Тренажер радиотелеграфиста

 

Изобретение относится к устройствам для обучения радиотелеграфистов передаче на ключе. Целью изобретения является расширение дидакти- .ческих возможностей тренажера. Тренажер содержит блок ввода информации , элемент задержки, счетчик, блок сравнения, блок счетчиков, блок индикации , генератор импульсов, формирователь эталонных посылок, элемент задержки, дешифратор, элемент ИЛИ. Тренажер позволяет оперативно контролировать величины переданных знаков по сравнению с эталонными. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (12) (52) 4 G 09 В 19/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3809278/24-24 (22) 05.11.84 (46) 23. 06.86. Бюл. Ф 23 (72) В.Б.Кудрявцев и Н.И.Кудряшов (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N- 1098025, кл, G 09 В 19/26, 1983.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1111195, кл. G 09 В 19/26, 1983. (54) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА (57) Изобретение относится к устройствам для обучения радиотелеграфистов передаче на ключе, Целью изобретения является расширение дидакти.ческих возможностей тренажера. Тренажер содержит блок ввода информации, элемент задержки, счетчик, блок сравнения, блок счетчиков, блок индикации, генератор импульсов, формирователь эталонных посылок, элемент задержки, дешифратор, элемент ИЛИ.

Тренажер позволяет оперативно контролировать величины переданных знаков по сравнению с эталонными. 1 з.п. ф-лы, 2 ил .

1239742

Изобретение относится к устройствам для обучения радиотелеграфистов передаче на ключе.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей тренажера.

На фиг. 1 изображена структурная схема тренажера; на фиг. 2 — функциональная схема элемента сравнения.

Тренажер радиотелеграфиста содержит блок 1 ввода информации, элемент 2 задержки, счетчик 3, блок 4 сравнения, блок 5 счетчиков, блок 6 индикации, генератор 7 импульсов, формирователь 8 эталонных посылок, элемент 9 задержки, дешифратор 10, элемент ИЛИ 11.

Блок 1 ввода информации содержит формирователь 12 коротких импульсов, телеграфный ключ 13 и элемент 14 дифференцирования, выход формирователя

12 является выходом 15 блока. Блок 4 сравнения содержит, элементы 16 -16

9 сравнения. Блок 5 счетчиков имеет узлы счетчиков 17„ -17, состоящие из первого и второго счетчиков, при этом нечетные узлы считают отклонения длительностей элементов, а четные — отклонения длительностей пауз.

Блок 6 индикации содержит узлы индикаторов 18, -18> состоящие из первого и второго индикаторов, при этом первый индикатор указывает увеличение, а второй — уменьшение элемента (нечетные узлы), паузы (чет— ные узлы) по сравнению с эталонным.

Формирователь 8 эталонных сигналов имеет генератор 19 временных меток, элемент И 20, одновибратор 21, элемент 22 задержки (на 2, где длительность элементарной посылки).

Элемент 16 сравнения содержит первый 23, второй 24, третий 25 эле менты И и элемент НЕ 26. Формирователь 8 эталонных аигналов содержит также триггер 27 (со счетным входом), счетчик 28, триггер 29, элементы

И 30 и 31, элементы ИЛИ 32 и 33 и элемент 34 дифференцирования.

Тренажер работает следующим образом.

Перед началом работы, перестраивая одновибратор 21 и генераторы

7 и 19, устанавливают длительность .эталонных элементов знака, исходя из скорости передачи, которой достиг обучаемый к настоящему времени.

Включают питание, счетчики и индикаторы устанавливаются в исходное

55 положение,.запускается генератор 19.

Тренажер готов к работе.

Телеграфным ключом 13 обучаемый формирует первый элемент знака, например, тире. Положительный потенциал с выхода блока 1 поступает на вход элемента И 20, на другой вход которого подаются временные метки от генератора 19. Временные метки с выхода элемента И 20 поступают на счетчик 28, где подсчитывается их число. При этом, если число импульсов равно 1,5< то счетчик 28 переполняется, что указывает на передачу обучаемь1м тире, и импульс переполнения поступает на вход триггера

27, установив последний в исходное состояние (на прямом выходе "О") и подготовив -его дпя приема эталонных. импульсов, и на единичный (S) вход триггера 29, обеспечив подачу с его прямого выхода единичного потенциала на вход элемента И 30 и подготовив цепь цля прохождения эталонного элемента (тире).

Первый элемент знака (тире) с выхода телеграфного ключа 13, пройдя через элемент 14 дифференцирования, преобразуется в два импульса, сформированные за счет переднего и заднего фронтов, и через формирователь 12 (короткого прямоугольного импульса) поступает на вход элемента 2 задержки и вход формирователя 8, в который поступают только четные импульсы. . С выхода элемента 2 первый импульс., задержанный на время 21, поступает на вход счетчика 3, обеспечив появление на первом выходе дешифратора 10 единичного потенциала, который прикладывается к первому входу элемента 16, и вход управляемого ,(ждущего) генератора 7, обеспечив появление на его выходе эталонных импульсов, длительность которых равна 1,.

Эталонный импульс с выхода генератора / поступает на счетный вход триггера 27 и переводит его в единичное состояние. Очередной эталонный импульс переводит триггер 27 в нулевое состояние, сформировав на прямом выходе импульс длительностью

2Г. На выходе элемента ИЛИ 32 сформил руется импульс длительностью 3 (тире), который через элемент И 30 поступает на входы элемента ИЛИ 33 и элемента 34 дифференцирования. На

1239742

35 выходе элемента ИПИ 33 появляется единичный потенциал (эталонное тире), который прикладывается к вторым входам нечетных элементов 16. Сравнение формируемого обучаемым и эталонного элементов знака происходит в элементе 16,, так как только íà его первый и второй входы одновременно поданы единичные потенциалы с выхода дешифратора 10 и формирователя 8. Им- 10 пульс с выхода элемента 34, сформированный задним фронтом эталонного тире, поступает на нулевой (R) вход триггера 29, обеспечив появление на его инверсном выходе единичного по- 15 тенциала, который прикладывается к второму входу элемента И 31,подготавливая цепь для прохождения эталонных элементов знака длительностью (точки). 20

Второй короткий импульс с выхода формирователя 12, поступивший на второй вход счетчика 28 формирователя, устанавливает счетчик 28 в исходное состояние. 25

Второй задержанный короткий импульс, означающий конец первого элемента знака (тире) и начало второго (паузы), с выхода элемента 2 поступает на вход счетчика 3 и обеспечи- 311 вает прекращение единичного потенциала на первом выходе дешифратора 10 и его появление на втором выходе, который подается на первый вход элемента 16 .

Второй, импульс с выхода формирователя 12, задержанный на 2 Г элементом 22, одновременно поступает на вход одновибратора 21 и обеспечивает формирование эталонного импульса 40 длительностью (паузы). Импульс эталонной паузы с выхода одновибратора 21 подается на1вторые входы чет.ных элементов 16. Сравнение формируемой обучаемым и эталонной пауз 45 .происходит в элементе 16, так как только на его первый и второй вхо ды одновременно поданы единичные сигналы, потенциалы с выходов дешиф-! ратора 10 и формирователя 8.

Если длительность сформированного обучаемым элемента знака (тире, паузы, точки) равна длительности эталонного, то на выходах элемента

1Ü сравнения временных меток нет, 55 так как при одновременном поступлении одинаковых потенциалов на входы элемента И 23 Йа одном из входов а элементов 24 и 25 имеется нулевой потенциал.

Если на перьый вход, элемента

И 23 поступает едчничный потенциал, длительность которого меньше длительности единичного потенциала, поступившего на второй вход, то на выходе элемента И 25 появляются временные метки, которые поступают на вход второго счетчика узла блока 5.

Третий импульс с выхода элемента 2, соответствующий концу паузы и началу второго элемента знака (например, точки), поступает на вход счетчика 3 и обеспечивает появле- . ние на третьем выходе дешифратора 10 единичного потенциала, который подается на первый вход элемента 16> и на вход управляемого генератора 7, обеспечивающего появление на его выходе эталонного импульса. Эталонный импульс поступает на счетный вход триггера 27 и переводит его в единичное состояние. На единичный импульс на выход формирователя 8 не проходит,так как на второй вход элемента И 30 подан нулевой потенциал.

Одновременно эталонный импульс (точка) с выхода генератора 7 поступает на первый вход элемента И 31, на другой вход которого подан единичный потенциал с выхода триггера 29, и через элемент ИЛИ 33 проходит на вторые входы нечетных элементов 16.

Сравнение формируемой и эталонной точек происходит в элементе 16 аналогично описанному.

Четвертый выход с выхода элемента 2, соответствующий концу второго элемента знака и началу -второй паузы, поступает на вход счетчика 3 и обеспечивает появление на четвертом выходе дешифратора 10 единичного потенциала, который подается на первый вход элемента 164. Одновременно с выхода одновибратора 21 на вторые входы четных элементов 16 поступает эталонный импульс. Сравнение форМируемого и эталонного импульсов пауз происходит в элементе 164 аналогично описанному.

Если длительность сформированной паузы равна или превышает 2, что соответствует формированию паузы между знаками, равной 3, то на втором выходе первого счетчика узла 174 (емкость первых счетчиков четных узлов по длительности выбрана равной ) по5 12397 является импульс переполнения, который через элемент ИЛИ ll поступает на второй вход счетчика 3, возвратив последний в исходное состояние, на вторые входы. счетчиков 17 узлов блока

5, произведя считывания информации в соответствующие индикаторы узлов

18 блока б, и на вторые входы индикаторов 18 узлов, обеспечив высвечивание залисанной информации. 10

Если обучаемый удлиняет элементы знака, то величина превышения по срав. кению с эталонным элементом отобража-. ется в первых индикаторах 18 узлов, 1 а если укорачивает — то во вторых 15 индикаторах 18 узлов. Индикация от" клонений высвечивается в течение формирования следующего знака..

Если переданный знак состоит из "; 20 пяти элементов (точек, тире), то десятый импульс, поступивший с выхода элемента 2 на вход счетчика 3, обеспе. чивает появление на десятом выходе дешифратора 10 единичного потенциала, 25 который через элемент 9 (co временем задержки 2, ) и элемент ИЛИ 11, по,ступает на второй вход счетчика 3 и вторые входы блоков 5 и б, и возвращение в исходное состояние, счи- gp тывание и высвечивание информации аналогично описанному.

Формула и э о б р е т е н и я

l, Тренажер, радиотелеграфиста, содержащий формирователь эталонных сигналов, генератор импульсов и последовательно соединенные блок ввода ответов, первый элемент задержки, счетчик, дешифратор, блок сравнения, блок счетчиков и блок индикации, первый и второй входы формирователя эталонных сигналов соединены соответст" венно с вторым выходом блока ввода 45 ответов и выходом генератора импуль" сов, отличающийся тем, что, с целью расширения. дидактических возможностей тренажера, в него введены элемент ИЛИ и второй элемент

42 задержки, вход которого соединен с вторым выходом дешифратора, а выход— с одним из входов элемента ИЛИ, дру гие входы которого соединены с другими выходами блока счетчиков, а выход - с вторыми входами счетчика, блока счетчиков и блока индикации, второй, третий и четвертый входы блока сравнения соединены соответственно с первым, вторым и третьим выходами формирователя эталонных сигналов, третий вход которого соединен с первым выходом блока ввода ответов, вход .генератора импульсов соединен, с выходом первого элемента задержки.

2. Тренажер по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что формирователь эталонных сигналов содержит последо.вательно соединенные элемент задержки и одновибратор, выход которого является первым выходом формирователя, первый элемент ИЛИ, последовательно соединенные элемент дифференцирования, первый триггер и первый элемент И, последовательно соединенные второй .триггер, второй элемент.ИЛИ и второй элемейт И, выход которого соединен с входом элемента дифференцирования и первым входом первого эле мента ИЛИ„ второй вход которого соединен с выходом первого элемента И, а выход является вторым выходом формирователя, последовательно соединенные третий элемент И и счетчик, вход которого соединен с входом элемента задержки и является первым входом формирователя, выход счетчика соединен с первым входом второго триггера и вторым входом первого счетчика, второй выход которого соединен с вторым входом второго элемента И, вторые входы вторых триггера и элемента ИЛИ .и первого элемента

И являются вторым входом формирователя, генератор временных меток, выход которого является третьим выходом формирователя и соединен с первым входом третьего элемента И, второй вход которого является третьим входом формирователя, (239742 айаг.Г

Составитель О,Болдырев

Редактор Н.Бобкова Техред Н.Боикало Корректор A.Îáðó÷àð .

Заказ 3400/51 Тираж 455 Подписное

ВНМИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .

113035, Москва, K-35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано при подготовке радиотелеграфистов и является усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к обучаю- upiM устройствам и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов приему на слух

Изобретение относится к обучающим устройствам

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, является усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов передаче на ключе

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при подготовке радиотелегра4мстов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике,.в частности к устройствам для исследо вания слухового анализатора

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при профессиональном отборе радиотелеграфистов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов

Изобретение относится к технике связи, в частности к устройствам для обучения и контроля, может быть использовано для обучения работе на клавиатурных датчиках и является усовершенствованием изобретения по авт,св, № 1180957, Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера
Наверх