Способ нарезания цилиндрических зубчатых колес

 

Изобретение относится к нарезанию цилиндрических зубчатых колес с внешними и внутренними зубьями. С целью расширения области иснользования способа за счет нарезания одним обкаточным резцом зубчатых колес с различными числами зубьев обрабатываемому колесу сообш.ают дополнительное вращение вокруг оси, параллельной оси колеса и отстоящей от нее на расстоянии , определяемом по зависимости aw rtwj- - tw,, - радиус начальной окружности обкаточного резца; радиус начальной окружности производящего колеса, а обработку осуществляют обкаточным резцом , профиль которого идентичен профилю специального обкаточного резца для нарезания производящего колеса. 2 ил.

СО1ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (A@4 B23F5 12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3928908/25-08 (22) 08.07.85 (46) 30.01.87. Бюл. № 4 (71) Всесоюзный научно-исследовательский инструментальный институт (72) Н: Н. Волков и Д. Н. Пищулин (53) 621.924.6 (088.8) (56) Цвис Ю. В. Профилирование режущего обкаточного инструмента. — М.: Машиностроение, 1961, с. 13 — 16. (54) СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к нарезанию цилиндрических зубчатых колес с внешними

„,Я0„„1286358 и внутренними зубьями. С целью расширения области использования способа за счет нарезания одним обкаточным резцом зубчатых колес с различными числами зубьев обрабатываемому колесу сообщают дополнительное вращение вокруг оси, параллельной оси колеса и отстоящей от нее на расстоянии, определяемом по зависимости Qw г,„,— — г „, где r . — радиус начальной окружности обкаточного резца; r,, — радиус начальной окружности производящего колеса, а обработку осуществляют обкаточным резцом, профиль которого идентичен профилю специального обкаточного резца для нарезания производящего колеса. 2 ил.

1286358

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано для нарезания цилиндрических зубчатых колес с внешними или внутренними зубьями.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей способа за счет нарезания зубчатых колес с различными числами зубьев.

На фиг. 1 представлена схема установки обкаточного резца относительно обрабатываемого зубчатого колеса; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1.

Обкатываемому зубчатому колесу 1 и обкаточному резцу 2 сообщают вращение вокруг скрещивающихся под углом )) осей.

Движение подачи SI> осуществляется в направлении оси колеса. Профиль зубьев 3 обкаточного резца 2 идентичен профилю зубьев специального обкаточного резца для нарезания некоторого воображаемого производящего колеса 4 с внутренними зубьями, т. е. обкаточный резец 2 должен проектироваться специально для нарезаиия производящего колеса 4.

С внешней стороны производящее колесо 4 закрепляется с обрабатываемым колесом l.

Обрабатываемое зубчатое колесо 1 и обкаточный резец 2 вращаются вокруг осей, проходящих через точки Oi и 02 с угловыми скоростями (r)I и ()о соответственно. Производящее колес(> 4 вращается вокруг своей

ОСИ С уГЛОВОИ CE(01)OCTbEO (>)>. ПОМИМО ЭТОГО обкаточный резец 2 вращается вокруг оси, проходящей через точку О), производящего колеса 4 с угловой скоростью 02.

Кратчайшее расстояние Оо02=а„от оси дополнительного вращения (оси производящего колеса 4) до оси обкаточного резца 2 определяется соотношением ar,„,— r,,.

При направлении угловой скорости (с>, совпадающем с указанным на фиг. 2, величина (» I Z I — -(r> 0Zo, z

1 > где 2(>, Л и 21 — соответственно числа зубьев обив>очного резца 2, обрабатываемого зубчатого колеса i и производящего колеса 4.

При наличии дополнительного вращения ((>g обеспечивается возможность нарезания одним обкаточным резцом 2 зубчатых колес с различными числами зубьев. Поскольку производящее зубчатое колесо 4 с внутренней стороны сопрягается с обкаточным резцом 2, оно имеет с ним пространственную линию зацепления. С внешней стороны производящее колесо 4 зацепляется с обрабатываемым зубчатым колесом 1 с образованием поверхности зацепления. Пересечение этой поверхности с линией зацепления обкаточного резца 2 и производящего колеса 4 в каждый момент времени происходит не менее чем в двух точках (по одной для каждой стороны профиля), которые являются общи15

55 ми точками контакта обрабатываемого зубчатого колеса 1 и обкаточного резца 2.

Совокупность точек контакта, необходимая для полного формообразования профиля обрабатываемого зубчатого колеса, образуется при наличии перемещения линии зацепления обкаточного резца 2 с производящим колесом 4 относительно неподвижной поверхности зацепления зубчатых колес 1 и 4.

Таким образом, необходимым условием существования об1цих точек контакта обрабатываемого зубчатого колеса 1 и обкаточного резца 2 является наличие общей промежуточной поверхности, сопряженной как с колесом, так и с обкаточным резцом.

В данном случае этой промежуточной поверхностью является производящее колесо 4, поэтому указанным относительным перемещением должно быть качение обкяточного резца по производящему колесу 4, а кинематические соотношения между угловыми скоростями должны быть установленл1 с учетом дополнительного свободного вращения (()2 по аналогии с дифференциальными зубчатыми механизмами.

С производящим зубчатым колесом 4 могут быть сопряжены обрабатываемые зубчатые колеса с произвольными числами зубьев, поэтому обкаточный резец 2, спроектированный специально для нарезания производящего колеса 4, становится универсальным инструментом, пригодным для нарезания различных зубчатых колес.

Применительно к нарезанию колес с внешними зубьями предлагаемый способ может быть реализован при одновременной обработке партии зубчатых колес с одинаковым числом зубьев одним обкяточным резцом. С целью увеличения и ро из води.l (ë 1,ности зубонарезания целесообразно изменя Гь утловую скорость дополнительного вря> i(;1ия

11с> определешгому закону {нагример, г)ез, увеличивать величину с) при выхо.„: обкяточного .резца из зоны обработки однс>го колеса до момента начала резания 1 Ос i! ДУЮЩЕГО КОЛЕСа, В ЭтОт ПС РИО; 110. (С,ririразно также отключат) осевук.: .;.-;", >.

При нарезании по данпс>му с;:::.,>r); одного колеса, E o избежание Яь.хс)д; обкаTo÷HÎÃО резца из зоны Обработк», периодически изменять ня>1рявле>1и0 (гловой

СКОРОСТИ (>)>> EIPH ЭТОМ ДС I)I(IIO И.! V(.с>SIT>>ся и направление доно.liIHò(.ëüIIOI O поворо.-я обкаточного рез B Ao)r)

Нарезание колес с внутренни»и зус)ья> и производится аналогичным с; >е Гам из.,>енения направления вра>цения оорабатываемого зубчатого колеся. В этом случа» за один цикл обработки может быть нарезано только одно зубчатое колес(> радиус на I" l.ной окружности которого должен бы""ü бол>ше радиуса начальной ок руж>гости и роизводящего колеса.

С точки зрения теории зацепления данный способ может быть реализован 1 ри 110-1286358

Формула изобретения где соо—

20

Z>— к!—

Составитель В. (ли<кона

Р<,сак>«р М. 1ылын Те>.ред И. Верее Корр< кт >! <>.,1у оная

Заказ 7663, !2 Тираж 99<3 !1«д<и<сио

В1!Иг!!1!! Г«сударстнеиного комитета СССР по делам изоорстс иий I! открыл ии ! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугнская нав., д. 4 5 !

1роизв< я«твен«о-полиграфииеское предприятие, г. Ужгород, . !!р«ектиая, 4 бых отличных от нуля значениях угловой скорости дополнительного вращения 0)2.

Однако, учитывая то, что величина со оказывает влияние на кинематические задние иглы режущих кромок обкаточного резца, величину со> целесообразно назначить значительно меньшей, чем величина угловой скорости со! обрабатываемого колеса.

Способ нарезания цилиндрических зубчатых колес с внешними и внутренними зубьями при согласованных вращениях обкаточного резца и обрабатываемого зубчатого колеса вокруг скрещивающихся осей и поступательном движении подачи обкаточног0 резца вдоль оси колеса, отлича!ощийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет нарезания зубчатых колес с различными числами зубьев, обкаточному резцу сообщают дополнительное вращательное движение вокруг оси воображаемого производящего колеса с внутренними зубьями, сопряженного с обкаточным резцом, при этом ось производящего колеса располагают параллельно оси обрабатываемого зубчатого колеса и на расстоянии от оси обкаточного резца, определяемом из соотношения

Q ry>«g r< >«> где а,р — расстояние между осями производящего колеса и резца;

r — радиус начальной окружности обкаточного резца;

5 r, — радиус начальной окружности производящего колеса, а величину угловой скорости дополнительного вращения определяют из зависимости величина угловой скорости обкаточного резца; угловая скорость дополнительного вращения; величина угловой скорости обрабатываемого зубчатого колеса; число зубьев обкаточного резца; число зубьев обрабатываемого зубчатого колеса; число зубьев производящего колеса; параметр, учитывающий направление зубьев обкаточного резца, равный 1 или 2 соответственно при левом или правом направлениях; параметр, равный 1 или 2 соответственно при нарезании зубчатого колеса с внутренними или внешними зубьями.

Способ нарезания цилиндрических зубчатых колес Способ нарезания цилиндрических зубчатых колес Способ нарезания цилиндрических зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области станкостроения и может быть использовано в горизонтальных зубофрезерных :i резьбообрабатывающих станках

Изобретение относится к станкостроению

Изобретение относится к станкостроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес резанием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубьев цилиндрических колес

Изобретение относится к машиностроению, к обработке конических зубчатых колес
Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в различных областях машиностроения, а именно, для обработки различных закаленных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к области обработки металлов резанием, в частности к станкам для чистовой обработки зубьев зубчатых колес крупного модуля, преимущественно закаленных

Изобретение относится к области механической обработки зубчатых поверхностей и может быть использован при обработке различных зубчатых профилей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке в условиях обката долбяком зубчатых колес с криволинейной формой по длине зуба

Изобретение относится к зубообработке, преимущественно криволинейных по длине зубьев цилиндрических зубчатых колес с наружными и внутренними зубьями в условиях обката
Наверх