Способ восстановления зубчатых колес

 

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при восстановлении изношенных зубчатых колес, в частности первичных валов коробок передач автомобилей . Цель изобретения - расширение технологических возможностей. Для этого поверхность первичного вала , изношенную по наружной и кони-, ческой поверхностям, на токарном станке с помощью газопламенной горелки нагревают до 900-950 С. -Осуществляют обжатие наружной конической пoвepkнocти роликом с одновременной подачей через горелку порошкового материала. После подачи порции материала и соответствующего деформирования прекращают вращение и подачу порошкового материала, и, продолжая нагрев, во внутренний венец вводят профильный дорн. Восстановленный таким образом изношенный участок вала обрабатывают механически, осуществляя чистовое точение наружной конической поверхности и зубообработку внутреннего зубчатого венца с последующей термообработкой (закалка, отпуск ) . Такая технология позволит повысить долговечность восстановленных колес за счет сохранения внутреннего венца, работающего со значительными динамическими нагрузками. 1 з.п.ф-лы, 4 ил. (Л со . 00 о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (11 4 В 21 Н 5/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АSTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3839533/31-27 (22) 07 ° 01 ° 85 (46) 30.10.87. Бюл. В 40 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О.И.Кузьменков, Ф.Ф.Карабанов, Н.К.Кривенко, Т.С.Хитрун и Л.Г.Величко (53) 621.992.7.02:621.833(088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 733823, кл. В 2 1 Н 5/06, 1978. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ

КОЛЕС (57) Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при восстановлении изношенных зубчатых колес, в частности первичных валов коробок передач автомобилей. Цель изобретения — расширение технологических воэможностей.

Для этого поверхность первичного вала, изношенную по наружной и кони-. ческой поверхностям, на токарном

„„SU,„, 1348047 A 1 станке с помощью газопламенной горелки нагревают до 900-950 С. Осуществляют обжатие наружной конической поверхности роликом с одновременной подачей через горелку порошкового материала. После подачи порции материала и соответствующего деформирования прекращают вращение и подачу порошкового материала, и, продолжая нагрев, во внутренний венец вводят профильный дорн. Восстановленный таким образом изношенный участок вала обрабатывают механически, осуществляя чистовое точение наружной конической поверхности и зубообработку внутреннего зубчатого венца с последующей термообработкой (закалка, отпуск). Такая технология позволит повысить долговечность восстановленных колес за счет сохранения внутреннего венца, работающего со значительными динамическими нагрузками. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

1348047

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при восстановлении изношенных зубчатых колес, в частности первичных валов коробок передач автомобилей.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей путем восстановления сопрягаемых деталей в паре трения.

На фиг. 1 изображена схема предлагаемого способа, на фиг. 2 — подача дорна; на фиг. 3 — элементы первичного нала до восстановления; на фиг. 4 — то же, после восстановления.

Способ восстановления осуществляется в следующей последовательности, Первичный вал 1 (фиг. 1), изношенный по наружной конической поверхности 2 и внутреннему зубчатому, венцу 3, после промывки и дефектовки устанавливают в патрон токарного станка (не показан), включают вращение и с помощью горелки 4 для газопламенного напыления разогревают его о изношенную часть до 900 — 950 С, подводят ролики 5 и осуществляют обжатие наружной конической поверхности

2 с одновременной подачей через горелку 4 порошкового материала 6

° (фиг. 2). Затем (фиг. 3) вращение выключают, прекращают подачу порошкового материала, продолжая нагрев (не показан), а во внутренний обжатый зубчатый венец 3 до упора вводят профильный дорн 7. Затем осуществляют механическую обработку, например чистовое течение наружной и конической поверхности 2 в номинальный размер, зубообработку внутреннего зубчатого венца 3 и термообработку (закалку и отпуск).

Пример 1. Операция 1. Первичный вал, изношенный по конической наружной поверхности и по зубчатому венцу, устанавливают в патроне токарного станка 1К62, включают вращение (n = 300 об/мин). Операция 2. Горелкой для газопламенного напыления разогревают изношенную часть первичного вала до 900 — 950 С (время нагрева 30 с). Операция 3. Подводят накатные (обжимные) ролики и обжимают наружную коническую поверхность с одновременной подачей в зону обжима порошкового материала ПГ - CP 40 И

ГОСТ 21448-75, Усилие обжима 15 кН, Время обжима 12 с. Операция 4 ° Пода5

55 чу порошкового материала прекращают, продолжая нагрев, а вращение шпинделя выключают, вводят во внутренний венец до упора профильный дорн, выполненный по размерам внутреннего зубцатого вала с учетом припуска на механическую обработку. Операция 5.

Протачивают на токарном станке наружную коническую поверхность в требуемый размер (Ф80 в указанной на чертеже точке). Операция 6. Обрабатывают внутренний зубчатый венец согласно чертежу на зубодолбежном станке мод. 514.

Пример 2. Операции 1 и 2 ана— логичны примеру 1. Операция 3. Подводят нажимные (обжимные) ролики и обжимают наружную коническую поверхность с одновременной подачей в зону обжима порошкового материала Пà — СР

2 ОМ ГОСТ 21448 — 75 с высокими триологическими свойствами, т.е. со свойствами, близкими к свойствам латуни ЛМцКА 58-2-1-1 ТУ 48-21-338-74.

Операция 4 аналогична примеру 1.

Операция 5. Протачивают на токарном станке наружную коническую поверхность в размере Ф80 (в указанной на чертеже точке). Операция 6 аналогична примеру 1. Операция 7. В сопрягаемой детали синхрониэаторе четвертой и пятой передачи коробки передач заменяют изношенные кольца из латуни

ЛИцКА 58 — 2-1 — 1 стальными (сталь

25 хП1) .

Предлагаемый способ восстановления первичного вала коробки передач расширяет технологические воэможнос ти путем восстановления сопрягаемых деталей в паре трения, повышает производительность за счет одновременного восстановления двух рабочих поверхностей: наружной конической и внутреннего зубчатого венца. Повышение долговечности восстановленных колес обеспечивается нанесением дополнительного порошкового материала на менее нагруженную коническую поверхность и сохранением внутреннего венца, работающего со значительными динамическими нагрузками, из исходного материала, а также путем упрочнения зубчатого венца в результате пластического деформирования. Экономия цветного металла достигается тем, что в качестве дополнительного порошкового материала используют самофлюсующийся порошок с физико-меха134804 7 фие2 ническими свойствами, близкими к свойствам материала сопрягаемой детали из цветного металла, например латуни, а сопрягаемую деталь заменяют стальной.

Формула изобретения

1. Способ восстановления зубчатых колес, при котором осуществляют нагрев колеса, подачу порошкового материала в зону обработки и пластическое деформирование его обкатными роликами с последующей механической обработкой, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет восстановления зубчатых колес с внутренним и наружным зацеплением, после обработки пластическим деформированием наружного зацепления осуществляют калибрование внутреннего венца зубчатого колеса и последующую его механическую обработку, при этом температуру нагрева поддерживают постоянной.

2. Способ по п. 2, о т л и ч а юшийся тем, что калибровку внутреннего венца осуществляют профильным дорном.

1348047

Составитель С.Чукаева

Редактор С,Лисина Техред Л.Сердюкова Корректор А.Тяско

Заказ 5145/9 Тираж 582 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. ужгород, ул. Проектная, 4

Способ восстановления зубчатых колес Способ восстановления зубчатых колес Способ восстановления зубчатых колес Способ восстановления зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано, преимущественно, при накатке зубчатых колес

Изобретение относится к обработке металлов давлением

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при упрочнении зубчатых колес

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и предназначено для накатки зубьев кинемат тической пары

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и предназначено для накатки зубьев кинемат тической пары

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для упрочнения зубьев колеса методом поверхностного пластического деформирования

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления зубчатых колес

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности к инструментам для прокатки зубчатых колес, и может быть использовано в цехах с прогрессивной технологией изготовления зубчатых колес прокаткой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при поверхностной электротермообработке зубчатых колес

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано на ремонтных предприятиях при накатке внутренних зубчатых профилей в трубчатых деталях, в частности, при их восстановлении

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления накаткой зубчатых колес с внутренними зубьями в ремонтном производстве
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при холодном накатывании зубчатых профилей

Изобретение относится к области изготовления деталей типа дисков, в частности конических зубчатых колес, пластическим деформированием и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к способу для упрочняющего накатывания нагружаемой вдоль оси нагрузки детали в проходящей примерно перпендикулярно оси нагрузки канавке, которая имеет минимальный радиус кривизны, который должен определяться в параллельном оси нагрузки поперечном сечении

Изобретение относится к металлообработке, отделочно-упрочняющей обработке крупномодульных зубчатых колес, например, тяговых редукторов подвижного состава

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в разных областях машиностроения, а именно для упрочнения различных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к металлообработке поверхностно-пластическим деформированием и может быть использовано для накатывания шлицевых и зубчатых профилей на валах
Наверх