Способ определения аэрационно-деаэрирующих свойств смазочных масел

 

Изобретение относится к теплоэнергетике и касается определения склонности турбинных масел к аэрации я способности их к деаэра ции. Цель - повьппение точности способа. Для этого масловоздушнуго смесь получают эжек тированием и дроблением воздуха, вытекающего под давлением каплеструйным потоком масла. Процесс приготовления газомасляной эмульсии сопровождают акустическим воздействием на струю масла. Затем эмульсию взвешивают на моментных весах и определяют скорость изменения ее плотности с течением времени. При взвешивании эмульсии акустическое воздействие прекращают. При акустическом воздействии на струю масла, эжектирующего воздух, аэрационно-деаэрирук) свойства при лабораторном эксперименте приближаются к реальным условиям. 2 ил. i (Л С о 00 00 ел со со

СОЮЭ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 G 01 N 33/28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

«10 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (46) 30.07.88. Бюл. К 28 (21) 4022173/23-04 (22) 05.02.86 (71) Уральский Филиал Всесоюзного теплотехнического научно-исследовательского института им,Ф,Э.Дзержинского (72) В.H.Êàçàíñêèé и P.Н..Смолин (53) 62 1.89 1.2(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

11 732744, кл. G 01 М 33/30, 1980.

Авторское свидетельство СССР

Р 277397, кл, С 01 И 33/28, 1970., (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЭРАЦИОННО- .

-ДЕАЭРИРУЮЩИХ СВОЙСТВ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ (57) Изобретение относится к теплоэнергетике и касается определения склонности турбинных масел к аэрации

„„Я0„„1338599 А 1 л способности их к деаэрации. Цель— повышение точности способа. Для этого масловоздушную смесь получают эжектированием и дроблением воздуха, вытекающего под давлением каплеструйным потоком масла. Процесс приготовления газомасляной эмульсии сопровождают акустическим воздействием на струю масла. Затем эмульсию взвешивают на моментных весах и определяют скорость изменения ее плотности с течением времени. При взвешивании эмульсии акустическое воздействие прекращают.

При акустическом воздействии на струю масла, эжектирующего воздух, аэрационно-деаэрирующие свойства при лабораторном эксперименте приближаются к реальным условиям. 2 ил.

1 1338599 2

Изобретение относится к способам лабораторной оценки аэрационно-цеаэрирующих свойств смазочных масел и может быть использовано преимущест ) венно в теплоэнергетике при освоении новых сортов турбинного масла.

Целью иэобретейия является повыШение точности способа определения аэрационно-деаэрирующих свойств смазочных масел за счет воспроизнедения эксплуатационных условий подшипникон турбоагрегата.

На фиг. 1 показана общая схема лабораторной установки для изучения аэрационно-деаэрирующих свойств масел; на фиг. 2 - график изменения объемного воздухосодержания q с течением времени

В корпусе 1 установки защемлена рессора 2 с размещенным деаэраторным контейнером 3 н виде отглушенного снизу цилиндра. На рессоре укреплен весоизмерительный датчик 4 (например, тензодатчик или реостатный датчик), 26 подключенный импульсной линией 5 к прибору-регистратору 6. Соосно с контейнером размещен аэратор масла, содержащий цилиндрическую камеру 7 с поршнем 8, отсекателем 9 и его быст родействующим сервомотором 10, соплом пненмопроводом с клапаном 12 и его быстродействующим сервомотором 13, воронкой 14 с запорным устройством (краном), Между аэраторным и деаэра35 торным устройствами образована камера 15, оснащенная сверху акустическим излучателем 16 (например пневмосвистком Гартмана) с устройством для

его быстрого включения .и отключения. 40

Блок управления 17 связан импульсной лйнией 18 с сервомотором 13, линией

19 — с сервомотором 10, линией 20—, с излучателем 16.

На фиг. 2 кривая 21 показывает изменение во времени концентрации воздуха ц для быстро расслаивающейся газовой эмульсии, кривая 22 — для медленно расслаинающейся газовой эмульсии °

Лабораторная установка работает следующим образом.

В начальном состоянии клапан 12 закрыт, поршень 8 находится в крайнем верхнем положении, а отсекатель

9 - в нижнем. Контейнер 3 пустой.

Излучатель 16 отключен.

Через воронку 14 камеру 7 заполняют порцией испытуемого масла. Кран воронки отсекает камеру. С использованием блока 17 подается по импульсной линии 20 команда на включение акустического излучателя 16, затем по импульсной линии 18 подается команда серномотору 13 на открытие клапана 12 и подачу сжатого воздуха к поршню 8, наконец, по импульсной линии 19 подается сигнал к серномотору 1О на открытие отсекателя 9.

Поршень 8 ныдавливает из камеры 7 через сопло 1I1 порцию масла, которое в виде раздробленного на капли, струйки, дисперсоиды потока пересекает воздушную камеру 15, эжектирует воздух и подвергается деформационноакустическому воздействию со стороны излучателя 16, В контейнере 3 смесь еще раэ подвергается перемешиванию и диспергированию. Затем излучатель

16 отключается, отсекатель 9 опускается, в контейнере начинается процесс расслоения газовой эмульсии. С течением времени центр тяжести контейнера смещается, датчик 4 фиксирует изменение изгибающего момента рессоры 2 и формирует сигнал, пропорЦи,ональныи плотности эмульсии, для передачи по линии 5 к прибор> 6. В результате такого поинтервально-нременного измерения объема выделившегося воздуха строят график изменения объемного воэдухосодержания масла с течением времени . В момент времени 7 = 0 величина у максимальна о и количестненно характеризует склонность масла к аэрации, т.е. к началь-. ному насыщению масла диспергированным воздухом. Время ь,, при котором заканчивается вьщеление воздуха (Ч O), характеризует способность масла к деаэрации. Взаимосвязь величин и 7 может быть представлена аналитически в виде степенной или другой зависимости. Кривая 21 характеризует масло как с повышенной склонностью к аэрации, так и с повышенной способностью к деаэрации. Кривая 22 характеризует масло как с пониженной склонностью к аэрации, так и пониженной способностью к деаэрации. Возможны и промежуточные варианты или их комбинации, Способ характеризуется следующими операциями.

Приготовление маслоноздушной смеси путем эжектирования и дробления атмосферного воздуха каплеструйным потоком масла, вытекающим под давле1338599 нием иэ щели, имитирующей смазочный зазор в подшипнике жидкостного трения.

Акустическое деформационное воздействие на скоростной каплеструйный поток масла, эжектирующий окружающий атмосферный воздух, Прекращение акустического воздействия после окончания истечения порции масла в деаэрационный контейнер, Расслоение гаэомасляной эмульсии под влиянием гравитационных сил, Поинтервально-временное измерение объема отсепари 1ованного воздУха (например, путем определения на моментных весах изменяющейся с течением времени плотности газомасляной эмульсии).

Построение графической зависимости объемнбй концентрации воздуха в масле от времени, Оценка склонности масла к аэрации (нахождение иэ графика величин о при 77 =О) .

Оценка способности масла к деаэрации (нахождение из графика времени при котором весь воздух выделится, т.е. <Р- О) .

Оценка склонности масла .к пено.— образованию по соотношению объема выделившейся на поверхность пены к объему испытуемой порции масла.

Способ характеризуется следующим диапазоном режимных параметров: температура испытуемого масла, С

50-70; давление масла в камере, имитирующей подшипник, МПа 2-3; скорость истечения струи масла, м/с 20-30 (35); интенсивность акустического возДействия, дБ, 120-130.

Пример 1. Определяют аэрационно-деаэрирующие свойства нефтяного турбинного масла Тп-22 ГОСТ 9972-74 путем взвешивания порции масловаэдушной смеси от конца ее приготовления до завершения процесса расслоения.

Склонность масла к аэрации оценивают значением величины объемной концентрации диспергированного воздуха у, в начальный момент процесса расслоейия (конец приготовления смеси) . Способность масла к деаэрации оценивают значением величины времени Г„, необходимого для практически полного выделения воздуха { V„» 0,2X) .

Получено

Б из сопла с исходным давлением 2,5 МПа и одновременным акустическим воздействием интенсивностью 130 дБ. Данные промьппленного эксперимента (подшип- . ники турбины 800 МВт): q = 9,27 и

7„= 67 с.

Без операции озвучивания в лабораторном эксперименте получено о

5,1Е и i„ 42 с, а для масловоэдуш"

15 ной смеси, полученной путем барботи-. рования масла воздухом, получено

= 0,67 и 7„ = 19 с, что не воспроизводит реальные эксплуатационные условия, Пример 2 ° Определяют аэрационно-деаэрирующие свойства синтети" ческого огнестойкого масла ОМТИ по

ТУ 6-25-12-75 при 50 С по методике, приведенной в примере

Получено у,= 157. и 7„= 200 с для масловоздушной смеси, полученной при эжектировании воздуха струей мас" ла, вытекающей под давлением 2,5 МПа, и озвучивании с интенсивностью шума

130 дБ. Эти данные хорошо воспроизводят результаты промьнпленного эксперимента (подшипники турбины 800 МВт) ." . ч, = 16X H 7к = 192 с.

Без операций озвучивания в лабоЗБ

" раторном эксперименте получено о

= 8,1Х и „= 119 с, а для масловоздушной смеси, приготовленной при барботировании масла ОМТИ воздухом, 40 получено = 1X и ct, = 61 с что не о У воспроизводит реальные эксплуатационные условия.

Формула изобретенная, 45.

Способ определения аэрационно-деаэрирующих свойств смазочных масел путем приготовления масловоздушной смеси с последующим расслоением ее и оценкой свойств по времени рассло50 ения и объему выделенного воздуха, отличающийся тем, что, с целью повышения точности способа, масловоздушную смесь получают путем эжектирования и дробления воздуха вытекающим под давлением каплеструй. ным потоком масла при дополнительном акустическом воздействии.

1138599

Составитель Л. Иванова

Редактор А. Купрякова Техред М.яндык Корректор С, Шекмар

Заказ 3846 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Способ определения аэрационно-деаэрирующих свойств смазочных масел Способ определения аэрационно-деаэрирующих свойств смазочных масел Способ определения аэрационно-деаэрирующих свойств смазочных масел Способ определения аэрационно-деаэрирующих свойств смазочных масел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к производству и эксплуатации холодильных смазочных масел, и касается способа определения стабильности масел

Изобретение относится к способам контроля содержания масла в нефтяных парафинах с температурой плавления 30 С и выше

Изобретение относится к прибору для определения стабильности и коррозионности смазочных масел, может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности и позволяет ускорить испытание и определение испаряемости смазочных масел

Изобретение относится к технической диагностике двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано при определении качества масла, работающего в двигателе внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к исследованиям эксплуатационных свойств нефтепродуктов, а именно к определению содержания ингибиторов окисления в трансформаторных маслах (ТМ) и может быть использовано для определения сроков замены или обновления масел

Изобретение относится к области аналитической химии и может найти применение для определения содержания примеси в различных специальных жидкостях, таких как масло, топливо и гидравлические жидкости, в различных отраслях промышленности, где эти жидкости применяются

Изобретение относится к области контроля прочности бетона

Изобретение относится к способу определения стабильности водно-углеводородной эмульсии

Изобретение относится к устройствам для окисления масел при оценке эксплуатационных свойств

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел
Наверх