Устройство для определения коэффициента трения

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к измерительной технике для исследования трибологических свойств подшипниковых материалов . Целью изобретения является повышение производительности определения коэффициента трения. На основании 1 установлен вал 2 с приводом 3 его вращения. Держатель 4 образца 5 вьтолнен в виде плиты, которую устанавливают под углом к горизонту. Контробразец 7 укреплен на держателе 6, вьтолненном в виде установленного свободно на плите бруска, и скользит по плите от одного края к другому за счет реверсирования привода 3 вращения вала 2. Тангенсный механизм кулисного типа позволяет непосредственно получать значения коэффициента трений исследуемой пары. 1 ил. S ел // (I

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (Я) 4 С 01 N 19/02 загс(;„,, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4064858/25-28 (22) 30.04.86 (46) 07.07.87. Бюл. У 25 .(71) Центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро научного приборостроения АН УЗССР (72) Н.Х. Уразов, Б.А. Егай и А.В. Медведев (53) 539.621.531.44(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

° Ф 888018, кл. G 01 N 19/02, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения, а именно к измерительной технике для исследования трибологических свойств подшипниковых материалов. Целью изобретения является повьппение производительности определения коэффициента трения. На основании 1 установлен вал 2 с приводом 3 его вращения. Держатель 4 образца 5 выполнен в виде плиты, которую устанавливают под углом к горизонту. Контробразец 7 укреплен на держателе 6, выполненном в виде установленного свободно на плите б руска, и скользит по плите от одного края к другому за счет реверсирования привода 3 вращения вала 2.

Тангенсный механизм кулисного типа позволяет непосредственно получать значения коэффициента трениМ исследуемой пары. 1 ил.

1322128 2 и точность определения коэффициента трения за счет того, что устраняюти- ся погрешности неточности расположения держателя 4 в горизонтальной плоскости в начале испытания. Реверя сивное исполнение привода 3 вращения вала обеспечивает возможность проведения многократных испытаний, что способствует повышению производитель10 ности работы устройства, которая существенно увеличивается за счет того, что измеритель контролируемого а- параметра, которым является коэффициент трения, выполнен по существу в виде тангенсного преобразователя кулисного типа. Выбирая расстояние

L = i0 мм (где n = 1,2...) и подобрав соответственно длину L шкал, можно обеспечить требуемую точность

20 устройства.

ВНИИПИ Заказ 2855/38 Тираж 776 Подписное

Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технике для трибологических исследований подшипн ковых материалов.

Целью изобретения является повышение производительности определени коэффициента трения путем автоматизации преобразования угла трения в коэффициент трения.

На чертеже схематически изображено предлагаемое устройство. Устройство содержит основание 1, вал 2, привод 3 вращенйя вала, держ тель 4 образца 5, держатель 6 контр образца 7, датчики 8 и 9 для фиксации начала и окончания движения дер жателя 6 контробразца, шкалы 10 и

11 с нониусами 12, и 13, кулису 14, ползун 15, шарнир 16, второй ползун

17 и направляющую 18.

Устройство работает следующим образом.

Образец 5 в виде пластины закреп1, ляют на держателе 4, представляющем собой плиту, жестко связанную с валом 2. Контробразец 7 прикрепляют к держателю 6 и устанавливают у одного из датчиков 8 или 9. Затем включают привод 3 вращения. вала 2. Плита, 4 при повороте вала 2 в одну сторону изменяет угол своего наклона к горизонту, а держатель 6 с контробра3IIQM

7 переместится от датчика 8 к датчику 9, который отключит привод 3 вращения вала 2.

Одновременно с движением держателя 6 кулиса. 14, поворачиваясь с валом 2, сообщает поступательное движение ползунам 15 и 17, а последний, двигаясь по направляющей 18, переме-. щает связанные с ним нониусы (правый

12, если движение держателя 6 происходит от датчика 8 к датчику 9, и левый 13, если движение обратного направления), которые в момент остановки движения держателя 6 контробразца 7 также останавливаются.

Отсчет коэффициента трения производится с помощью шкал 10 и 11 и нониусов 12 и 13. Установка двух шкал с нониусами позволяет повысить

Формула изобретения

Устройство для определения коэффициента трения, содержащее основание, установленный на нем вал, привод его вращения, держатель образца, выполненный в виде плиты, жестко установленной на валу, держатель контробразца, выполненный в виде свободно установленного на плите бруска, размещенные на плите датчики для фиксации начала и окончания движения- держателя контробразца и

35 измеритель контролируемого параметра, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности, измеритель контролируемого параметра выполнен в виде двух оппозитно распо40 ложенных над плитой перпендикулярно валу шкал с нониусами для отсчета коэффициента трения, кулисы, одним концом жестко и перпендикулярно закрепленной на валу, ползуна, кинема45 тически связанного с другим концом кулисы, шарнирно связанного с первым второго ползуна, и направляющей для его 4перемещения, ус.тановленной параллельно шкалам, а нониусы шкал взаи50 модействуют с концами второго ползуна.

Устройство для определения коэффициента трения Устройство для определения коэффициента трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к методам исследования трибологи ческих свойств эластичных материалов

Изобретение относится к области, испытания на трение и может найти применение для определения потерь на трение в спиральных трубопроводах

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к устройствам для сепарации сыпучих материалов, например, семян сельскохозяйственных растений

Изобретение относится к способам определения коэффициента контактного трения при деформировании полых тонкостенных заготовок

Изобретение относится к области определения силы трения между пластически деформируемым материалом и инструментом

Изобретение относится к устройствам для испытания смазочных материалов

Изобретение относится к области трибологических исследований сыпучих материалов и может быть использова11о для оценки внутреннего трения строительных материалов

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх