Система питания для двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет улучшить смесеобразование и повысить надежность работы путем исключения дозирующих элементов с малыми проходными сечениями. Система содержит впускной трубопровод 1 с фильтром 2, дроссельной заслонкой 3 и диффузором 4. На входном участке последнего размещен топливоподающий распылитель 5, к которому подсоединен топливопровод с дозатором в виде сопла Лаваля 7 и регулирующим органом в виде клапана 8. К дозатору подключена выходная камера 10 топливного испарителя. Топливопровод снабжен обратным клапаном. Подогреватель 11 выполнен противоточным. На режиме полной нагрузки происходит наибольшее вихреобразование, способствующее образованию обогащенной смеси на этом режиме, а на частичных нагрузках турбулизация воздуха при обтекании дроссельной заслонки 3 способствует обеднению приготовленной смеси. 9 3. п. ф-лы, 3 ил. (Л v 2 20 to CD со со 05

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„,, 1293367 А1 ц4 F02M3100

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /,:

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ гг г7 фие. 7 (21) 3767030/25-06 (22) 07.06.84 (46) 28.02.87. Бюл. № 8 (71) Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности им. С. М. Кирова (72) Н. С. Тушаков, К. X. Лазариди, В. В. Некрасов, В. И. Андреев, 1О. Н. Мещанинов, Л. П. Яник и А. Н. Поздняховский (53) 621.43.036.3 (088.8) (56) Патент США № 2625920, кл. 123-133, опублик. 1953. (54) СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к двигателестроению и позволяет улучшить смесеобразование и повысить надежность работы путем исключения дозирующих элементов с малыми проходными сечениями. Система содержит впускной трубопровод 1 с фильтром 2, дроссельной заслонкой 3 и диффузором 4. На входном участке последнего размещен топливоподающий распылитель 5, к которому подсоединен топливопровод с дозатором в виде сопла Лаваля 7 и регулирующим органом в виде клапана 8. К дозатору подключена выходная камера 10 топливного испарителя. Топливопровод снабжен обратным клапаном. Подогреватель 11 выполнен противоточным. На режиме полной нагрузки происходит наибольшее вихреобразование, способствующее образованию обогащен <ой смеси на этом режиме, а на частичных нагрузках турбулизация воздуха при обтекании дроссельной заслонки 3 способствует обеднению приготовленной смеси.

9 з. п. ф-лы, 3 ил.

1293367

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам питания для двигателя внутреннего сгорания.

Цель изобретения — улучшение смесеобразования и повышение надежности работы.

На фиг. 1 изображена схематически система питания для двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1.

Система питания для двигателя внутреннего сгорания содержит впускной трубопровод 1, снабженный расположенным на входе воздушным фильтром 2, дроссельной заслонкой 3 и диффузором 4, на входном участке которого размешен топливоподающий распылитель 5, соединенный с последним топливопровод 6, снабженный дозатором, выполненный в виде сопла Лаваля 7 и имеющий регулирующий орган в виде клапана 8, расположенного по оси сопла Лаваля 7 и продольно подвижного относительно горловины 9 последнего, и подключенную к дозатору выходную камеру 10 топливного испарителя, имеюшего подогреватель 11, выполненный в виде змеевика 12, расположенного в обогревательной камере 13, снабженной входным и выходным патрубками 14 и 15 для отработавших газов, подаваемых от выхлопного трубопровода 16, причем подогреватель 11 выполнен противоточным. Выхлопной трубопровод 16 снабжен обводным патрубком 17 с расположенной в нем регулируюгцей заслонкой 18, а обогревательная камера 13 соединена с выхлопным трубопроводом !6 параллельно обводному патрубку 17. При этом обогревательная камера 13 подогревателя 11 выполнена цилиндрической, входной патрубок 14 — тангенциальным (фиг. 2), а выходной патрубок 15 —осевым. Регулирующая заслонка 18 при помощи тяг 19 связана с сервоприводом 20, рабочая камера 21 которого подключена при помощи трубопровода 22 к выходной камере 10 топливного испарителя.

Дроссельная заслонка 3 установлена во впускном трубопроводе 1 до топливоподаюшего распылителя 5 относительно потока и снабжена приводным рычагом 23, который вместе с приводным рычагом 24 клапана 8 дозатора контактирует соответственно с двумя профилированными кулачками 25 приводного валика 26, включенного в кинематическую цепь 27 связи с педалью акселератора (не изображена) .

В зоне горловины 9 сопла Лаваля 7 выполнены воздушные каналы 28, а дозатор снабжен подвижной обечайкой 29„имеюгцей проходные каналы 30, выполненные ответными воздушным каналам 28, причем обечайка 29 при помощи тяг 31 (фиг. 3) связана с рычагом ручного управления (не изображен) . Топливоподающий распылитель 5 снабжен козырьковым обтекателем 32, расположенным в проточной части диффузора 4, 5

Ю

55 на выходе которого установлен вращаемый потоком лопастной ротор 33. На выходной камере 10 топливного испарителя установлен электрический пусковой подогреватель 34, выходной патрубок 15 обогревательной камеры 13 сообшен с атмосферой, обводной патрубок 17 выхлопного трубопровода соединен с глушителем 35.

Змеевик 12 подогревателя 11 соединен с топливоподводящим трубопроводом 36, снабженным фильтром 37, имеющим невозвратный клапан 38. и подключенным к выходу 39 центробежного топливоподающего насоса 40, вал 41 которого связан с приводным электродвигателем 42, причем вход 43 насоса 40 соединен с топливным баком 44.

Приводной валик 26 кинематически связан также с тяговым реле 45, которое вместе с приводным электродвигателем 42 и электрическим пусковым подогревателем подключено при помощи питающих цепей 46 к выключателю замка зажигания (не изображен) .

Работа системы питания происходит следующим образом.

При пуске двигателя выключатель замка зажигания устанавливают в первое положение, при котором ток по питающим цепям 46 подается к приводному электродвигателю 42 и электрическому пусковому подогревателю 34, а к тяговому реле 45 не подается, в связи с чем дроссельная заслонка 3 и клапан 8 закрыты, причем дроссельная заслонка находится в отпущенном положении, а регулирующая заслонка — — в положении закрытия под воздействием имеющейся в сервоприводе 20 установочной пружины. Работающий центробежный топливоподающий насос 40, работающий практически на нулевой производительности (невозвратный клапан 38 открыт). за быстрое время создает в испарителе давление, которое он имеет на выходе при нулевой производительности.

При этом имеющееся в выходной камере 10 испарителя незначительное количество топлива (бензина) нагревается от электрического пускового подогревателя 34, питаемого в это время током. Нагрев топлива происходит с высокой скоростью, так как рассеивание тепла от этой массы топлива незначительно вследствие малого коэффициента теплопроводности топлива, в связи с чем топливо, находяшееся в змеевике 12, не нагревается (конвективного переноса тепла также не происходит, так как выходная камера 10 расположена выше змеевика 12), Быстрому нагреву также способствует малая теплоемкость топлива. После заданной выдержки времени, зависящей от температуры окружающей атмосферы, выключатель замка зажигания переводят во второе положение, при котором одновременно включаются тяговое реле 45 и стартер (не изображен) двигателя, а подогреватель 34 выключается.

1293367

55

Причем насос 40 продолжает работать при нулевой производительности, но невозвратный клапан 38 переходит в закрытое положение вследствие повышения давления в испарителе из-за расширения нагретого топлива. Получив питание, тяговое реле 45 поворачивает приводной валик 26 на заданный угол, а стартер начинает поворачивать вал двигателя, создавая разрежение в диффузоре 4 впускного трубопровода 1. При этом дроссельная заслонка 3 остается в положении закрытия, а клапан 8 приоткрывается под воздействием одного из кулачков 25 и приводного рычага 24 на заданную величину, причем в зависимости от температуры окружающей среды рычагом ручного управления обечайка 29 установлена в положение, обеспечивающее заданное перекрытие воздушных каналов 28. Так как клапан 8 приоткрывается, то сжатое и нагретое топливо через образовавшуюся щель начинает истекать из выходной камеры 10 испарителя (с большим дросселированием) с высокой скоростью и со значительным понижением давления до величины давления в диффузоре.

При таком истечении происходит самовскипание нагретого топлива с последующим парообразованием. При этом вследствие подсоса воздуха через воздушные каналы 28 происходит смешение паров топлива с эжектируемым через них воздухом с образованием горючей смеси, движущейся с большой скоростью по топливопроводу 6 к распылителю 5, причем на выходе последнего этот поток горючей смеси отклоняется вниз козырьковым обтекателем 32 в сторону к рабочим камерам цилиндров двигателя. Обусловленные большой скоростью турбулентные пульсации, будучи направленные поперек потока смеси, обеспечивают равномерное перемешивание топлива и воздуха. Этому способствует обмен количеством движения между быстродвижущимися парами топлива с поступающим через воздушные каналы 28 воздухом, начальная скорость которого при смешении мала. Дополнительное вихреобразование обеспечивает козырьковый обтекатель 32, искривляющий траекторию движения потока смеси. Происходящее при этом восстановление давления продолжается при уменьшении скорости потока в расширяющейся части диффузора 4. В связи с этим наполнение цилинров двигателя горючей смесью происходит при несколько возросшем давлении, что увеличивает массу зарядов, поступающих в рабочие камеры цилиндров.

В связи с этим достигается надежный пуск двигателя, после чего стартер выключается из работы.

После пуска двигателя частота вращения последнего возрастает, так как он осуществляется при богатой смеси, а рычагом ручного управления обечайку 29 перемещают в сторону увеличения проходных сечений кана5

45 лов 28, через которые в увеличенном количестве начинает поступать воздух, препятствующий переобогащению горючей смеси.

От работающего двигателя отработавшие газы начинают поступать от выхлопного трубопровода 14 в обогатительную камеру 3, нагревая топливо, находящееся в змеевике 12, причем через последний начинается проток топлива, обусловленный снижением давления в выходной камере 10 вследствие открытия клапана 8. Легкие фракции топлива с наиболее низкой температурой кипения быстрее остальных приближаются к состоянию насыщения. Частичный их переход в пар, имеющий удельный объем выше по сравнению с жидкой фазой, приводя к росту давления, в зависимости от.интенсивности подвода тепла к топливу может вызвать закрытие невозвратного клапана 38. В отсеченной этим клапаном части тракта движения топлива давление является сложной функцией двух аргументов: скорости истечения топлива через клапан 8, величина которой увеличивается с ростом давления в выходной камере 10. и скорости образования паровых пузырьков, интенсивному образованию которых давление является препятствием, так как при повышении давления температура кипения любой жидкости возрастает. Поэтому поведение невозвратного клапана 38 определяется знаком рассогласования между этими скоростями в зависимости от интенсивности подвода тепла к топливу от отработавших газов и открытия клапана 8 дозатора. Интенсивность подвода тепла изменяется регулирующей заслонкой 18, распределяющей поток отработавших газов через обогревательную камеру 13 и обводной патрубок 17. При увеличении давления в выходной камере 10 давление в рабочей камере 2! сервопривода 20 увеличивается и последний, преодолевая натяг установочной пружины, поворачивает регулирующую заслонку в сторону открытия, увеличивая расход отработавших газов через обводной патрубок 17, уменьшая расход отработавших газов через обогревательную камеру 13.

При снижении давления процесс идет в обратном направлении. По мере движения топлива по змеевику 12 топливо контактирует с поверхностью последнего, имеющей возрастающую температуру, в связи с чем к состоянию насыщения приближаются, все боле тяжелые фракции с возрастающей температурой кипения. Так как в змеевике поддерживается избыточное давление, то топливо нагревается в ней до температуры, значительно превышающей температуру кипения его наиболее тяжелых фракций при промежуточном давлении, которое имеется в сопле Лаваля 7, т. е. основная масса жидкого топлива в испарителе оказывается перегретой по отношению к этому давлению. К тому же подвод тепла к этой массе топлива не прекращается и в выходной камере 10, ко1293367

Фор чцла изобретения

50 торая снизу омывается наиболее горячими отработавшими газами. Натягом установочной пружины сервопривода 20 и характеристикой центробежного топливоподающего насоса 40 согласовывают расход топлива через змеевик 12 и подвод тепла от отработавших газов таким образом, чтобы при номинальной нагрузке двигателя„т. е. при максимальном расходе топлива, дросселирование последнего приводило к парообразованию всех его частиц, включая наиболее тяжелые фракции. Этим достигается непрерывная циркуляция топлива, стабилизируюгцая режим работы насоса 40, вследствие чего закрытие невозвратного клапана может быть вызвано только тепловой инерцией испарителя и неравномерностью работы сервопривода 20 при переходных режимах.

По мере прогрева двигателя увеличением проходных сечений воздушных каналов 28 обеспечивают снижение частоты вращения вала до малых оборотов холостого хода, т. е. двигатель может работать на нагрузочных режимах.

При работе двигателя на нагрузочных режимах педалью акселератора через приводной валик 26 открывают дроссельную заслонку 3, одновременно происходит увеличение открытия клапана 8. Поток воздуха в количестве, определяемом положением дроссельной заслонки 3, движется по впускному трубопроводу 1, и, проходя через узкое сечение диффузора 4, дополнительно перекрыгое козырьковым обтекателем 32, ускоряется, образуя вихри при обтекании IIoследнего, а также приводного валика рычага 24 клапана 8. При взаимодействии со струей горючей смеси, выходящей из распылителя 5, эти вихри приводят к интенсивному перемешиванию воздуха с нарами топлива.

Конденсация последнего не происходит при таком перемешивании, так как подавляющая масса топлива находится в состоянии перегретого пара (наиболее тяжелыс фракции топлива также не конденсируются из-за движения потока к распылителю 5 с высокой скоростью). Этому также способствует поддержание температуры всасываемого воздуха в заданных пределах, независимо от окружаюгцей среды, например, забором воздуха от нагретых элементов двигателя (конденсации также препятствует плохой теплообмен между парами топлива и воздухом).

Окончательное перемешивание топлива и воздуха происходит на выходе диффузора 4 при помощи лопастного ротора 33, вращающегося под воздействием набегающего потока смеси, вследствие чего образуется гомогенная топливо-воздушная смесь, направляемая в цилиндры двигателя для сжигания и совершения работы. Кулачковый привод дроссельной заслонки 3 обеспечивает требуемые законы изменения расходов воздуха и топлива, чем достигается подача смеси, 25 зо

45 имеющей состав, необходимый для соответствующего нагрузочного режима раоты двигателя. Причем на режиме полной нагрузки наибольшее вихреобразование способствует образованию обогащенной смеси, требующейся при этом режиме, а на частичных нагрузках турбулизация воздуха при обтекании дроссельной заслонки 3 способствует обеднению приготавливаемой смеси, в связи с чем улучшаются условия смесеобразования, а так как в системе отсутствуют дозирующие элементы с малыми проходными отверстиями, то она имеет высокую надежность работы.

1. Система питания для двигателя внутреннего сгорания, содержащая впускной трубопровод с топливоподаюгцим распылителем и дроссельной заслонкой, имеющей приводной рычаг, кинематически связанный с педалью акселератора, соединенный с распылителем топливопровод, снабженный дозатором, выполненным с регулирующим органом и приводным рычагом и подключенным к выходной камере топливного испарителя, имеющего подогреватель, выполненный в виде змеевика, расположенного в обогревательной камере, снабженной входным и выходным патрубками для отработавших газов подаваемых от выхлопного трубопровода, и соединенного с топливоподводящим трубопроводом, подключенным к выходу топливоподающего насоса, и электрической пусковой подогреватель, отличающаяся тем, что, с целью улучшения смесеобразования и повышения надежности работы, дозатор выполнен в виде сопла Лаваля, а его регулируюгций орган — в виде клапана, расположенного по оси сопла Лаваля и продольно подвижного относительно горловины последнего, а топливоподводягций трубопровод снабжен обратным клапаном, причем подогреватель выполнен противоточным.

2. Система по п. 2, отличающаяся тем, что выхлопной трубопровод снабжен обводным патрубком с расположенной в нем регулирующей заслонкой, а обогревательная камера соединена с выхлопным трубопроводом параллельно обводному патрубку и выполнена цилиндрической, причем входной патрубок обогревательной камеры выполнен тангенциальным, а выходной осевым.

3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что регулирующая заслонка обводного патрубка снабжена сервоприводом, рабочая камера которого подключена к выходной камере топливного испарителя.

4. Система по п. 1, отличающаяся тем, что дроссельная заслонка установлена во впускном трубопроводе до топливоподаюгцего распылителя относительно потока воздуха, 1293367

Составитель П. Синай

Редактор Т.Митейко Техред И. Верес Корректор Л. Зимокосов

Заказ 36!/35 Тираж 504 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 3035, Москва, УК вЂ” 35, Раушская наб„д. 4, 5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 а кинематическая цепь от педали акселератора имеет поворотный приводной валик, снабженный двумя профилированными кулачками, контактирующими с приводными рычагами, соответственно, дроссельной заслонки и дозатора.

5. Система по п. 1, отличающаяся тем, что в зоне горловины сопла Лаваля дозатора выполнены воздушные каналы, а дозатор снабжен подвижной обечайкой, имеющей проходные каналы, выполненные ответными воздушным каналам, и рычаг ручного управления.

6. Система по пп. 1 и 5, отличающаяся тем, что впускной трубопровод снабжен диффузором, на входном участке которого размещен топливоподающий распылитель, снабженный козырьковым обтекателем, расположенным в проточной части диффузора.

7. Система по п. 6, отличающаяся тем, что на выходе диффузора установлен вращаемый потоком лопастной ротор.

8. Система по п. 1, отличающаяся тем, что топливоподающий насос выполнен центробежным и снабжен приводным электродвигателем.

9. Система по пп. 1 и 3, отличающаяся тем, что электрический пусковой подогреватель установлен на выходной камере топливного испарителя.

10. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что выходной патрубок обогревательной камеры сообщен с атмосферой.

Система питания для двигателя внутреннего сгорания Система питания для двигателя внутреннего сгорания Система питания для двигателя внутреннего сгорания Система питания для двигателя внутреннего сгорания Система питания для двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателёстроения и позволяет повысить топливную экономичность дёигателя

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано для обработки дизельного, преимущественно обводненного, топлива

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам питания двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить эффективность сгорания топлива в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, работающих на жидком топливе

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам регулирования температуры потока воздуха, поступающего в воздухоочиститель двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС)

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования на автомобильных ДВС

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано на поршневом мотокомпрессоре
Наверх