Тренажер радиотелеграфиста

 

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов передаче на ключе. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера путем управления нарастанием скорости работы. Тренажер содержит формирователь кодов, электроакустический преобразователь, два счетчика, два формирователя импульсов, блок памяти, блок ввода ответных действий оператора, сумматор, интегратор, генератор, индикатор, схему подстройки скорости работы, представляющую собой блок адаптивного управления скоростью предъявления знаков, содержащий формирователь импульсов, дещифратор и счетчик. 2 ил. Ю сд ел ел ISJ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1251155 А 2 (5i) 4 G 09 В 19/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;1-, К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 947904 (21) 3845980/24-24 (22) 23.01.85 (46) 15.08.86. Бюл. № 30 (72) В. Б. Кудрявцев, А. Ю. Чижов, А. Т. Серобабин и А. К. Соколенко (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 947904, кл. G 09 В 19/26, 1982. (54) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА (57) Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов передаче на ключе. Целью изобретения является расширение дидаКтических возможностей тренажера путем управления нарастанием скорости работы. Тренажер содержит формирователь кодов, электроакустический преобразователь, два счетчика, два формирователя импульсов, блок памяти, блок ввода ответных действий оператора, сумматор, интегратор, генератор, индикатор, схему подстройки скорости работы, представляющую собой блок адаптивного управления скоростью предъявления знаков, содержащий формирователь импульсов, дешифратор и счетчик. 2 ил.

1251155

55

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано при обучении радиотелеграфистов передаче на ключе, и является усовершенствованием изобретения по авт. св. Kо 947904.

Цель изобретения — расш ирение дидактических возможностей тренажера путем управления нарастанием скорости тренажера.

На фиг. 1 представлена схема тренажера; на фиг. 2 — схема формирователей импульсов.

Тренажер радиотелеграфиста. содержит формирователь 1 кодов (автоматический датчик кода Морзе), электроакустический преобразователь 2 (головные телефоны), счетчик 3 адреса записи, формирователь 4 импульсов (тире) блок 5 памяти, счетчик 6 адреса считывания, блок 7 ввода ответных действий оператора (ключ телеграфный), формирователь 8 импульсов (тире), сумматор 9 по модулю два, интегратор 10, генератор 11 линейно изменяющегося напряжения, индикатор 12 ошибок и блок 13 адаптивного управления скоростью предъявления знаков, выполненный в виде формирователя 14 импульсов (временного интервала безошибочной работы), счетчика 15 и дешифратора 16.

Формирователи 4, 8 и 14 состоят из последовательно соединенных интегратора 17 генератора 18, элемента И 19 и счетчика

20, на другой вход которого подключается источник сигналов сброса.

Обучаемый проослушивает поступающие в электроакустический преобразователь 2 сигналы (знаки) с формирователя 1 н с той же скоростью передает их на ключе. Скорость предъявления сигналов (знаков) плавно увеличивается (растет по заданному линейному закону), что, в свою очередь, вызывает увеличение и у обучаемого скорости передачи на ключе.

Если обучаемый допускает при передаче ошибки, нарастание скорости замедляется, а при достижении частотой ошибок установленного уровня на табло светится индикатор 12. Обучаемый прекращает передачу на ключе, сосредотачивается, а затем (согласно инструкции) через определенный промежуток времени приступает к работе снова.

Если обучаемый в своей работе ошибок не допускает, каждый временной интервал безошибочной передачи дает дополнительное приращение угла линейного роста скорости, что приводит к увеличению нарастания скорости пред ьявления знаков. П ри появлении первой ошибки угол наклона прямой нарастания скорости принимает исходное значение, которое было задано в начале тренажа.

Устройство работает следующим образом.

При включении блок 5 и счетчики 3 и 6 устанавливаются в исходное состояние. Г!утем нажатия кнопки (не показана) запуска«тся генератор 11 линейно изменяющегося

50 напряжения, а с формирователя 1 через электроакустический преобразователь 2 обучаемому предъявляются телеграфные знаки. Одновременно эти знаки поступают в счетчик 3, где формируется код адреса для записи в блок 5. В блоке 5 логический нуль соответствует точке, логическая единица — тире.

Элементы телеграфных знаков распознает формирователь 4, импульс на выходе которого является разрешающим для записи логической единицы в блок 5.

Принимаемые телеграфные знаки обучаемый сразу передает на ключе блока 7.

Формируемые обучаемым знаки поступают в формирователь 8 и в счетчик 6. Счетчик 6 обеспечивает последовательное считывание из блока 5 также последовательно записанных в него из формирователя 1 элементов знаков, т. е. считываются импульсы, соответствующие элементу тире, которые поступают на сумматор 9 для выявления ошибок передачи. На другой вход сумматора 9 поступают импульсы, соответствующие элементу тире, из формирователя 8, сформированные обучаемым на ключе блока 7. Если обучаемый воспроизводит на ключе блока 7 принимаемые сигналы без ошибок, на выходе сумматора 9 импульсов не будет.

Генератор 11 управляет изменением скорости передачи знаков, которая плавно нарастает. Скорость нарастания в начале работы задается предварительно путем выбора параметров генератора 11.

Если обучаемый допустил ошибку, на выходе сумматора 9 появляется импульс, который поступает в интегратор (фильтр нижних частот) 10, на выходе которого появляется постоянная составляющая, пропорциональная частоте ошибок. Величина этой постоянной составляющей, воздействуя на вход генератора 11, изменяет его параметры, тем самым регулируя (уменьшая) скорость нарастания передачи знаков с формирователя l.

При превышении напряжением на выходе интегратора 10 заданного порогового значения (частота появления ошибок стала недопустимо большой) загорается индикатор 12, что означает окончание тренажа.

В этом случае обучаемый прекращает передачу на ключе и через необходимый перерыв вновь приступает к обучению.

Одновременно формируемые обучаемым знаки поступают на вход формирователя 14, на выходе которого через заданный интервал времени формируется импульс в случае безошибочной работы обучаемого, т. е. за этот период времени на его второй установочный вход не поступает ни одного импульса с сумматора 9. При этом состояние счетчика 15 изменяется на «1» и на первом выходе дешифратора 16 появляется импульс, который, поступая на вход генератора 1, изменяет его параметры (управляет времязадающей цепью заряда емкости

1251155

Формула изобретения

cPUc. 2

Составитель A. Карлов

Редактор А. Огар Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Заказ 4417/50 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

llo делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугнская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патен1», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 генератора 11), т. е. увеличивается угол наклона линейного роста сигнала на выходе генератора 11.

Если и далее обучаемый в своей работе не допускает ошибок, каждый временной интервал безошибочной работы, определяемый формирователем 14, аналогично дает дополнительное приращение угла линейного роста сигнала на выходе генератора

11 (увеличение нарастания сигнала на выходе формирователя 1).

В случае появления ошибки, т. е. импульсов на выходе сумматора 9, формирователь 14 и счетчик 15 устанавливаются в исходное состояние, угол наклона линейного роста сигнала на выходе генератора 11 также принимает исходное значение. З,алее работа тренажера повторяется.

Формирователи 4 и 8 обеспечивают выделение элементов тире знака следующим образом.

Сигнал, соответствующий знаку кода Морзе, поступает в интегратор 17, на выходе которого выделяется постоянная составляющая. Это напряжение управляет частотой генератора 18, которая пропорциональна скорости передачи знаков кода Морзе. Импульсы -с генератора 18 поступают на один вход элемента И !9, на другой вход которого поступают передаваемые импульсы кода Морзе. Выход элемента И 19 соединен со счетчиком 20, который подсчитывает число импульсов, поступивших с генератора 18 за время, равное длительности элемента передаваемого знака кода Морзе. При переполнении счетчика 20 на его выходе появляется импульс переполнения, указывающий на наличие в передаваемом знаке кода

Морзе тире. Счетчик 20 устанавливается в исходное состояние задним фронтом каждого передаваемого элемента знака.

Использование изобретения позволяет наиболее полно реализовать алгоритм адаптивного обучения, при котором скорость нарастания предъявления знаков подстраивается к субъективной скорости безошибочного восприятия знаков, зависящей от установки обучаемого, его обученности, психофизиологического состояния и т. д., при этом достигается повышение эффективности обучения путем допофлнительного управления характеристиками психологического контура целенаправленного регулирования деятельности радиотелеграфиста при изменении условий деятельности. Таким образом, изоб15 ретение обеспечивает сокращение сроков подготовки радиотелеграфистов.

Тренажер радиотелеграфиста по авт. св.

М 947904, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введен блок адаптивного управления скоростью предъявления знаков, содержащий третий формирователь импульсов, первый и второй входы которого соединены с выходами соответственно первого формирователя импульсов и сумматора, четвертый счетчик, первый и второй входы которого подключены к выходам со30 ответственно третьего формирователя импульсов и сумматора, и дешифратор, входы которого соединены с соответствующими выходами счетчика, а выходы — с соответствующими входами группы входов первого генератора.

Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, является усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к устройствам для обучения радиотелеграфистов передаче на ключе

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано при подготовке радиотелеграфистов и является усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к обучаю- upiM устройствам и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов приему на слух

Изобретение относится к обучающим устройствам

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при подготовке радиотелегра4мстов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике,.в частности к устройствам для исследо вания слухового анализатора

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при профессиональном отборе радиотелеграфистов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов

Изобретение относится к технике связи, в частности к устройствам для обучения и контроля, может быть использовано для обучения работе на клавиатурных датчиках и является усовершенствованием изобретения по авт,св, № 1180957, Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к устройствам для профессионального отбора

Изобретение относится к приборам контроля качества передачи знаков кода Морзе, применяемым при обучении
Наверх