Тренажер радиотелеграфиста

 

Изобретение относится к приборам контроля качества передачи знаков кода Морзе, применяемым при обучении . Цель изобретения - расптрение дидактических возможностей тренажера. Тренажер содержит телеграфные ключи 1, блоки 2 оценки ответов, электроакустические преобразователи 3, коммутатор 5, блок 6 предъявления учебной информации, звуковой генератор 4, элемент И 7, одновибратор 13, элемент дифференцирования 16, формирователь 17 одиночных импульсов, первый и второй триггеры 9 и 14, счетчик 10 (числа ошибок), счетчик 15 (числа знаков), элемент ИЛИ 12, элемент 8 ЗАПРЕТА и блок 11 индикации.Введение коммутатора, элемента И, элемента ЗАПРЕТА, элемента дифференцирования , формирователя одиночных импульсов , элемента ИЛИ, одновибратора, счетчика (числа знаков) и второго триггера, дополнительных телеграфных ключей, блоков оценки ответов и электроакустических преобразователей, а также Ш1шолнение узла предъявления учебной информации и блока оценки ответов позволяет более точно анализировать навыки передачи в определенном темпе и ритме. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. S (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИ1(РЕСПУБЛИН

А1 (191 (11) (gg 4 6 09 В 19/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3916421/24-24 (22) 25.06.85 (46) 30 01. 87. Бюл. Ф 4 (72) 3. Н. Кудряшова и Н. И. Кудряшов (53) 681. 136,51(088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 698039, кл. G 09 В 7/07, 1978.

Авторское свидетельство СССР

Р 1117682, кл. G 09 В 9/00, 1983, Авторское свидетельство СССР

9 1169006, кл. G 09 В 19/26, 1984. (54) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА (57) Изобретение относится к приборам контроля качества передачи знаков кода Морзе, применяемым при обучении. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера.

Тренажер содержит телеграфные ключи

1, блоки 2 оценки ответов, электроакустические преобразователи 3, коммутатор 5, блок 6 предъявления учебной информации, звуковой генератор 4, элемент И 7, одновибратор 13 элемент дифференцирования 16, формирователь 17 одиночных импульсов, первый и второй триггеры 9 и 14, счетчик 10 (числа ошибок), счетчик 15 (числа знаков), элемент ИЛИ 12, элемент 8

ЗАПРЕТА и блок 11 индикации. Введение коммутатора, элемента И, элемента ЗАПРЕТА, элемента дифференцирования, формирователя одиночных импульсов, элемента ИЛИ, одновибратора, счетчика (числа знаков) и второго триггера, дополнительных телеграфных ключей, блоков оценки ответов и электроакустических преобразователей, а также выполнение узла предъявления учебной информации и блока оценки ответов позволяет более точно внепизнровать навыки передачи в определенном темпе и ритме. 2 з.п. ф-лы, 2 ил . 2

1287217

Изобретение относится к обучающим ,устройствам, в частности к приборам для контроля качества передачи знаков кода Морзе, Цель изобретения — расширение дидактических воэможностей тренажера за счет более точного аналиэа,навыков передачи в определенном темпе и ритме и объективного распределения по подгруппам, что сокращает время на подготовку радиотелеграфистов, На фиг. 1 изображена функциональная электрическая схема устройства; на фиг. 2 - временные диаграммы, поясняющие его работу.

Устройство для контроля профессиональных навыков радиотелеграфистов содержит телеграфные ключи 1 -1!, (где n — число рабочих мест в аудитории), блоки 2! -2!! оценки ответов, электроакустические преобразователи

3 !-3!!, звуковой генератор 4, комму-, татор 5, блок 6 предъявления учебной информации, элемент 7 И, элемент 8

ЗАПРЕТА, триггер 9, сче тчик 10 (чи с25 ла ошибок), блок ll индикации, элемент 12 ИЛИ, одновибратор 13, триггер 14, счетчик )5 (числа знаков), элемент 16 дифференцирования, формирователь 17 одиночных импульсов (длительность которых регулируется ступенями).

Блок 6 предъявления учебной информации содержит формирователь 18 одиночных импульсов, Блок 2 оценки 35 ответов содержит ключ 19, элемент 20

ИЛИ и элемент 21 ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ.

Блок 6 предъявления учебной информации включает также распределитель

22 импульсов, переключатели 23,-24! (где 1 — число знаков), шифратор 24, регистр 25 сдвига, первый и второй элементы 26 и 27 задержки, генератор

28 тактовых импульсов (длительность которых регулируется), элемент 29

ИПИ-НЕ (для выделения пауз между зна.ками), ключ 30 и генератор 31 звуко-, вой частоты °

Устройство работает следующим обоаэом. 50

Предварительно преподаватель переключателями (не показаны) устанавливает длительность импульсов генератора 4, соответствующую определенной скоро сти пер еда чи, о т 4 до

l 2 гр/мин например 6 гр/мин, и длительность импульсов формирователя 17, соответствующую допустимой погрешно сти нарушения ритма 5, 10 и 20Х например 107, с которой разрешается работать обучаемым. Включают питание.

Счетчики 10 и 15 устанавливаются в исходное состояние, включаются генераторы 4, 31 и 28. Устройство готово к работе, По готовности обучаемых к передаче текста по методу ведущего преподаватель нажимает кнопку формирователя 18 "Пуск". Импульс с выхода формирователя 18 подается на вход элемента 26 задержки и вход распределителя 22, обеспечив появление на его первом выходе единичного потенциала. Единичный потенциал с первого выхода распределителя 22 через переключатель 23, установленный в положение, например буквы P подается на входы шифратора 24, обеспечивая формирование íà его выходах укаэанного знака (ведущего сигнала) в виде дво-. ичного формализованного числа, в котором точка соответствует "1", тире—

"111", а пауза между элементами зна-!!!!!!

Импульс с выхода элемента 26 подается на элемент 2 7 задержки и первый управляющий вход регистра 25, осуществив перевод последнего в режим параллельной записи, а пройдя элемент 27, поступит на второй управляющий вход регистра 25, обеспечив параллельную запись знака с выхода шифратора 24 в регистр 25, Тактовые импульсы с выхода генератора 28, подаваемые на третий (тактовый) вход регистра 25, производят выдвижение знака с n+2 выхода на управляющий вход ключа 30 (фиг. 2а) и на первый вход элемента 21 блоков

2. Первый элемент знака P (точка) с выхода ключа 30, заполненный частотой генератора 31, через элемент 20

ИЛИ блоков 2 подается в электроакустические преобразователи 3.

Обучаемые в соответствии с текстом передают первый знак (Р), манипулируя телеграфным ключом 1.

При формировании первого элемента знака (точки), положительный потенциал с выхода телеграфного ключа 1 поступает на второй вход элемента 21 (фиг ° 2б) и на управляющий вход ключа 19 > обеспечив прохождение звуковой частоты с выхода генератора 4, которая на 100-200 Гц выбирается выше или ниже частоты генератора 28, Этот сигнал (ведомый) через элемент

1287217

20 ИЛИ также подается на электроакустиче ские преобразователи 3 ..

Если обучаемый передает элементы знака с запозданием (опережением) по отношению к элементам знака ведущего 5 сигнала, то прослушиваются характерные "хлопки", которые следуют за однообразным тоном. Обучаемые при передаче элемента знака должны найти такой ритм, чтобы "хлопки" не прослуши- 10 вались.

Одновременно кодовые комбинации ведущего и ведомого сигналов (знаков), подаваемые на первый (с выхода регистра 25) и на второй (с выхода телеграфного ключа 1) входы элемента 21 ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, форьжруют на выходе импульсы, длительность которых определяется временем запоздания .(опережения) сформированного обучаеУ мым ведомого сигнала.

Аналогично формируются второй и последующие элементы знака, По окончании знака (его выдвижения) на выходах регистра 25 появляются нули, которые, воздействуя на входы элемента 29 ИЛИ-НЕ, вызывают появление на его выходе единичного потенциала.(импульс паузы), который подается на вход триггера 14, обеспечив появление на его выходе единичного потенциала, Контроль преподавателем передачи обучаемых осуществляется следующим образом. 35

Преподаватель на коммутаторе 5 нажимает кнопку (не показано), которая соответствует контролируемому обучаемому, например рабочее место 40

У 2. Положительный потенциал со второго выхода коммутатора 5 через элемент 12 ИЛИ подается на одновибратор 13 (с потенциальным входом). Импульс с выхода одновибратора 13 по- 45 дается на вход триггера 14, обеспечив появление на его выходе нулевого потенциала (чтобы начать отсчет числа знаков с очередного знака), и на входы счетчиков 10 и 15, установив их в исходное состояние.

При поступлении на вход триггера

14 импульса паузы со второго выхода блока 6 (элемента 29 ИЛИ-НЕ) на выходе триггера 14 появится единичный потенциал, который прикладывается к второму входу элемента 7 И. Если передача ведомого сигнала не совпадает с ведущим сигналом, то на выходе элемента 21 (рабочее место Р 2) появят; ся импульсы ошибки, которые через коммутатор 5 и элемент 7 И поступят на информационный вход элемента 8

ЗАПРЕТА (фиг. 2в).

Одновременно с первого выхода блока 6 (с выхода генератора 28) тактовые импульсы, длительность которых равна длительности элементарной посылки (точке) ведущего сигнала, подаются на элемент 16 дифференцирования. Передний фронт поступающего тактового импульса формирует нечетный импульс, задний фронт - четный импульс, которые подаются на формирователь 17, формирующий положительные импульсы прямоугольной формы заданной длительности (в зависимости от положения переключателя допустимой погрешности) . Импульсы допуска (заданной погрешности) поступают на запрещающий вход элемента 8 (фиг,2г).

Если импульсы ошибки по длительности не превышают импульсов допуска, то на выходе элемента 8 импульсов ошибок не будет (фиг, 2д).

Если импульсы ошибки по длительности превышают импульсы допуска, то на выходе элемента 8 появятся импульсы ошибки (фиг. 2д), Импульс ошибки с выхода элемента 8 (фиг, 2ж) перебрасывает триггер 9, который импульсом паузы (фиг. 2е) был установлен в нулевое положение,в единичное положение. Импульс с выхода триггера 9 поступает на первый вход счетчика 10 и зафиксирует знак, переданный с ошибкой.

Импульс паузы с выхода элемента

29 блока 6, поступая на входы триггеров 9 и 14, переведет последние в нулевое положение, а поступая на первый вход счетчика 15 зафиксирует переданный знак.

По окончании контроля преподаватель возвращает кнопку коммутатора 5 (рабочего места У 2) в исходное состояние, поступление информации с выхода элемента 21 блока 22 прекращается.

Включением на контроль следующего обучаемого (нажатие кнопки "индикаII ция не показано), импульс с выхода одновибратора 13 возвращает счетчики

10 и 15 в исходное состояние и высвечивает в блоке 11 индикации число проконтролированных знаков и число знаков из них, в которых допущены ошибки. В зависимости от числа допу128/217 щенных ошибок преподаватель уменьшает или увеличивает допустимую погрешность (по результатам контроля большинства обучаемых).

Формул а изобретения

1. Тренажер радиотелеграфиста, содержащий блок предъявления учебной информациии, звуковой генер атор, блок индикации, теле гр афный ключ, электроакустический преобразователь и блок оценки ответов, первый вход которого подключен к выходу телеграфного клю-.. ча, а второй вход соединен с первым выходом блока предъявления учебной информации, первый счетчик, выход котороro соединен с первым входом блока индикации, формирователь одиночных импульсов и первый триггер, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены последовательно соединенные элемент

И, элемент ЗАПРЕТ, второй триггер и второй счетчик, выход которого соединен с вторым входом блока индикации, дополнительные телеграфные ключи и электроакустические преобразователи, последовательно соединенные коммута- ЗО тор, элемент KIH и одновибратор, выход которого соединен с первым входом первого триггера, вторым входом второго счетчика и первым входом первого счетчика, второй вход которого 35 и вторые входы триггеров соединены с вторым выходом блока предъявления учебной информации, элемент дифференцирования, вход которого соединен с третьим выходом блока предъявления учебной информации, а выход соединен с входом формирователя одиночных импульсов, выход которого подключен к второму входу элемента ЗАПРЕТ, дополнительные блоки оценки ответов, первые входы которых соединены с выходами соответствующих дополнительных телеграфных ключей, а вторые входы подключены к первому выходу блока предъявления учебной информации, третьи входы блоков оценки ответов подключены к выходу звукового генератора, четвертые входы — к четвертому выходу блока предъявления учебной информации, первые выходы — к входам соответствующих электроакустических преобразователей, а вторые выходы— к входам коммутатора.

2, Тренажер по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что блок предъявления учебной информации содержит последовательно соединенные распределитель импульсов, переключатели, щифратор, регистр сдвига и элемент ИЛИНЕ, выход которого является первым выходом блока, формирователь одиночных импульсов, выход которого соеди" нен с входом распределителя импульсов и через первый элемент задержки соединен с вторым входом регистра сдвига, третий вход которого через первый и второи элементы задержки соединен с выходом формирователя одиночных импульсов, последовательно соединенные генератор звуковой частоты и ключ, выход которого является вторым выходом блока, один из выходов регистра сдвига соединен с вторым входом кпюча и является третьим выходом блока, генератор тактовых импульсов, выход которого является четвертым выходом блока и соединен с четвертым входом регистра сдвига, 3, Тренажер по и. l о т л и ч аю шийся тем, что блок оценки ответов содержит ключ, элемент ИЛИ и элемент ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИПИ, первые входы которых являются соответственно первым, вторым и третьим входами блока, вторые входы глюча и элемента

ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ являются четвертым входом блока, выход ключа соединен с вторым входом элемента ИЛИ, выход которого является первым выходом блока, вторым выходом которого является выход элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ KIH.

1287217 фиг. 2

Составитель О. Болдырев

Техред А.Кравчук

Редактор А. Долинич

Корректор А. Обручар

Заказ 7722/55 Тираж 433

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35,.Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Произ водственно-полиграфическое предприятие, r . Ужгород, ул . Проектная, 4

Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к устройствам для профессионального отбора

Изобретение относится к технике связи, в частности к устройствам для обучения и контроля, может быть использовано для обучения работе на клавиатурных датчиках и является усовершенствованием изобретения по авт,св, № 1180957, Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при профессиональном отборе радиотелеграфистов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике,.в частности к устройствам для исследо вания слухового анализатора

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при подготовке радиотелегра4мстов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов передаче на ключе

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, является усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к устройствам для обучения радиотелеграфистов передаче на ключе

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе

Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано для профессионального отбора связистовоператоров

Изобретение относится к техническим средствам .для профессионального отбора радиотелеграфистов

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для контроля качества при передаче знаков кода Морзе

Изобретение относится к тренажерной технике

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники , в частности к обучающим устройствам , и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов слуховому приему на этапе изучения знаков кода Морзе

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано для обучения радиотелеграфистов приему на слух
Наверх