Тренажер радиооператора

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, является усовершенствованием изобретения по авт.св. № 1176368 и может быть использовано при обучении радистов приему на слух и передаче на ключе. Цель изобретения - увеличение дидактических возможностей за счет оптимального выбора скорости работы. Тренажер содержит блок ввода ответных действий, два счетчика , блок памяти, формирователь кодов , электроакустический преобразователь , два,формирователя импуль- cd, сумматор, интегратор, блок управления темпом тренировки, задающий дискретно-перестраиваемый генератор . Введение в блок управления темпом тренировки триггера, элемента коммутации и элемента ИЛИ позволяет оптимизировать скорость тренировки в течение всего процесса обучения. 2 ил. с 5S 4 QD Сд -4

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (Ц) юа аю ее ъв (би 4 G 09 В 19/26 и

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И A STOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

Г10 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 1176368 (21) 3845981/24-24 (22) 23.01.85 (46) 07.08.86. Бюл. 9 29 (72) А.К. Соколенко (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 974904, кл. G 09 В 19/26, 1980, Авторское свидетельство СССР

У 1176368, кл. G 09 B 19/26, 1984. (54) ТРЕНАЖЕР РАДИООПЕРАТОРА (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, является усовершенствованием изобретения по авт.св, Р 1176368 и может быть использовано при обучении радистов приему на слух и передаче на ключе. Цель изобретения — увеличение дидактических возможностей за счет оптимального выбора скорости работы. Тренажер содержит блок ввода ответных действий, два счетчика, блок памяти, формирователь кодов, электроакустический преобразователь, два.формирователя импульса, сумматор, интегратор, блок управления темпом тренировки, задающий дискретно-перестраиваемый генератор. Введение в блок управления темпом тренировки триггера, элемента коммутации и элемента ИЛИ позволяет оптимизировать скорость тренировки в течение всего процесса обучения. 2 ил.

Тренажер работает следующим образом.

Обучаемый прослушивает поступающие в электроакустический преобразователь 2 сигналы (знаки) с формирователя 1 кодов и с той же скоростью передает их на ключе. Скорость предъявления сигналов в поддиапазоне плавно увеличивается, что, в свою очередь, вызывает увеличение у обучаемого скорости передачи на ключе.

В начале каждой тренировки обеспечивается выбор оптимального поддиапазона предъявления знаков по методу стратегии активного поиска—

55

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано при обучении радистов приему на слух и передаче на ключе и является усовер- 5 шенствованием тренажера по авт.сВ.

II 1176368.

Цель изобретения — увеличение дидактических возможностей тренажера за счет оптимального выбора 10 скорости тренировки.

На фиг.1 представлена структура тренажера," на фиг.2 — схема блока управления темпом тренировки.

Тренажер радиооператора соцержит 15 формирователь 1 кодов (автоматический датчик кода Морзе, например

ANKH-2il), электроакустический преобразователь 2 (головные телефоны). счетчик 3 адреса записи, формирова- N тель 4 импульсов "тире" блок 5 памяти, счетчик 6 адреса считывания, блок 7 ввода ответных действий оператора, формирователь 8 импульсов

"тире", сумматор 9 по модулю два„ 25 интегратор 10, генератор 11 линейно изменяющегося напряжения, блок 12 управления темпом тренировки, генератор 13, перестраиваемый дискретно по первым входам и плавно в под- ЗО диапазоне по второму входу, и индикатор 14 ошибок.

Блок 12 управления темпом тренировки содержит формирователь 15 одиночного импульса, элемент 16

35 коммутации элемент ИЛИ 17, триггер

18, генератор 19 временных интервалов работы, триггер 20, счетчик 21, дешифратор 22, формирователи 23-25 одиночных импульсов, элементы ИЛИ

26-29, элементы И 30-35 и триггеры

36-42.

70 2 методу дихотомии работой блока 12 управления, который управляет дискретной перестройкой генератора 13.

Ila первом шаге генератор !3 настраивается на среднюю частоту диапазона, и в зависимости от правильности работы обучаемого на тренажере принимается решение блоком 12 управления о перестройке задающего генератора 13, во втором шаге — на среднюю частоту половинчатого диапазона, лежащего выше средней частоты первого шага. Перестройка задающего генератора 13 в третьем шаге на среднюю частоту половинчатого диапазона такая же, как и во втором шаге, только относительно уже выбранной средней частоты второго шага.

В ходе тренировки, если обучаемый устанавливает, что скорость работы для него не оптимальна, он нажимает кнопку 16 "Оптимальный режим". По этому сигналу блок 12 упраьления темпом тренировки начинае опять выбор оптимального поддиапазона работы. Если у обучаемого в ходе тренажа частота ошибок превышает допустимый уровень, то предъявление знаков прекращается, а блок

12 приступает снова к выбору оптимального поддиапазона работы.

При включении питания устанавливаются в исходное положение блок 5 памяти, блок 12 управления, счетчики 3 и 6, и в рабочее положение— триггер 18. Первый сигнал, сформированный на одном из первых выходов блока 12 управления, запускает генератор 13, который генерирует частоту 0 5 f, где f — его максимальная частота работы, и управляет частотой формирования телеграфных знаков в формирователе 1 кодов.

С формирователя .1 через электроI акустический преобразователь 2 обучаемому начинают предьявляться телеграфные знаки. Одновременно эти знаки поступают в счетчик 3, где формируется код адреса для записи в олок 5 памяти. В блоке 5 логический нуль соответствует точке, логическая единица — "тире . Распознает элементы телеграфных знаков формирователь 4, импульс на выходе которого является разрешающим для записи логической единицы в блок 5 памяти.

124 95 70

Принимаемые телеграфные знаки обучаемый распознает и сразу же передает- на ключе блока 7. Формируемые обучаемым знаки поступают в формирователь 8 импульса "тире" и в счетчик 6 адреса считывания. По управляющему коду, формируемому на выходах счетчика 6, из блока 5 памяти считываются последовательно записанные туда из формирователя 1 элементы знаков, т.е. считываются импульсы, соответствующие элементу

"тире", и поступают на сумматор 9 по модулю два, на другой вход которого поступают импульсы из формирователя 8 импульсов "тире", сформированные обучаемым из ключа блока ?. Если обучаемый воспроизводит на ключе блока 7 принимаемые сигна-лы без ошибок, то на выходе сумма тора 9 импульсов не будет, если допускает ошибки, то на выходе сумматора 9 по модулю два появляются импульсы; которые поступают в интегратор l0, на выходе которого появляется постоянная составляющая, пропорциональная частоте ошибок.

При превьппении напряжения на выходе интегратора 10 некоторого порогового значения загорается индикатор 14, и на выходе формирователя 15 появляется импульс, который через элемент ИЛИ 17 поступает в блок .12 управления темпом трениров— ки, неся информацию об ошибках в работе обучаемого. Второй сигнал, сформированный на первых выходах блока 12 управления, перестраивает задающий генератор 13 на частоту ,генерирования 0,75 f, если обучаемый на первом шаге поиска оптимальной частоты в своей работе не допустил ошибки, превышающие установленный порог, либо на частоту 0,25 f, если обучаемый допустил ошибки.

Аналогично третий сигнал, сформированный на первых выходах блока

12 управления, перестраивает задающий генератор 13 на другую фиксированную частоту в зависимости от результатов обучаемого на втором шаге поиска и если, например, на втором шаге частота задающего генератора

13 0,75 f, то в зависимости от наличия или отсутствия ошибок на втором шаге частота генератора 13 на третьем шаге будет либо 0,625 f либо 0,875 f соответственно.

?0

По окончании выбора оптимальной начальной частоты работы сигналом с второго выхода блока l2 управления запускается генератор 11, который своим выходным напряжением плавно управляет частотой задающего генератора 13, ее ростом, скорость нарастания задается предварительно выбором параметров генератора 11. Если обучаемый в ходе тренировки допускает ошибки, то напряжение на выходе интегратора 10, поступая на вход генератора 11, меняет его параметры и изменяет скорость нарастания напряжения на выходе генератора 11, тем самым регулируя скорость передачи знаков с выхода формирователя 1 кодов.

В случае, если обучаемый в ходе тренировки установит, что скорость рабаты для него не оптимальна, он нажимает кнопку Оптимальный режим", элемента 16 коммутации. Импульс с выхода кнопки, через элемент ИЛИ 17 устанавливает блок 12 управления темпом тренировки в исходное состояние и переводит триггер l8 в состояние, при котором сигнал с его выхода запускает блок 12 управления для поиска оптимальной частоты. По окончании поиска опт ыальной частоты сигнал с второго выхода блока 12 управления устанавливает триггер 18 в исходное состояние.

Если в ходе тренировки у обучае мого частота появления ошибок стала недопустимо большой, и напряжение. на выходе интегратора превьппает установленный порог, то на выходе формирователя 15 импульса появляется импульс, которьп через элемент ИЛИ 17 устанавливает в исходное состояние блок l2 управления темпом тренировки и переключает триггер 18, сигнал с выхода которого включает генератор 19 временных интервалов, и начинается поиск оптимальной частоты. Цалее работа тренажера повторяется.

Блок 12 управления темпом тренировки работает следующим образом.

При включении питания запускается генератор 19 временных интервалов, устанавливаются в исходное положение счетчик 21 и триггеры 20 и 36-42. Первый импульс с выхода генератора 19 переключает триггер 20, на его выходе, соединенном с входом, счетчика 21, появляется высокий по-

1 249570 тенциал, и соответственно на первом выходе дешифратора 22 появляется высокий потенциал, который через элемент ИЛИ 26 устанавлинает триггер 20 в исходное состояние и поступает в формирователь 23. Импульс с выхода формирователя 23 переводит триггер 36 в состояние, при .котором на его выходе, являющемся выходом блока, появляется высокий потенциал.

Этот потенциал запускает задающий генератор 13 с частотой 0,5 Е.

Если на первом входе блока 12 управления появляется импульс (ошибка в работе), то он через элемент

ИЛИ 27 переключает триггер 36 в по- ложение при котором высокий потенциал появляется на выходе, соециненном с элементом И 31. Задающий гене ратор 19 выключается.

Второй импульс с выхода генератора 19 временных интервалов опять переключает триггер 29 в состояние, при котором на его выходе, соеди- ненном с нходом счетчика 21, появляется высокий потенциал и на нто" ром выходе дешифратора 22 появляется высокий потенциал, который через элемент ИЛИ 26 устанавливает триггер 20 в исходное состояние и поступает на вход формиронателя 24 одиночного импульса. Импульс с выхода последнего поступает через ° открытый элемент И 31 на вход триггера 38 и переводит его в состояние при котором на его выходе, являющемся выхоцом блока, появляется высокий потенциал, который запускает задающий генератор 13 с частотой 0,25 f.

Если в первом интервале работы . (первый шаг поиска оптимальной частоты) ошибок в работе обучаемого не было, то триггер 36 остается в состоянии, при котором его выход с высоким потенциалом подключен к элементу И 30, и по приходу импульса с формирователя 24 триггер 37 переключается в состояние, при котором высокий потенциал появляется на выходе, являющемся выходом блока, и запускает задающий генератор 13 с частотой 0,75 f, а также устанавливает в исходное состояние через элемент ИЛИ 27 триггер 36.

Третий импульс с выхода генератсра 19 вызывает появление потенциала на третьем выходе дешифратора

22, который, в свою очередь, уста5

10 !

35 нанливает в исходное состояние триггер 20 и вызывает появление импульса на выходе формирователя 25, который через элемент И 32 переключает триггер 39. Высокий потенциал на выходе триггера 39 переключает триггер 37 через элемент ИЛИ 28 в исходное состояние и запускает задающий генератор 13 с частотой

0,875 f при условии, что не было ошибок в работе на первом и втором интервале (шаге).

Если на втором интервале ошибки н работе были, то триггер 37 импульсом, поступившим на вход блока, через элемент ИЛИ 28 переходит н исходное положение, при котором его высокий потенциал поступает на вход элемента И 33. Импульсом с формирователя 25 переключается также триггер 40 в состояние, при котором на его выходе появляется высокий потенциал, который запускает задающий генератор 13 с частотой 0,625 f.

Если в работе обучаемого ошибки были только на первом шаге, то с приходом импульса с формирователя 25 переключается триггер 41 н состояние, при котором на его выходе поязляется высокий потенциал, который устанавливает в исходное состояние триггер .38 через элемент ИЛИ 29 и запускает задающий генератор с частотой.0,375 f. с

Если же ошибки бьли на первом и втором шаге, то триггер 38 с появлением ошибок — импульса, поступившего на вход блока через элемент

ИЛИ 29, переключается в исходное состояние, его высокий потенциал на выходе открывает элемент И 25, с приходом импульса с формирователя

25 триггер 42 переключается, и высокий потенциал на его выходе запускает задающий генератор 13 с частотой 0,125 f;

Четвертый импульс с выхода генератора 19 переключает триггер 20 в состояние, в котором он будет находиться до окончания тренажа, счет чик 21 фиксирует четвертый импульс, на.четвертом выходе дешифратора 22 появляется высокий потенциал для запуска генератора 11.

На одном из выходов блока 12 управления сохраняется высокий потенциал, который обеспечивает работу

12495 70 генератора с выбранной оптимальной начальной частотой.

Формула из обретения

Риг.Г

Составитель О. Болдырев

Редактор Н. Яцола Техред M. Ходанич Корректор М. Шароши

Заказ 4330/52

Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113935, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие,,r. Ужгороц, ул. Проектная,4, Тренажер радиооператора по авт.св. Р 1176368, о т л и ч а юшийся,тем, что, с целью увеличения его дидактических возможностей, в блок управления темпом тренировки введены девятый триггер и

l последовательно соединенные элемент коммутации и пятый элемент ИЛИ,второй вход которого соединен с выходом четвертого формирователя одиночных импульсов, а выход подключен к вторым входам. первого и второго элементов ИЛИ, первому входу четвертого элемента ИЛИ и первому

1р входу девятого триггера, выход которого соединен с входом третьего генератора, а второй вход соединен с, четвертым выходом дешифратора.

Тренажер радиооператора Тренажер радиооператора Тренажер радиооператора Тренажер радиооператора Тренажер радиооператора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для обучения радиотелеграфистов передаче на ключе

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано при подготовке радиотелеграфистов и является усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к обучаю- upiM устройствам и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов приему на слух

Изобретение относится к обучающим устройствам

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов передаче на ключе

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при подготовке радиотелегра4мстов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике,.в частности к устройствам для исследо вания слухового анализатора

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при профессиональном отборе радиотелеграфистов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов

Изобретение относится к технике связи, в частности к устройствам для обучения и контроля, может быть использовано для обучения работе на клавиатурных датчиках и является усовершенствованием изобретения по авт,св, № 1180957, Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к устройствам для профессионального отбора
Наверх