

На вал 12 момент передается аналогично передаче 1. С вала 12 муфтой 13 (положение III) момент передается на водило 17.

Муфтой 20 (положение III) остановлена эпициклическая шестерня 19. С солнечной шестерни 15 муфтой 22 (положение III) крутящий момент передается на вал 23.

XI передача.

Крутящий момент на вал 12 передается как в передаче II, а далее аналогично перед аче Х.

Зх (задний ход).

1283123

) I

1, 3, 2

1, 3

1, 3, 4

6, 9, 7

6, 9

6, 9, 8

4, 13, 14

12, 13, 4

12, 13, 16

Формула изобретения

12, 20, 16

12, 20, 21, 19

14, 20, 21, 19

14, 20, 16, 17

19, 21, 22, 23

17, 16, 22, 23 15, 4, 22, 23

Таблица 2

Передачи, положение звеньев планетарного механизма и муфт переключения, передаточные числа и шаг передач

Муфты переключен. и их положения

3 9 13 20 22 привод остан.

15 19 17 I I II III II

15 19 17 I III II III II

На вал 12 крутящий момент передается аналогично передаче I. С вала 12 муфтой 13 (положение II) момент передается на солнечную шестерню 15 муфтой 20 (положение IV) остановлена водило 17. С эпициклической шестерни 19 муфтой 22 (положение I) крутящий момент передается на вал 23.

Зхн (задний ход).

На вал 12 крутящий момент передается аналогично передаче II и далее на вал 23 10 аналогично передаче 3 XI.

При условно принятых параметрах зубчатых зацеплений U2,5=1; 11щ7= 2,5; Uii 8=

=2,0; Zis= 10; Zip= 20 получим ряд передаточных чисел, очень близко совпадающих с данными КП ЯМЗ вЂ” 152 (7,5 — 7,26; 6,0—

5,98; 3,75 — 3,74; 3,0 — 3,08;- 2,5 — 2,32; 2,0—

1,91; 1,67 — 1,52; 1,33 — 1,25; 1,0 — 1,0; 0,83—

0,824), где первое значение — Uycn, второе—

U КП ЯМЗ вЂ” 152..

Диапазон предлагаемой КП 11,25. Шаг передаточных чисел между большинством передач, кроме II и Ш невелик (1,2 — 1,33), что облегчает переключение передач.

Коробка передач преимущественно транспортного средства, содержащая корпус с размещенными в нем соосно входным и выходным валами, шестернями внешнего зацепления, однорядным планетарным механизмом, муфтами переключения передач и остановки звеньев планетарного механизма, причем на валу солнечной шестерни расположен трубчатый вал водила планетарного механизма, а на трубчатом валу свободно установлен блок из двух шестерен. внешнего зацепления, а также промежуточный вал, отличающаяся тем, что, с целью увеличения КПД коробки передач, входной и выходной валы расположены соосно с валами планетарного механизма, на входном валу установлена муфта для связи входного вала 40 соответственно с шестерней привода проПередача Положение звеньев пл. мех, межуточного вала и с валом солнечной шестерни, а на выходном валу установлена муфта для связи одного из элементов планетарного механизма с выходным валом.

Таблица 1

Работа муфт

Муфта Положен. Соединяет

1283123

Продолжение табл. 2

Муфты переключен. и их положения

Передача Положение звеньев пл. мех.

1 Г привод остан

3 9 13 20 22

19 15 17 I I I II

19 15 17 I III I II II

19 — 19 I I II II I

19 — 19 I III II II I

17 15 19 I I I I I

VI

VII

17 15 19 I III I

VIII

I I

15 III II III I III

17 19 15 I I III III III

17 19 15 I III III III III

15 17 19 I I II IV

15 17 19 I III II IV

XI

ЗХТ

ЗХТТ

Составитель С. Белоусько

Реда кто р К. Вол о шу к Техред И. Верес Корректор М. Максим ишинец

Заказ 7349/15 Тираж 597 Г!одписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробкам передач и предназначено для использования в автомобиле

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям ротационных рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в качестве коробки передач, совмещенной с главной передачей, на автомобилях и автобусах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам передач с бесступенчатым изменением передаточного числа, применяемым в транспортных средствах

Изобретение относится к механическим многоступенчатым коробкам передач с автоматическим переключением скоростей

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач

Изобретение относится к переключаемой под нагрузкой коробке передач

Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств и может быть использовано для остановки паркуемого транспортного средства
Наверх